Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елизарова Ирина Сергеевна

Экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_akademiya_chudes-novatory.docx225.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации города Орла

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение -                                                                                детский сад № 95 города Орла

302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема:      «Академия чудес»

(подготовительная  группа компенсирующей направленности

для детей с нарушением речи)

https://i.pinimg.com/originals/52/6d/03/526d035c358fd2dd21e3bf30105b5d14.jpg

Форма участия:

неделя новаторов

Заводского района

Воспитатель

                                                                   высшей квалификационной

категории  

                                                                                       Елизарова Ирина Сергеевна

                                                                       

                     Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема:      «Академия чудес»

(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

Воспитательные:

Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности, самостоятельность в работе, чувство товарищества.  Создание эмоционально-положительного настроя детей.

Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление,  внимание, память, умение излагать результаты исследования.

Предварительная работа: просмотры мультфильмов про экспериментирование;

беседы «Как обращаться с опасными предметами и веществами».

          Методы и приемы:

         - Словесный;

         - Наглядный  (декорации;)

         - Практический  (продуктивная деятельность).

Материалы и оборудование: 

сахар, соль, мука, растительное масло, банки, крышки, вода, палочки деревянные , глубокие тарелки, пищевой краситель, , одноразовые тарелки, подносы, стеклянные стаканы, , краски, сода, уксус, одноразовые ложки, сухой дождь.

              Вид детской деятельности: Познавательно исследовательская.

            Приоритетное развитие: «Познавательное развитие»

Ход образовательной деятельности:

(Дети и воспитатель проходят в зал)

  1. Организационный момент:

Приветствие

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг .

Все в сборе - дети, взрослые

Мы можем начинать

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап:

Дорогие ребята! На днях я побывала  в гостях у очень интересного человека, его зовут профессор Всезнайкин. Он работает в лаборатории. Я помогала профессору проводить опыты и он назначил меня старшим лаборантом.  Я там увидела столько всего интересного…  Мы с профессором проделали большую работу, но он, к сожалению, уехал в командировку, а работы осталось очень много. А мне одной просто не справится. Сегодня я предлагаю вам стать моими помощниками и приглашаю вас в научную лабораторию «Академия чудес».  Ну, что вы согласны? (Ответы детей). Хорошо! Тогда давайте не будем медлить  и поскорей отворим двери в  «Академию чудес»! (раздвигаются ширмы и воспитатель с детьми проходят в  импровизированную лабораторию).

Ну вот мы уже на месте, прошу вас надеть специальную одежду и присесть на стульчики. (дети надевают мантию и шапку конфедератку и садятся на стульчики.)

Вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).

Дети отвечают:

Так что такое эксперименты? (Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.)

Дети отвечают:

 А, вы любите экспериментировать?

 Дети отвечают.

Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии.

При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1.        Внимательно слушать старшего   лаборанта.

2.        Точно выполнять указания

3.        Аккуратно работать с оборудованием.

4.        В конце опытов делать выводы

Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.

  1. Основная часть:

Не будем терять время, начнем!

 1 этап: Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица»(работа стоя).

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Давайте с вами вспомним свойства воды, которые нам уже знакомы (показываются пиктограммы):

  1. У воды нет цвета. Она бесцветная.
  2. Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.
  3. У воды нет вкуса. Для того чтобы это понять, нужно опустить в воду язык или сделать глоток воды.
  4. У воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.
  5. Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.
  6. Вода течёт, потому что жидкая.

Молодцы! Вот она какая, вода! Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся еще с некоторыми, очень интересными свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

1 опыт:  «Растворение веществ»

Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом.

Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде  и не смешивается с водой.

2 опыт:   «Пизанская башня»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит.

Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

2 этап: «Радуга в стакане» (работа сидя). 

Молодцы, ребята. А сейчас, я предлагаю вам познакомиться с таким свойством воды, который называется плотность. Прошу вас пройти ко второму опытному и занять места.

     Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).

Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Давайте с вами проверим, так ли это?

3 опыт:

 Я предлагаю провести  очень яркий, захватывающий, интересный эксперимент.  Всё, что потребуется это сахар, 5 стаканов, пищевая  краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.

Приступим к работе! Добавьте в 1 стакан 3 столовые ложки сахара, во 2 – 4 ложки, в 3 – 5, и т. д.

Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и т. д. снова перемешайте. В первых двух раствориться быстро и полностью, а последующих не полностью и долго.

     Теперь возьмём шприц, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? (Ответы детей).

Пояснение воспитателя: Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет с стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка:

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

3 этап:  «Вода, масло и цветной лед».   (работа сидя) 

Я приглашаю вас к третьему   опытному столу, прошу занять места. Уважаемые коллеги, для того, чтобы приступить к следующему эксперименту, давайте с вами вспомним, в каком виде встречается вода в природе? (Ответы детей: в жидком , твердом, газообразном).

4 опыт:

Молодцы! Я не с проста вас спросила, так как одно из перечисленных свойств,  нам пригодится для следующего невероятно красочного опыта.  Для него нам понадобятся:

Вода, масло,  цветные кубики льда (предварительно подкрашенные пищевыми красителями или акварелью), прозрачные емкости.

Итак, приступаем к работе!

Берем стеклянную емкость и наливаем в нее воду. Теперь берем масло и наливаем ее   туже емкость. Понаблюдайте, что происходит? Почему? (вода внизу остается, масло вверху). Туда же мы высыпаем кубики льда. И что мы видим? Масло и вода – это 2 жидкости, которые, как мы уже говорили, не смешиваются. Более того, в начале, кубики льда в масле плавают, но когда лед начинает таять, капли воды идут ко дну, так как вода тяжелеем масла.

Понаблюдайте за процессом, это невероятно красиво. Разноцветный дождик в стакане и прекрасные капельки на дне, выглядят просто волшебно.

Когда весь лед растает, можно понаблюдать за жидкостью еще.

5 опыт: 

Для этого переливаем все в емкость с крышкой и добавляем еще немного воды. Обратите внимание, что вся подкрашенная вода из льдинок смешалась в один цвет, а масло осталось своего цвета. Какой вывод мы сможем сделать? (вода тяжелее масла и ее плотность больше). Закройте крышками и наклоните банку. Что мы видим? (Вода с низу , а масло сверху). Потрясем, как следует банку. Неужели вода и масло смешались? Поставьте банку и посмотрите, как жидкость снова расслоится на жидкость и масло. То мы эти можем подтвердить?

6 опыт:

Проведем еще опыт. Берем шипучую таблетку (в наше случае витаминку , напомнить детям, о правилах безопасности), бросаем ее в банку и смотри, как красиво она растворяется в воде, поднимая ее на поверхность. Этот процесс похож на лавовую лампу.

4 этап: « Вулкан».

Уважаемые коллеги! Профессор Всезнайкин, уезжая в командировку,  пообещал мне, что если  мы хорошо справимся с работой, приготовит для нас небольшой опыт-сюрприз. Я думаю, что мы вполне со всем справились. А вы как считаете?  Тогда давайте посмотрим! (сюрприз спрятан под тканью). Посмотрите, что это?

Ребята, а вы знаете что такое вулкан?

Ответы детей.

Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?

7 опыт: «Вулкан» (работа стоя)

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и  конечно же сами  макеты вулканов.

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом  окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю  его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.

Вывод: сода и уксус вступают в химическую реакцию, сода растворяется и начинает бурлить.

 Молодцы, уважаемые коллеги, мне очень понравилось, как вы сегодня потрудились. Ваша работа, достойна уважения!

  1. Рефлексия:

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы с вас говорили сегодня?

Кому что запомнилось?

Все ли у нас получилось?

Что было самым сложным?

Прием с «Сухим дождем». Мне очень хочется узнать понравилось ли вам наше  «приключение» ? Для этого вам необходимо пройти сквозь сухой дождь. Обратите внимание на разноцветные ленты сухого дождя. Если вам понравилось наше приключение и у вас остались только хорошие впечатления вам необходимо пройти сквозь ленты теплых тонов, а если вам не понравилось,  вам необходимо пойти сквозь ленты холодных тонов.

5. Заключительная часть.

-Ну вот,  ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то,  что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...