Перспективное планирование "Знакомство с окружающим миром" средняя группа 2019-2020 уч.г.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Макунина Наталья Михайловна

Перспективное планирование "Знакомство с окружающим миром" средняя группа 2019-2020 уч.г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Заведующая структурного подразделения

детский сад №9 комбинированного вида

_________Н.И. Фоменкова

Перспективное планирование

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Знакомство с окружающим миром»

Структурного подразделения «Детский сад №9» комбинированного вида

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

г. Рузаевка.

Месяц/

неделя

Тема недели ДОУ

Тема НОД, литература

Программное содержание

Материалы, инструменты, оборудование

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг.

2 неделя

Наш детский сад. «Мой дом», Мой город», «Моя страна», «Моя планета».

«Детский сад»

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», стр. 11

Показать детям, что детский сад похож на семью: как и семье, в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что все вокруг сделано руками людей, причем люди старались сделать свою работу хорошо, чтобы детям в детском саду было интересно. Поэтому ко всему нужно относиться бережно.

Иллюстрации с изображением сцен из детского сада.

Д/и «Разложи по порядку», «Солнце по небу гуляет! Определи, когда это бывает»

Создание часов «Времена года»

3 неделя

Овощи и фрукты.

«Что растет в саду и на огороде»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Закрепить знания об овощах и фруктах, местах их произрастания. Учить сравнивать овощи и фрукты по форме, размеру, вкусу.

Картинки с изображение овощей, фруктов, ягод.

Упражнение «Чего нет»

Составление букета из осенних листьев

4 неделя

Мой родной край.

«Что было до…»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 110

Дать возможность самостоятельно находить ответы на вопросы. Учить мыслить самостоятельно. Научить понимать единство и противоречие окружающего мира.

Предметные картинки (камень, бревно, пень, скамейка).

Дидактическое упражнение «Кто в домике живет?»

Прогулка по достопримечательностям города

5 неделя

Хлеб всему голова

«Дары осени»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 117

Познакомить с плодами овощных культур. Продолжить взаимодействие с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе.

Муляжи овощей, фрукты, ягоды. Стихотворение А. Толстого «Осень.

Загадывание загадок об овощах и фруктах.

Продуктивная деятельность на тему: «Булочки с изюмом»

Октябрь

1 неделя

Золотая осень.

«Разноцветные краски осени»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 83

Закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Учить разные породы деревьев по листьям.

Цветные иллюстрации деревьев и их листьев (береза, клен, дуб, рябина)

Чтение русской народной сказки «Как коза избушку строила»

Наблюдение за листопадом

2 неделя

Птицы. Природа Мордовии.

«Перелетные и зимующие птицы»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Дать детям знания о перелетных и зимующих птицах. Учить описывать птиц. Находить различия между картинками.

Картинки с изображением птиц (грача,, ласточки, журавля, цапли, воробья, синицы)

Д/и «Кто чей детеныш?», «Кто как говорит?»

Отгадывание загадок о домашних птицах

3 неделя

Домашние животные.

«Домашние любимцы: собаки и кошки»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 94

Расширять представления о домашних животных (особенности внешнего вида, поведения, питания и ухода). Воспитывать бережное отношение к животным.

Иллюстрации с изображением кошки и собаки.

Беседа по теме

Д/и «Хохлатка», «Кто чем питается?»

П/и «Кот и мыши»

Д/и «Кто с хозяином живет, что хозяину дает?»

4 неделя

Грибы. Лиственные деревья .

«Знакомство с деревом»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 86

Знакомить со свойствами дерева (твердость, прочность) и структурой его поверхности (гладкая, шероховатая). Бережное отношение к деревьям и лесу.

Иллюстрации с изображением деревьев.

Отгадывание загадок, игра «Назови цвет, форму, посчитай»

Прогулка в лес, игра «Съедобное – несъедобное»

Ноябрь

1 неделя

«Дружба», «День народного единства»

«Мои друзья»

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр. 24

Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Стихотворение Л. Квитко «Об этих ребятах»

Д/и «Как нужно заботиться о своем маленьком друге?»

Побеседовать с ребенком на тему: «Что такое дружба?»

2 неделя

Дикие животные.

«Животные и их детеныши»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Активизировать знания о животных средней полосы, их детенышах. Формировать умение описывать животных.

Картинки с изображение диких животных; картинки с изображение норы, берлоги, дупла.

Д/и «Что было бы, если бы из леса исчезли…»

Отгадывание загадок о диких животных

3 неделя

Игрушки.

«Магазин игрушек»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 66

Формировать интерес к разным профессиям. Учить способам исследования предметов. Знакомить со свойствами различных материалов (резины, металла, пластмассы).

Витрина магазина (подставка для игрушек), игрушки из пластмассы, резины, металла.

Д/и «Что из чего сделано?»

Экспериментирование с игрушками

4 неделя

Продукты питания.

«Профессия повар»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 47

Познакомить с профессией повара. Закрепить знания об основных продуктах (овощи, фрукты, крупа); кухонных принадлежностях (посуда, мебель). Воспитывать интерес и уважение к работе повара.

Набор овощей и фруктов. Предметы кухонной посуды.

Опытническая работа «Наш лук»

Посадка луковицы дома

5 неделя

Животные тёплых стран

«Прогулка по Московскому зоопарку»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 102

Формировать представления о диких экзотических животных (лев, тигр, слон, жираф). Рассказать о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают пищу.

Красочные иллюстрации с животными.

Беседа по теме.

Рассматривание иллюстраций

Просмотр диафильмов об экзотических животных

Декабрь

1неделя

Зима. «Здравствуй, Зимушка-зима!»

 

«Белый снег пушистый…»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Учить называть признаки зимы, описывать зиму, сравнивать ее с осенью. Подбирать слова действия и слова определения

Картинка с изображением зимы.

Отгадывание загадок, чтение народных потешек

Рисунок на тему: «Русская зима»

2 неделя

Одежда и обувь.

«Зачем людям нужна одежда»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 63

Рассказать для чего людям нужна одежда. Различать мужскую и женскую одежду. Воспитывать бережное отношение к человеческому труду.

Загадки, картины времен года, сезонная одежда.

 Отгадывание загадок.

Беседа по теме

Пошив предметов зимней одежды для куклы

3 неделя

Посуда.

«Ждем гостей»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 80

Учить правильно называть предметы посуды, формировать представление об их функциях. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению.

Коробка с игрушечной посудой.

Отгадывание загадок.

Беседа по теме

Обыгрывание ситуации: "В гостях у Мишутки"

4 неделя

«Новогодний калейдоскоп»

«Дети дружат с Дедом Морозом»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 78

Создавать атмосферу праздничного настроения. Развивать фантазию, творческое воображение. Воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам.

Чудесный мешочек с веткой ели.

Отгадывание загадок.

Беседа по теме.

Создание праздничной атмосферы дома

Январь

1 неделя

Каникулы.

2 неделя

Человек и семья. Этикет.

«Моя семья»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 50

Дать представление о семье. Учить называть ближайших родственников. Интересоваться работой родителей, знать чем они занимаются.

Семейные фотографии. Книга Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар»

Рассматривание семейных фотографий.

Беседа по теме

Сочинение рассказа на тему: «Моя семья»

3 неделя

Профессии.

«Профессия спасатель»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 44

Формировать интерес к различным профессиям. Знакомить с профессией спасателя. Закрепить знания правил безопасного поведения.

Иллюстрации с изображением людей различных профессий.

Чтение стихотворения

Т. Шарыгиной «Мы – пожарные»

Беседа на тему: «Остерегайся опасных ситуаций»

4 неделя

Мордовская народная игрушка.

Мордовское народное искусство

«Знакомство детей со свойствами ткани»

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», стр. 87

Познакомить детей с различными свойствами ткани. К изделиям из ткани нужно относится бережно, ухаживать за ними.

Лоскутки ткани (разного цвета и из разного материала)

Д/и «где снежинки?», игра в снежки без снега

Изготовление «Рисунок из ваты»

Февраль

1 неделя

 Мебель.

«Квартира в которой мы живем»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 70

Познакомить с понятием мебель. Воспитывать желание помогать по мере возможности, радоваться, испытывать удовлетворение, когда делаешь доброе дело для другого. Учить бережно относится к вещам и игрушкам.

Кукла Степашка, картинки и изображением предметов мебели.

Отгадывание загадок

Беседа по теме

Отгадывание загадок о мебели

2 неделя

Животные холодных стран.

«Животные Севера»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Познакомить с животными Севера, учить их описывать и сравнивать. Называть животных во множественном числе в родительном падеже.

Иллюстрации с изображением животных Севера.

Отгадывание загадок

Д/и «Найди отличия»

Просмотр альбома с изображениями животных Севера

3 неделя

День защитника Отечества. Наши защитники.

«Наша армия родная»

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», стр. 70

Дать детям знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы. Уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызывать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Иллюстрации с изображение различных родов войск, фотографии показывающие будни армии.

Рассматривание иллюстраций. Беседа по теме

Разучивание стихотворений об армии

 4 неделя

Транспорт. Правила дорожного движения.

«Знакомство с правилами безопасного поведения на улицах города»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 61

Закрепить знания детей о знаках дорожного движения, последовательности расположения световых сигналов светофора.  

Конструктор Лего, большие гимнастические мячи, макет игрушечного города, дорожные знаки.

Отгадывание загадок. Рассматривание картинок.

Беседа по теме.

Отгадывание загадок о транспорте

Март

1 неделя

Мамин праздник. Женский день. Миром правит доброта.

«Расскажем о маме»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Учить рассказывать о маме. Воспитывать уважение и любовь к маме, готовность помогать ей.

Картинки с изображением домашнего труда мам.

Д/и «Оденем друзей по-весеннему»

Просмотр альбома «Весенняя одежда»

2неделя

«Весна шагает по планете».

«Сыпем, лепим»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 97

Пополнить знания о свойствах песка. Пользоваться лейкой. Видеть красоту окружающего мира. Обучать коллективным играм и правилам добрых взаимоотношений.

Пластмассовые бутылки, воронки, совки, лейка. Стихотворение А. Плещеева «Ласточка»

Отгадывание загадок, чтение стихотворения

И. Сурикова «Весна»

Рисование на тему: «Весна пришла»

3 неделя

Перелетные птицы. Прилет птиц. « Встречаем птиц».

«Признаки весны»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Ознакомить с признаками весны. Учить описывать весну, сравнивать с другими временами года.

Картинки с изображением весны, зимы, осени.

Д/и «Поймай и назови», «Кто лишний»

Д/и «Кто лишний»

4 неделя

Каникулы. Знаменитые люди России.

«Весенний вернисаж»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Ознакомить с картинами русских художников-пейзажистов. Помочь понять основное содержание картин. Вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Репродукции картин художников-пейзажистов.

Игра «Зайка»

Разучивание стихотворений о весне

Апрель

1неделя

Мой родной город. Мордовская народная культура и традиции.

«Улица города»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 87

Расширить представления о ближайшем окружении. Закреплять навыки безопасного поведения на улице.

Иллюстрации с изображением улиц родного города.

Беседа по теме.

Беседа о семейных традициях

2неделя

«Космос». «Приведем в порядок планету».

«Полет на ракете»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Дать знания о космосе, звездах. Развивать наблюдательность.

Картина с изображением звездного неба.

Чтение сказки «О том, как умный мальчик Луну и Солнце померил!»

Наблюдение за звездным небом, солнце и луной

3 неделя

Рыбы.

«Животный мир прудов и рек»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Познакомить с названиями животных и растений прудов и рек. Учить сравнивать подводных животных, называть их во множественном числе.

Картинки с изображением животных и растений прудов, рек.

Д/и «Изучение строения рыбок»

Наблюдение за аквариумными рыбками.

4 неделя

Комнатные растения.

«Мир комнатных растений»

Интернет – ресурс

Дать представление о том, что такое комнатные растения, какими они бывают. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.

Д/и «Назови растения», пальчиковая игра «Цветочек»

Уход за растениями дома

Май

1 неделя

Насекомые.

«Каких насекомых мы знаем»

Комплексные занятия по программе «Детство» (средняя группа)

Дать знания о насекомых. Учить их сравнивать, называть во множественном числе.

Картинки с изображением жука, таракана, кузнечика, божьей коровки.

Отгадывание загадок, игра «Четвертый лишний»

Д/и «Хорошо – плохо»

2 неделя

«День победы»

«День Победы – 9 мая»

Интернет – ресурс

Расширять представления детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.

Календарь праздников. Карточки для д/и «Летает, плавает, шагает»

Отгадывание загадок.

Беседа по теме.

Рассматривание иллюстраций

3 неделя

Времена года. До свидания, детский сад, Здравствуй школа вот мы какие стали большие».

«Солнышко на травке»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 100

Пополнить знания о первых цветущих растениях, закрепить их названия (тюльпан, нарцисс, крокус). Продолжать учить рассматривать растение на примере одуванчика, выделяя его части (стебель, корень, лист, цветок).воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Картинки с изображением первых цветов (Тюльпан, нарцисс, крокус).

Отгадывание загадок.

Чтение стихотворения.

Беседа по теме

Рисование первых цветов на асфальте (цветными мелками)

4 неделя

Азбука безопасности

«Безопасность дома»

Т.Н. Вострухина «Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет», стр. 87

Закреплять представления об опасных для жизни и здоровья людей предметах и ситуациях. Предостерегать от неприятностей, связанных контактом с незнакомыми людьми. Учить слушать и отвечать на вопросы.

Игрушки (кошка, птица). Картинки с изображением опасных и безопасных предметов.

Беседа по теме

Беседа на тему: «Безопасность на улице»

5 неделя

«Скоро лето».

Мониторинг

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ЗОЖ, ОБЖ, ПДД средняя группа 2019-2020 г.

Перспективный план по ЗОЖ, ОБЖ, ПДД средняя группа 2019-2020 г....

Перспективный план работы с родителями на 2019–2020 год в младшей группе

Перспективный планЦель: вовлечение родителей в образовательное пространство группы...

Перспективное планирование "Развитие речи" средняя группа 2019-2020 уч.г.

Перспективное планирование "Развитие речи" средняя группа 2019-2020 уч.г....

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....

Перспективное планирование работы с детьми старшая, подготовительная группа 2019-2020 г, 2020 – 2021 г.

Перспективное  планирование работы с детьми старшая, подготовительная группа 2019-2020 г, 2020 – 2021 г....