Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о птицах».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Потапушкина Галина Ивановна

Уточнить представление детей о знакомых птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.),  их разнообразии, учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_ptitsah.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о птицах».

Программное содержание:  уточнить представление детей о знакомых птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.),  их разнообразии, учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Птицы летают потому ,что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) лёгкие перья с полым стержнем;3) плотные и жёсткие маховые перья;4) птицы лёгкие, так как едят понемногу и часто. Активизировать словарь (перелётные, зимующие, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие). Материалы к занятию: грамзапись «голоса весеннего леса», картинки с изображением птиц, письмо от дедушки. Зная, картинки с изображением клювов птиц.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом. Включаю грамзапись «голоса весеннего леса»

-Дети, вы догадались, кому будет посвящена сегодняшняя встреча? (птицам)

-Сегодня разговор пойдёт о птицах.

-Назовите знакомых вам птиц? (грач, кукушка, ворона, соловей, снегирь, зяблик, иволга, чечевица...)

-В какое время года птиц больше? (летом)

-Почему? (потому что тепло, много корма для птиц)

-Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? (перелётные птицы)

-А тех, которые остаются с нами зимовать? (зимующие птицы)

-Каких зимующих птиц вы знаете? (снегирь, клёст, синица...)

-А почему всё-таки многие птицы улетают? (им зимой нечем прокормиться)

-А каких насекомоядных птиц вы знаете? (скворец, соловей, трясогузка, иволга…)

-Как их отличить от других птиц? (по клюву)

-Какой клюв у насекомоядных птиц? (прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых)

-А сейчас давайте решим логическую задачу. Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, какая -семенами, плодами растений и обосновать своё мнение.

Воспитатель показывает фотографию с изображением трясогузки.

-Посмотрите на эту птицу. Как она называется? (трясогузка)

-Дед Знай прислал нам рассказ о ней. Послушайте.  (читает рассказ о трясогузке).

-Кто-нибудь из вас видел трясогузку? (да)

-Почему её называют спутником человека? (чаще всего можно встретить возле жилища человека)

-Трясогузке удобно ловить насекомых? (да)

-Можно её назвать перелётной птицей? (да)

-Почему? (потому что у неё заострённый, удлинённый и прямой клюв, которым удобно ловить насекомых)

-Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как собравшись в стаи они улетают. Почему? (потому что они летят в основном ночью)

-Почему? (потому что ночью безопаснее)

-Во время перелета многие птицы придерживаются строгого порядка. Причем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой. А как летят хищные птицы? (в одиночку, они компаний не любят).

-Наступила весна. Какие птицы прилетают первыми? (грачи)

-В каком месяце они прилетают? (в начале марта).

-А какие – последними? (иволги, чечевицы).

-Давайте с вами проведем игру «Кто за кем летит». Перед вами карточки с изображением птиц. Тот, кто выйдет сюда должен разложить их в том порядке, в каком они прилетают к нам с юга. (проводится игра).

Выставляю картинку с изображением скворца.

- В народе говорят : увидал скворца – знай: весна у крыльца. И правда, скворцы прилетают к нам в конце марта.

- Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворце по следующему плану : как называется птица, когда прилетает с юга, как выглядит, как устраивает свои гнезда, как заботится о своих птенцах. А поможет нам в этом письмо дедушки Зная. ( зачитывается письмо от дедушки Зная).

- А как еще называют скворца? (певец-пародист).

- А почему? (потому, что он копирует голоса птиц, а также скрип колес, кваканье лягушки).

- Как красиво поют птицы вы уже слышали. А какую птицу называют первой скрипкой леса? (соловья).

- Правильно. Песня соловья самая трепетная, самая звонкая и самая нежная.

- Мы поговорили с вами о птицах, которые живут в природе. Но есть и другие птицы, живущие у нас дома.

- Назовите их? (попугаи, канарейки).

- Правильно. Это домашние декоративные птицы.

Дети вместе с воспитателем подходят к клетке с попугаем.

- Для чего люди держат этих птиц? (они приносят радость своей красотой, воркованием).

- Где живут попугаи? ( в клетке).

- Кто заботится о них? ( вся забота о них лежит на людях. Они его кормят, чистят клетку, дают ему пить).

- Так поступают все, кто любит природу.

- А сейчас давайте уточним, где живут птицы? ( на земле , в воздухе).

- Значит птицы – это наземно-воздушные животные, которые могут жить на земле и летать в воздухе.

- Повторите, пожалуйста. Птицы – это какие животные? (наземно-воздушные).

- Подумайте и скажите, почему птицы могут летать по воздуху? (потому, что они легкие, их туловище покрыто перьями, у них широкие крылья и хвост).

Воспитатель показывает два пера.

- Какое из этих перьев согревает птицу? (маленькое).

- Как оно называется? (пуховое перо).

- А как называется это перо? (показывает маховое перо)  (маховое перо).

- Для чего птице нужны такие перья? (они помогают птице летать).

- Где у птице на теле находятся маховые перья? (на хвосте и крыльях).

- А что еще делает птицу легкой? Как она ест? (она ест часто и понемногу).

- Человек сможет летать как птица? (нет)

- Почему? (потому , что он тяжелый, тело человека не покрыто перьями).

- Молодцы, дети. А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Справочное бюро». Тот, кто будет работниками «Справочного бюро», должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. А те, кто задает вопрос, должны оценивать правильность ответов. В конце игры работники бюро и самые активные игроки будут награждаться медалями «Друг птиц». (проводится игра)

 Во время игры воспитатель корректирует вопросы детей, адресованные работникам «Справочного бюро».

- Дети, какое у нас было занятие? ( экология).

- Чем мы занимались с вами на занятии? (слушали пение птиц, рассматривали клювы птиц, решали логические задачи, составляли рассказ о скворце, играли в игру «Справочное бюро»)

- Занятие окончено, все были молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»

Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»

Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной к школе группе Тема: «Птицы в гости прилетели!»

Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия....

Конспект НОД по познавательному развитию (экология) в подготовительной к школе группе «А»

Тема: «Государыня соль» Цель:Дать детям представление о значении соли в жизни человека.Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойств...

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...