Конспект НОД "Кладовая гномов".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нидвецкая Елена Михайловна

Занятие по исследовательской деятельности с камнем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kladovaya_gnomov.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

 «Кладовая гномов»

 (исследовательская деятельность с камнем)

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:  

Образовательные задачи: 
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. 

Развивающие задачи: 
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Воспитательные задачи
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитывать любознательность, желание достигать цели в проблемной ситуации, желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

 Методы и приемы: 
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации,  шкатулка с камнями.
Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа: беседа об образовании гор. Беседа о профессиях (геолог, шахтёр). Чтение (английская народная сказка «Три поросёнка»; Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»; Г.Х.Андерсен. «Огниво»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Н.А. Рыжова. «О чём шептались камешки»).
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: керамзит, лаборатория, известняк,  аметист, малахит, яшма, гранат, агат,
Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность.
Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные и т.д.
Оборудование: речные камни, увеличительное стекло (лупа) прозрачный стакан с водой,  ложка, цветной картон, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции, лимон, мел.


Ход занятия

Учёные нам говорят,

Что много лет назад,
В ужасном   беспорядке,
В земле возникли складки.
Хребты, отроги и утёс.
И камень, о который ты разбил сегодня нос.

- Ребята, о чём это стихотворение? (о камнях). Где можно найти камни? Вспомните, как называлась сказка, которую написали братья Гримм, где главные герои добывают камни в подземелье?  (Белоснежка и семь гномов).Кто вспомнит,  как  зовут гномов?                                                                          Сегодня гномы у нас в гостях. Показ на мультимедийной презентации.
- Я предлагаю гномов назвать нашими именами, более простыми, например  по дням недели. Согласны?
Гном по имени Понедельник любит строить и всё знает о камнях - строителях (демонстрирует булыжник, известняк). Вспомните, из чего построили свои домики три брата   поросёнка из английской народной сказки, которую мы читали на прошлой недели?
Давайте вместе вспомним, как и из чего строят дома люди? Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.
А теперь давайте поиграем.

Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич). Найти объект, который не похож на остальные  (по форме,  по употреблению).

Что общего между кирпичом и булыжником? Чем они отличаются?  (булыжник создала природа, а кирпич  сделал человек).
Какой следующий гном к нам пожалует?
Гном по имени Вторник по натуре своей исследователь. Он предлагает нам проверить ощущения, которые проявляются при исследовании камней.
Игра «Ящик ощущений» (в ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Найдите самый маленький,  круглый,  гладкий камень, похожий на пуговичку, овальный камень, самый лёгкий.  Найдите самый тяжёлый,  самый шершавый камень.
Вторник спрашивает: когда камень бывает мокрым? блестящим? горячим? шипящим? интересным? привлекательным?
Выслушиваются и обсуждаются все ответы детей, какими бы парадоксальными они ни оказались.

Гном по имени Среда приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов. Он предлагает тщательно вымыть руки и надеть белые колпаки: у него в лаборатории всё стерильно.

Опыт 1. «Какими бываю камни?» Рассмотреть внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Обосновать свой выбор.

Опыт 2. Выложить камни в ряд  – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством), от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику) и т.п.

Внимательно рассмотрите  самый круглый камень (гальку). Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми). А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.

Опыт 4. «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (кристаллики, трещины, узоры).

Опыт 5. В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга.  В чём разница?

Опыт 7: «Тонет - не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Что стало с керамзитом? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки. По сравнению с сухими?

Опыт 8. Потрогать разные камни: холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось?

Опыт 9. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).

- Гном по имени Четверг интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно поискать и рисовать? (мел, уголь).  Ими действительно легко рисовать на асфальте. А как они появились? А на бумаге чем вы рисуете?  Если быть точными, грифелем, изготовленным из графита - тёмно- серого мягкого минерала.

Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять! (Дети выполняют повороты влево - вправо.)
Будем строить и играть! (приседания.)
Дом большой, высокий строим (встать на носки и тянуться руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем (прыжки на месте).
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руки вперёд.)
Будет жить в нём старый гном! (приседания) (2 раза).

- Гном по имени Пятница изучает камни, образовавшиеся из растений и животных. Это уголь, янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней). Ребята, покажите пожалуйста, знакомые для вас камни и расскажите чем они вам запомнились? (как зародилась жемчужина (из песчинок) и т.д.)

- Какие вы знаете сказки, в которых говориться о камнях? Какие орудия труда помогают гномам добывать камни? Где можно найти камни в современной квартире?
Вернёмся к нашим друзьям гномам. Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.
Астрологи утверждают, что каждый драгоценный камень принадлежит к определённому знаку Зодиака, т.е. камень-талисман: например, у Рака это изумруд, жемчуг; у Льва - янтарь, топаз, У Девы- нефрит. Дети, кто может поделиться секретом и рассказать, у кого какой камень- талисман. (3-4 ответа). Какие вы молодцы, что знаете, так много камней. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар и т.д. 
Загадочным блеском сверкают каменья,
Таят человека черты.
Камень надежды,
Камень терпенья,
Камень мечты.
Камень рассвета,
Камень заката,
Камень ночей. (Б. Дубровин).

- Гном по имени Воскресенье всё своё время посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды и сказания. Заботится о камнях, сторожит их. Воскресенье просит нарисовать ему помощниц - ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровищ.
Организуется рисование манной крупой по клейстеру с использованием трафарета.
Ребята, я предлагаю каждому из вас поместить свою змейку на камень, который она будет охранять. В каждой стране существовали хранители подземных богатств - сказочные герои народов мира (показ картинок). Мы с вами уже познакомились с ними. Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (на Урале).  Верно. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, жившей в Уральских горах - самом сердце России. Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, кокошник, украшенный драгоценными каменьями. Зелёный цвет малахита в особом почёте у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит - добрый, честный да чистый душой человек. А злых, жадных,  да нечестных Хозяйка жестоко наказывала,  заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали?
Так вот сама Хозяйка Медной горы пожаловала к нам и рассказала о том, что по нраву мы пришлись ей. И хочет одарить нас своими сокровищами, но до этого мы должны рассказать о том, что интересного мы сегодня узнали о камнях, что интересного делали и чем мы можем поделить с Хозяйкой Медной горы ( дети рассказывают о свойствах камней, том, что им понравилось, что запомнилось и т.д.).
- Хозяйка Медной горы благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища  (вручение конфет из малахитовой шкатулки). А ещё давайте поблагодарим наших проводников-гномов, за очень интересное путешествие. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.

Приложение к занятию.

Рыбы- аметист, жемчуг.(19.02-20.03)
Водолей –опал, лазурит, гранат, сапфир, аметист.(21.01-18.02)
Козерог- оникс, рубин, гранат, лазурит.(22.12-20.01)
Стрелец- топаз, аметист, Хризолит, бирюза, опал.(23.11-21.12)
Скорпион- аквамарин, коралл, рубин.(24.10-22.11)
Весы- опал, лазурит, коралл.(24.09-23.10)
Дева- нефрит, сердолик.(24.08-23.09)
Лев- янтарь, алмаз, хрезолит.(23.07-23.08)
Рак- лунный камень. Изумруд, рубин.(22.06-22.07)
Близнецы - хризопраз, берилл, гранат, агат, яшма.(22.05.-21.06)
Телец- бирюза, сапфир, агат, опал, нефрит. (21.04.-21.05)
Овен- алмаз, рубин, аметист, аквамарин, изумруд.(21.03-20.04)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...

Конспект комплексного занятия (развитие речи с элементами оригами)"Сюрприз для гномов"

Конспект комплексного занятия (развитие речи с элементами оригами)"Сюрприз для гномов"...

конспект занятия по нравственному воспитанию с использованием психогимнастики в младшей группе "Гномы, гномы. гномы, вы малюсенький народ"

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это б...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Как гном искал свой дом…»

Конспект составлен  в соответствии с Федеральными государственными требованиями...

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

конспект занятия "Гномы спешат в гости к Жуже"

развивающее занятие с использованием персонажей развивающих игр В.Воскобовича....

конспект занятия "Гном Эконом и его друзья"

конспект занятия по основам финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Гном Эконом и его друзья"...