Конспект НОД "Кладовая гномов".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по исследовательской деятельности с камнем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:
«Кладовая гномов»
(исследовательская деятельность с камнем)
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
Развивающие задачи:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Воспитательные задачи:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитывать любознательность, желание достигать цели в проблемной ситуации, желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями.
Практические: физминутка, исследование предметов.
Предварительная работа: беседа об образовании гор. Беседа о профессиях (геолог, шахтёр). Чтение (английская народная сказка «Три поросёнка»; Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»; Г.Х.Андерсен. «Огниво»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Н.А. Рыжова. «О чём шептались камешки»).
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: керамзит, лаборатория, известняк, аметист, малахит, яшма, гранат, агат,
Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность.
Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные и т.д.
Оборудование: речные камни, увеличительное стекло (лупа) прозрачный стакан с водой, ложка, цветной картон, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции, лимон, мел.
Ход занятия
Учёные нам говорят,
Что много лет назад,
В ужасном беспорядке,
В земле возникли складки.
Хребты, отроги и утёс.
И камень, о который ты разбил сегодня нос.
- Ребята, о чём это стихотворение? (о камнях). Где можно найти камни? Вспомните, как называлась сказка, которую написали братья Гримм, где главные герои добывают камни в подземелье? (Белоснежка и семь гномов).Кто вспомнит, как зовут гномов? Сегодня гномы у нас в гостях. Показ на мультимедийной презентации.
- Я предлагаю гномов назвать нашими именами, более простыми, например по дням недели. Согласны?
Гном по имени Понедельник любит строить и всё знает о камнях - строителях (демонстрирует булыжник, известняк). Вспомните, из чего построили свои домики три брата поросёнка из английской народной сказки, которую мы читали на прошлой недели?
Давайте вместе вспомним, как и из чего строят дома люди? Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.
А теперь давайте поиграем.
Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич). Найти объект, который не похож на остальные (по форме, по употреблению).
Что общего между кирпичом и булыжником? Чем они отличаются? (булыжник создала природа, а кирпич сделал человек).
Какой следующий гном к нам пожалует?
Гном по имени Вторник по натуре своей исследователь. Он предлагает нам проверить ощущения, которые проявляются при исследовании камней.
Игра «Ящик ощущений» (в ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Найдите самый маленький, круглый, гладкий камень, похожий на пуговичку, овальный камень, самый лёгкий. Найдите самый тяжёлый, самый шершавый камень.
Вторник спрашивает: когда камень бывает мокрым? блестящим? горячим? шипящим? интересным? привлекательным?
Выслушиваются и обсуждаются все ответы детей, какими бы парадоксальными они ни оказались.
Гном по имени Среда приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов. Он предлагает тщательно вымыть руки и надеть белые колпаки: у него в лаборатории всё стерильно.
Опыт 1. «Какими бываю камни?» Рассмотреть внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Обосновать свой выбор.
Опыт 2. Выложить камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством), от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику) и т.п.
Внимательно рассмотрите самый круглый камень (гальку). Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми). А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.
Опыт 4. «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (кристаллики, трещины, узоры).
Опыт 5. В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?
Опыт 7: «Тонет - не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Что стало с керамзитом? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки. По сравнению с сухими?
Опыт 8. Потрогать разные камни: холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось?
Опыт 9. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).
- Гном по имени Четверг интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно поискать и рисовать? (мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А как они появились? А на бумаге чем вы рисуете? Если быть точными, грифелем, изготовленным из графита - тёмно- серого мягкого минерала.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять! (Дети выполняют повороты влево - вправо.)
Будем строить и играть! (приседания.)
Дом большой, высокий строим (встать на носки и тянуться руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем (прыжки на месте).
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руки вперёд.)
Будет жить в нём старый гном! (приседания) (2 раза).
- Гном по имени Пятница изучает камни, образовавшиеся из растений и животных. Это уголь, янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней). Ребята, покажите пожалуйста, знакомые для вас камни и расскажите чем они вам запомнились? (как зародилась жемчужина (из песчинок) и т.д.)
- Какие вы знаете сказки, в которых говориться о камнях? Какие орудия труда помогают гномам добывать камни? Где можно найти камни в современной квартире?
Вернёмся к нашим друзьям гномам. Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.
Астрологи утверждают, что каждый драгоценный камень принадлежит к определённому знаку Зодиака, т.е. камень-талисман: например, у Рака это изумруд, жемчуг; у Льва - янтарь, топаз, У Девы- нефрит. Дети, кто может поделиться секретом и рассказать, у кого какой камень- талисман. (3-4 ответа). Какие вы молодцы, что знаете, так много камней. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар и т.д.
Загадочным блеском сверкают каменья,
Таят человека черты.
Камень надежды,
Камень терпенья,
Камень мечты.
Камень рассвета,
Камень заката,
Камень ночей. (Б. Дубровин).
- Гном по имени Воскресенье всё своё время посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды и сказания. Заботится о камнях, сторожит их. Воскресенье просит нарисовать ему помощниц - ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровищ.
Организуется рисование манной крупой по клейстеру с использованием трафарета.
Ребята, я предлагаю каждому из вас поместить свою змейку на камень, который она будет охранять. В каждой стране существовали хранители подземных богатств - сказочные герои народов мира (показ картинок). Мы с вами уже познакомились с ними. Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (на Урале). Верно. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, жившей в Уральских горах - самом сердце России. Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, кокошник, украшенный драгоценными каменьями. Зелёный цвет малахита в особом почёте у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит - добрый, честный да чистый душой человек. А злых, жадных, да нечестных Хозяйка жестоко наказывала, заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали?
Так вот сама Хозяйка Медной горы пожаловала к нам и рассказала о том, что по нраву мы пришлись ей. И хочет одарить нас своими сокровищами, но до этого мы должны рассказать о том, что интересного мы сегодня узнали о камнях, что интересного делали и чем мы можем поделить с Хозяйкой Медной горы ( дети рассказывают о свойствах камней, том, что им понравилось, что запомнилось и т.д.).
- Хозяйка Медной горы благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища (вручение конфет из малахитовой шкатулки). А ещё давайте поблагодарим наших проводников-гномов, за очень интересное путешествие. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.
Приложение к занятию.
Рыбы- аметист, жемчуг.(19.02-20.03)
Водолей –опал, лазурит, гранат, сапфир, аметист.(21.01-18.02)
Козерог- оникс, рубин, гранат, лазурит.(22.12-20.01)
Стрелец- топаз, аметист, Хризолит, бирюза, опал.(23.11-21.12)
Скорпион- аквамарин, коралл, рубин.(24.10-22.11)
Весы- опал, лазурит, коралл.(24.09-23.10)
Дева- нефрит, сердолик.(24.08-23.09)
Лев- янтарь, алмаз, хрезолит.(23.07-23.08)
Рак- лунный камень. Изумруд, рубин.(22.06-22.07)
Близнецы - хризопраз, берилл, гранат, агат, яшма.(22.05.-21.06)
Телец- бирюза, сапфир, агат, опал, нефрит. (21.04.-21.05)
Овен- алмаз, рубин, аметист, аквамарин, изумруд.(21.03-20.04)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»
Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...

Конспект комплексного занятия (развитие речи с элементами оригами)"Сюрприз для гномов"
Конспект комплексного занятия (развитие речи с элементами оригами)"Сюрприз для гномов"...

конспект занятия по нравственному воспитанию с использованием психогимнастики в младшей группе "Гномы, гномы. гномы, вы малюсенький народ"
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это б...
конспект занятия "Гномы спешат в гости к Жуже"
развивающее занятие с использованием персонажей развивающих игр В.Воскобовича....

конспект занятия "Гном Эконом и его друзья"
конспект занятия по основам финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Гном Эконом и его друзья"...

Конспект «Расколдуй гномов»
Автор методики, Вячеслав Воскобович, много лет не имел никакого отношения к педагогике и психологии. По специальности-он инженер-физик. Кроме физики, Воскобович увлекался музыкой, писал песни для дете...

Конспект ОД "Гном в гостях у ребят"
Конспект по математике разработан для детей старшего дошкольного возраста...
