Развитие познавательно-исследовательских способностей в кружковой деятельности с детьми.
материал по окружающему миру

Кадаева Гулия Нурисламовна

Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kadaeva_g.n.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  познавательно-исследовательских  способностей     в  кружковой  деятельности   с  детьми.

Я, как руководитель экологического кружка «Юный эколог» в  подготовительной группе   « Конбагыш», разработала  программу кружка  на основе парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» и региональной программы « Я -башкортостанец» Р. Л. Агишевой, что позволяет дать детям более глубокие знания.

Цель моей работы - формирование у старших дошкольников естественно - научных  представлений, осуществление познавательно - исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.

   В своей работе развитие познавательных способностей детей  осуществляю через решение следующих задач:

- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

В работе  я использую разнообразные методы:

    - наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);

   - практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);

   - словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы)

Кружковые занятия  проводятся в соответствии с перспективным планом,  2 раза в неделю, кружок посещают  12  детей.

     С большим интересом прошли   занятия, где проводили    с детьми   опыты,  экспериментировали  и    знакомились   со свойствами воды, снега, льда, воздуха, песка, узнавали  возраст  дерева  по  срезу  ствола дерева    и  другие. В процессе экспериментирования дети чувствуют себя учеными, исследователями, учатся делать выводы.( видео) 

Для  успешного  проведения  на  занятиях  кружка  опыты,  наблюдения  в  группе  создали  соответствующую  предметно – развивающую среду.(слайд)

Сюда  входит  уголок природы, который содержит растения, имеются орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки; и уголок экспериментирования – микроскоп, лупы, колбы, воронки, сосуды и т.д.,   имеется картотека экологических, подвижных, дидактических, словесных игр  по  экологии;  иллюстрации о природе родного края; коллекции  камушков, семян; настенная карта, карта Хайбуллинского района  итд. ( Слайд)

Дети  здесь  любят  наблюдать,   играть, экспериментировать,  ухаживать за растениями и  следить за почвой.  Уголок  природы и  экспериментирования в группе помогает привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширяет кругозор и помогает получать новые знания.

                                       Работа с родителями

Не  секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься мне было необходимо, так как без поддержки родителей  не обойтись.

Я ставлю перед  родителями такие задачи:

 - поддерживать интерес детей к природе;

 - поощрять их экологически грамотные поступки;

 - проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;

 - и, конечно же, быть во всем примером.

С родителями провожу   беседы и консультации , КВН на тему «Природа наш дом - береги её!», работая по проекту « Путешествие к природному памятнику  Великовозрастная лиственница» совершили   с детьми  и  родителями   экскурсию   к  природному  памятнику Великовозрастная  лиственница, которая    находится  около деревни  Юлбарсово,  обследовали близлежащую   местность для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, экологической обстановке, наличии животных и растений. По  итогам  экскурсии  создали  макет  лиственницы, поделки  из  шишек  и  камешков, дети  узнали  о  редких  растениях , занесенных  в  Красную  книгу.

И  проект « Путешествие к природному памятнику  Великовозрастная лиственница» отправила на Всероссийский педагогический  конкурс  

« Лучший педагогический проект» наградили дипломом.

Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала, выставку экологических плакатов, создали на участке пруд.    А также  провели акции «Превратим в игрушки мусор!» (поделки из бросового материала), «Поможем птицам перезимовать!» (изготовление кормушек, обеспечение кормом),  « Посади дерево» и другие.(слайд)

Вывод

Я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам.

 В процессе  наблюдений за природой дети имеют ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

      В занятиях  по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.

     Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь  дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста

Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...

конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности сдетьми старшей компенсирующей направленности "Снежный колобок" "

Готовясь к этому открытому мероприятию, я много материала просмотрела на сайтах, очень хотелосьпостроить занятие интересно непринуждённо.Дети на занятие очень порадовали, их не смутило присутствие ...

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ СДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ. «ОСЕНЬ В ЛЕСУ»

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ СДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.«ОСЕНЬ В ЛЕСУ»ЦЕЛЬ: преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со с...

НОД по конструированию с палочками Кюизенера сдетьми раннего возраста "Дорожки"

Дети строят дорожки к избушкам. Дорожка к избушке ёжика длинная, а дорожка к избушке мышки короткая. Развивать у детей воображение, мышление, мелкую моторику рук....

"Использование дидактических игр по формированию пространственной ориентировки в коррекционно - логопедической работе сдетьми с нарушениями зрения и речи".

Представлены несколько групп дидактических игр по формированию пространственной ориентировки и активизации в речи пространственной терминологии. Сюда входят игры с использованием сохранных анализаторо...

"Планирование образовательной работы сдетьми"

Методическое пособие в помощ педаогам по планированию работы с детьми...