Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузьмина Юлия Александровна

Конспект ООД по требованию ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект ООД34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №4 им. В.В.Бианки» города Бийска

Конспект

организованной образовательной деятельности

по  ознакомлению с окружающим миром

(разделу программы)

«Наши пернатые друзья»

Образовательная область «познавательное развитие»

 (старшая группа)

Кузьмина Ю.А., воспитатель

г. Бийск, 2019

Цель: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

  • Учить отгадывать загадки.
  • Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
  • Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.

Оборудование и материалы: Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); нагрудные знаки «Знатоки птиц (на каждого ребенка); посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки). Проектор, компьютерная презентация - Слайды с изображением птиц.

1.Вводная часть

Примечание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Слайд 1

Организационный момент

 - Ребята, отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …

-Верно. Сегодня мы будем говорить о птицах.

- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. И для того что бы нам его начать, нам нужно разделиться на две команды. (Разделение на команды. Все дети взяли карточки с рисунками птиц, на обратной стороне: воробей или синица. И таким образом разделились на две команды.)

- Молодцы ребята. Но для того чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.

Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда, набравшая больше всего фишек.

-У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.

-Ребята, все понятно?

- Тогда мы начинаем нашу викторину.

Дети стоят в кругу. Отгадывают загадку:

- птица

Ответы детей

2. Основная часть занятия.

(слайд2)(Получают фишку)

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Задание 1:

- Ребята, первое задание. Отгадайте загадку.

Загадка: Ночь, как смола, черным - черна

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит

Караулит, кто не спит.

    Ловит каждый шорох чутко

А как крикнет, станет жутко.

Вздрогнет спящая трава

Это ухает …. 

- Правильно, молодцы. Это сова 

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.

-Расскажите какой внешний вид у совы? (ответы детей)

- Какой окрас? 

- Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица? 

- Молодцы. Давайте подведем итог.

- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-ху – поэтому говорят: сова «ухает». Сова у нас зимующая птица.

Птицы отряда совиных охотятся, по большей части, лишь по звукам и шорохам, которые исходят из темноты. Поскольку слух у них отменный, они великолепно определяют направление движения животных и расстояние до нее. А еще совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам.

Задание 2:

- Ребята, следующее задание 

- Загадка: Спинкою зеленовата,

животиком желтовата

Черненькая шапочка,

и полоска шарфика. -

     - Молодцы правильно, это синица 

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.

- Расскажите, какой окрас у синицы

-Правильно, молодцы.

- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.

- А вы знаете как отличить самку (девочку) синицы и самца (мальчика? (ответы детей)

- Полоса на брюшке у самцов (мальчиков) к низу расширяется, а у самок девочек, наоборот, –сужается. 

 - А чем синица питается? 

-Правильно, синица питается различными семенами.

- Ребята, а скажите синица зимующая птица? 

-Правильно, молодцы.

Задание 3:

- Следующее задание

Загадка: Собирает он проворно, горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом, наш любимый…. 

- Правильно. Это Голубь 

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку

- Расскажите какой окрас у голубя? ).

- Ребята, а голубь больше или меньше воробья? 

        - Молодцы, правильно

- А могут ли голуби передавать письма? 

- А как называют таких голубей? 

 - Почтовые голуби. 

- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.

- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.

- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.

- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. 

- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы? 

- Ребята, расскажите чем питаются голуби? 

А сейчас я вам предлагаю покормить птиц.
Встаем в круг.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! (зовущие движения пальцев)
Сало дам синичке (4 раза режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко
Эти крошки - голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки воробьям (то же левой)
Галки да вороны (тереть ладонью о ладонь «катая» из хлеба макароны)
Ешьте макароны.

Задание 4:

- Следующая загадка:

Загадка: Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери.

И вдруг, вспорхнули яблоки,

Ведь это…. 

- Это снегирь. 

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Скажите, какой окрас у снегиря?

- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? 

- Можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.

- Ребята, посмотрите на картинку 

- Расскажите чем отличаются два снегиря друг от друга? 

- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.

- Один снегирь самец (мальчик, а другая самка (девочка)

- Как Вы думаете, где самец, а где самка? 

- Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.

- Следующий вопрос, чем питаются снегири?

- Питаются семенами, ягодами, и т. д. 

Музыкальная пауза.

- Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и сыграем с вами в игру «Перелет птиц».

- Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше.

Задание 5.

- Следующее задание. Отгадайте загадку.

Загадка: Все время стучит, деревья долбит

Но их не калечит, а только лечит 

- Это дятел 

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Чем отличаются дятлы друг о друга? 

- У одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик, а у другого дятла ее нет это самка (девочка).

- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? 

-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.

- Следующий вопрос

- Чем питается дятел? 

- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.

- Скажите дятел зимующая птица или перелетная? 

Задание 6.

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.

Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!

Гнездышки в особом месте строят эти птички.

Кто под крышей выбирает спальню для детишек,

Кто под берегом копает норки для малышек.

Ласточки – друзья, как люблю вас я!

- Ребята, про кого это стихотворение? 

- Да, правильно про ласточку.

- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? 

- Ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.

- Чем питаются ласточки? 

- Ласточки ловят мошек и насекомых.

- А где стоят свои гнезда?

- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.

- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица? (ответы детей)

- Следующее задание.

Задание 7.

- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.

Что за радость! Наконец, прилетел к нам в сад скворец.

Наш певец блестяще – черный, по траве снует проворно,

Домик свой отвоевал, воробьев всех разогнал!

С видом деловым поспешно он влетает в свой скворечник.

На ступеньку без забот он садиться и поет

Так, что за душу берет!

- Про какую птицу говорится в этом стихотворении? 

 - Да, правильно про скворца. 

- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? 

- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.

- Ребята, скажите где живут скворцы? 

- Да, правильно в скворечнике.

- А кто для них строит домики?

- Ребята, скажите чем питаются скворцы? 

- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.

- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы? 

- Правильно.

- Продолжим дальше нашу викторину.

Задание 8.

- В этом задании вам нужно ответить на вопросы.

- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?  

- Назовите перелетных птиц? 

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? 

- Назовите их. 

- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать. 

- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми.

- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе к людям. Перья и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. 

- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? 

- Зимой нужно покармливать птиц.

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла.

Ответы детей

Ответы детей. (Получают фишку) 

(ответы детей)

(ответ детей)

Ответы детей

Дети встают в круг

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей.

-Перелётные              -Ласточки, скворцы, журавли, гуси              -Зимующие

 -Ворона, синица, воробей, голубь

Ответы детей

Ответы детей

3. Заключительная часть занятия

(вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц»)

Слайд 21

- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. Победила дружба.

Стук в дверь.

- Ребята, к нам кто то стучится.

- Нам с вами принесли посылку. Давайте откроем ее.

-Здесь письмо «Здравствуйте! Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима и птицам очень нужна наша помощь. Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке. Но птиц много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед.» 

- Ребята, поможем Деду природоведу повесить кормушку? 

- Но, ребята одной кормушки на наш детский сад будет мало, что же нам сделать? 

- Да, правильно, попросите своих пап и вместе с ними сделайте  нам кормушки.

ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья-пернатые» (старшая группа)

Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешне...

Организованная образовательная деятельность во 2-й младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья--помощники».

·        Показать роль помощников – органов чувств в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигатель...

Конспект интегрированной НОД в средней группе «Наши пернатые друзья» (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)

Конспект интегрированной НОД в средней группе " Наши пернатые друзья" (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)...

"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".

quot;Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья"....