Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ходаковская Елена Владимировна

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы и закладывать позитивное к ней отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 86

 Красносельского района  Санкт-Петербурга

Конспект по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе

«Круговорот воды
в природе»

Используемые технологии:

  • проблемно-поисковые;
  • игровые;
  • здоровьесберегающие;
  • экспериментирование;
  • художественное слово.

Подготовила и провела: воспитатель  Ходаковская Е.В.

г. Санкт-Петербург

2019г

«Круговорот воды в природе»

Цель:  воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств.

Задачи: показать огромное значение воды для всех живых существ; уточнить представления о разных состояниях воды, о природных водоисточниках; воспитывать бережное, экономное отношение к чистой воде (родниковой колодезной, водопроводной); развивать умение отгадывать загадки; провести эксперимент «Вечный садик»; создать у детей хорошее настроение.

Материалы: кукла-игрушка Ёлочка; лист ватмана, жетоны-капельки, цветные маркеры; 2 обрезанные 5-ти литровые прозрачные бутыли из-под воды, немного древесного угля и земли, отводки и черенки разных комнатных растений, красивые камушки, ракушки, маленькие игрушки.

Предварительная работа:

  • рассказать детям о том, что такое колодец;
  • разучить стихи;
  • прочитать сказку К. Чуковского «Мойдодыр»;
  • понаблюдать на прогулке за небом, облаками, снегом, льдом;
  • предложить родителям принести красивые камушки, ракушки, маленькие игрушки для украшения мини-садика;
  • поставить в воду черенки комнатных растений для их дальнейшей посадки;
  • подготовить землю, древесный уголь.

Пояснительная записка: 

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы и закладывать позитивное к ней отношение. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети не только постигают окружающий мир, испытывают нравственно-эстетические чувства, но у них формируется интерес к познанию, что является предпосылками к учебной деятельности. Это играет большую роль в решении основных задач дошкольного образования: подготовка детей к школе и жизни в обществе.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Сегодня я поливала цветы в холле, смотрю, а между горшочками сидит куколка. Я хочу вас с ней познакомить. Отгадайте загадку:

Преколючие наряды.

Кто же им скажите рады?

Платья из иголок

У красавиц … (Ёлок) Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Ёлка. Но наша ёлка не простая. Вот письмо от неё.

«Меня зовут  Ёлочка. Меня вы узнаете по моему наряду. Я ношу бордовую шапочку и такие же башмачки, жёлтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Я дружу с другими героями Шалуном, Тихоней и Умницей. С ними я вас познакомлю в следующий раз. Вместе мы бережём и охраняем лес, заботимся о его обитателях. Мы поможем вам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года!

Это всё вокруг ПРИРОДА!

А сегодня я прошу о помощи вас. Я отправляюсь в дальнее путешествие и некому поливать мой любимый садик. Помогите мне пожалуйста! Но сначала вы должны отгадать разные загадки и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ капелька-жетончик. Удачи!»

Воспитатель: Рядом с Ёлочкой лежала коробочка, в коробочке капельки-жетончики, их я буду вручать тем, кто правильно будет отвечать на вопросы. Но… Правильно отвечать на вопросы это не только дать правильный ответ, а поднять руку и чётко, громко с места сказать то, что нужно.

 Угадайте, что такое? Она нужна на небе и на земле. Никто и ничто не может обходиться без неё. Она необходима всем-всем-всем. Одним - чтобы плыть, другим - чтобы жажду утолить, третьим - что-нибудь помыть. Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это вода. Кому нужна вода? Кто без воды не может жить? Зачем вода нужна растениям и животным? Что люди делают с водой? Ответы детей.

Воспитатель: Растения надо поливать водой - иначе они засохнут. Животные пьют воду, а  некоторые, например рыбы, в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, чтобы готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Вот поэтому вода - царица на земле и на небе, царица всей природы.  Где же вода встречается на земле, откуда вообще берут воду? Ответы детей.

Воспитатель: Вода есть и на земле и под землёй, на земле это реки и ручьи, моря и океаны, озёра и пруды. Под землёй вода тоже течёт - там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины поднимают  вёдрами воду.

М. Пожарова «Колодец»

Опустить, ведро, низёхонько.

Поднимись, ведро, полнёхонько.

Зачерпни воды студёной.

Для рассады для зелёной.

Нам нужна вода для грядки,

Для коровы и лошадки.

Пей, Савраска, пей, Бурёнушка,

Пейте, милые, до донышка!

Воспитатель: В некоторых местах вода пробивается сквозь землю, как это называется? Ответы детей. Тогда получается родник. Люди и животные знают, что родниковая вода самая чистая и вкусная, поэтому приходят к роднику, чтобы напиться. Люди берегут родники. А почему вода царица не только на земле, но и на небе? Ответы детей. Правильно, без дождей растения на земле засохли бы.

Г. Ладонщиков «В знойный день»

В поле солнечно и тихо,

Сушит землю знойный день.

Призадумалась гречиха,

Свесил голову ячмень,

И не видят, что над бором

Туча вздыбилась горой,

Что печаль их очень скоро

Дождь развеет озорной.

Воспитатель: Теперь понятно, что на небе вода тоже бывает, когда по нему ползут тучи. А знаете ли вы, что вода нужна не только живым существам, но и разным предметам, вещам, сооружениям? Как вы думаете зачем? Ответы детей.

С. Погореловский «Апрельский дождик»

-Дождик, дождик,

Что ты льёшь?

Погулять нам не даёшь.

-Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою.

Мою улицу и двор,

Мою крышу и забор.

Я калитку умываю,

И деревья и кусты,

Чтобы были к Первомаю

Все умыты и чисты!

Воспитатель: У воды есть сыновья. Попробуйте угадать, кто это такие?

Загадки.

1)Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь)

2) Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

3) Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло!

Скользко, весело, светло!    

  (Лёд)

Воспитатель: Где же мы можем наблюдать воду на земле? Ответы детей.

1)Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная.

(Озеро)

2)Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручей)

3)Летом бежит,

Зимою спит,

Весна настала-

Опять побежала.          (Река)

Воспитатель: На земле мы можем наблюдать воду в реке, в озере, в ручейке, в море, в лужах. Давайте поиграем!

Динамическая пауза: игра «Море, озеро, лужи капелька». Море – все в большой круг, озеро – по пять человек, лужи – по двое, капелька – по одному.

Воспитатель: Вода - единственное вещество на земле, которое может быть в трёх состояниях: жидком (ответы детей) собственно вода, твёрдом (ответы детей) снег, лёд и газообразном (ответы детей) пар, облака.

1)Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

2)Пушистая вата

Плывёт куда – то,

Вот вата ниже –

И дождик ближе.

(Облака)

3)С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много-много звёздочек

Тонких, как стекло;

Звёздочки холодные,

А земле тепло!

(Снежинки)

Воспитатель: Что такое пар, где мы можем его наблюдать? Ответы детей.

Зимой на улице при дыхании идёт пар, над кипящей водой, облака в небе.

Можно продемонстрировать образование пара при кипении воды в чайнике подставив сверху блюдце.

Путешествие воды.

Воспитатель: Любопытно было бы узнать, откуда появляется вода в колодцах, ручьях, озёрах и реках, из которых она вечно течёт и никак не вытечет, и, наконец, в огромных морях и океанах? Ответы детей.

Воспитатель: Попробуем с вами изобразить круговорот воды в природе наглядно.

Вода падает из облаков на землю в виде дождя или росы, просачивается внутрь земли, откуда вновь появляется в виде родников и ключей, наполняющих колодцы и ручьи; ручьи текут в маленькие речки, маленькие речки в большие реки, а большие реки в моря. Но откуда же берётся вода в облаках? Она поднимается туда невидимо водяным паром от сырой земли, от влажных лугов, от луж, озёр, рек и от самого моря, скапливается наверху в виде облаков и снова падает оттуда каплями. Так странствует беспрестанно вода между небом и землёй, и этот постоянный оборот воды очень важен для людей, растений и животных: без воды ни растения, ни животные не могли бы существовать, а без животных, растений и воды не могли бы жить и люди. Это называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Приклеить капельки-жетоны, полученные при отгадывании загадок, на лист ватмана под контуром облака. Воспитатель должен дорисовать солнце, землю и море.

«Вечный садик».

Воспитатель: С помощью этого садика можно наглядно проследить круговорот воды в природе.

Надо в нижней части обрезанной канистры насыпать немного древесного угля. Сверху насыпать столько плодородной земли, чтобы ёмкость была наполнена на одну четверть. Посадить отводки и черенки разных молодых долгорастущих  растений небольших размеров.

Хорошо полить, украсить поверхность земли красивыми камушками, усадить какую-нибудь крошечную игрушку-зверюшку и плотно закрыть ёмкость крышкой .

Место для садика надо выбрать освещённое солнцем, но не под его прямыми лучами. Поливать в дальнейшем садик не надо, потому что он сам себя поливает: вода с земли постоянно испаряется, оседает капельками на крышке и снова дождиком выпадает на землю. Многие месяцы садик будет расти и радовать вас своей красотой.

Теперь мы можем помочь Ёлочке. Надо для её садика тоже устроить круговорот воды.

C:\Users\N.Laktionova\Documents\Лена П\CIMG3496.JPG

Вывод: В природе всё устроено разумно. Будем её любить и помогать!

Используемая литература:

  • «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугешева Г.П., Чистякова А.Е. «Детство-пресс», СПб, 2010г
  • «Живая экология», Программа экологического образования дошкольников, А.И. Иванова, Творческий центр «Сфера», Москва 2006г
  • «Творим и мастерим», Ручной труд в детском саду и дома. Л.В. Куцакова, «Мозаика-синтез», 2010г
  • «Русское народное творчество». Сборник загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Открытый показ НОД для родителей по познавательному развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы "Круговорот воды в природе"

Занятие по развитию элементарных математических представлений ориентировано на интеллектуально – познавательное развитие детей 6-7 лет в свете реализации ФГОС ДО. Интеграция с другими ...

Конспект ОД по окружающему миру в старшей группе "Круговорот воды в природе"

Тема: Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Цель: формирование элементов экологической культуры через изучение такого явления, как круговорот воды в пр...

Конспект интегрированного занятия для подготовительной к школе группе "Центр воды".

Интегрированное занятие "Центр воды" для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия конкретизировать представления детей о вредных и полезных действиях человека по использованию воды....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды....