Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбач Елена Александровна

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Волшебница вода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Волшебница вода»

Цель: расширить и уточнить знания детей о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить детей со способом очистки воды — фильтрованием;
  • помочь детям выявить вещества, которые растворяются в воде;
  • расширить и углубить представления детей о неживой природе и ее свойствах;
  • продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.

Развивающие:

  • развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
  • развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное и заботливое отношения к неживой природе;
  • расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека;
  • Проведение занятий - экспериментирований с водой;
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др;
  • Чтение художественной литературы;
  • Наблюдение за водой во время прогулок.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Звучит музыка из м\ф «Фиксики»

Воспитатель :Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Профессор Гений Евгеньевич Чудаков приглашает нас в свою лабораторию. Что делают в лаборатории? Ответ детей (проводят опыты). Но, чтобы попасть туда и узнать о чем мы сегодня с вами будем говорить, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки:

1. Ох, упала речка вниз

Со скалы отвесной!

Тут не спрятаться от брызг.

Что это за место? (водопад)

2. Он стучит всегда в окошко,

Мочит все вокруг дорожки

От него всегда бежим,

Спрятаться скорей спешим. (дождь)

3. Утром падаю всегда,

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах,

На опушках и лугах. (роса)

4. Виден в небе гриб, дракон,

И лошадка, даже слон:

То плывут издалека

В белых клочьях ……..(облака)

Воспитатель: Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Давайте все вместе его прочитаем.  Правильно, у нас получилось слово  «вода».

  1. Основная часть

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. И прежде чем мы начнём давайте внимательно рассмотрим глобус. Воспитатель показывает глобус.

- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Какого цвета на глобусе больше?

Дети:  Синего.

Воспитатель: Что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?

Дети: Синий цвет – вода, все океаны, моря и реки.

Эксперимент: Ввода - жидкость, не имеет собственной формы»

Воспитатель: Возьмите баночку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

Почему вы смогли перелить воду из баночки на блюдечко?  Почему вода растеклась по блюдечку?

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, стакан.

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Ребята сейчас мы с вами поиграем. (Все становятся в круг и играют в игру с мячом «Скажи наоборот»)

Воспитатель: (бросает мяч ребенку)

Из одного крана течет горячая вода, а из другого…

Воспитатель: Речка глубокая, а ручеек…

Воспитатель: Река может бежать быстро, а может и…

Воспитатель: В океане волны большие, а в реке ….

Воспитатель: В ручейке вода бежит, а в пруду …

Воспитатель: Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже…

Эксперимент: «Вода – растворитель».

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас пройти на свои места. У вас на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает.

(сахар).

Дети поднимают салфетку (№1), и проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка.

В воде родиться,

Воды боится.

(соль).

Убираем салфетку (№ 2) с блюдца.

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде - пенится,

Брызгается и шипит.

(масло).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стакана с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

Затем, в стакан положите сахар. Размешайте его. Сахар исчез. Почему?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Физкультминутка. «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой(шагаем на месте)

И отправились домой.

Эксперимент «Очистка воды».

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете.  И мы с вами выяснили, что вода находится не только в различных водоемах, но и в почве, в растениях, в теле человека и животных. Какие новые свойства воды вы узнали во время работы в нашей лаборатории?

Дети:

  • Вода это жидкость;
  • Вода не имеет собственной формы;
  • Вода не имеет вкус;
  • Вода бесцветная;
  • Вода не имеет запах;
  • Вода может нагреваться, быть горячей;
  • Вода может растворять одни предметы и не растворять другие;
  • Воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Давайте послушаем. Стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода".

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Данный конспект иллюстрирует применение на практике нейропсихологического подхода в коррекционной работе. Тема занятия: "Формирование пространственных представлений"....

КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности "Ребенок и другие люди"

Хочу поделиться своим опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного и здорового образа жизни.  Тема безопасности детей в быту и на улице сего...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Новогоднее приключение Оха и Аха» на основе рекомендаций программы «Азбука АУ»

Интегрированное занятие по физическому развитию и  обучению воспитанников навыкам безопасного поведения в условиях природы...

Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитана – конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с использованием современной образовательной технологии (Технология музыкального воздействия).

Жерлицина Ирина АнатольевнаВоспитатель ГБДОУ детский сад №39Фрунзенского района г. Санкт-ПетербургаРазвитие эстетического чувства человека является важнейшей составной частью его общего развития. Эсте...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....