Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)
Наблюдая отражение современной жизни на детях, посещающих детский сад, я столкнулась с противоречиями характера взаимодействия внутреннего мира ребёнка и социального окружения. С одной стороны он стремится к открытости и направляет эмоции к окружающему миру к доверию, принятию его взрослым и сверстниками, с другой стороны преобладанием жестокости и агрессивности, нежеланием общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Мосолова Г. П., воспитатель
ГБДОУ детский сад №22 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Наблюдая отражение современной жизни на детях, посещающих детский сад, я столкнулась с противоречиями характера взаимодействия внутреннего мира ребёнка и социального окружения. С одной стороны он стремится к открытости и направляет эмоции к окружающему миру к доверию, принятию его взрослым и сверстниками, с другой стороны преобладанием жестокости и агрессивности, нежеланием общаться. Поэтому я и начала работать над проблемой социально-эмоционального развития детей. Важнейшей основой полноценного — эмоционального развития ребёнка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший его любят. В формировании представления о себе, своих возможностях важную роль играет оценка взрослых. Она зависит от умения понять ребёнка, в стремлении находить хорошее в поведении, возможности «предвидеть» эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки. У ребёнка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желание и чувство. Уверенность в себе определяется положительным само восприятием ребёнка, т.е. принятием себя таким, какой он есть. Работа по формированию уверенности в себе началась с рассматривания детьми своего отражения в зеркале. Я помогала детям распознавать и называть свои особенности внешности и особенности внешности других детей. Для этого я использовала: — косвенный метод обращение к игрушке. Например: — Ребята кукла Маша попросила рассказать о Нине (зову к себе Нину, ласково смотрю на нее, глажу по голове, побуждая ее внимательно слушать). Посмотрите: Ниночка у нас девочка, у нее голубые глазки, светлые волосы, курносый носик, алые губки, красивое платье и т.д.» И когда кукла попросила детей рассказать о них самих, то дети уже с радостью рассказывали о себе, а потом и о других детях. На занятии «Мое имя» удачным оказался прием: пропевание имени. Сначала я пою: «Лена, доброе утро», потом дети повторяют. Дети быстро запомнили имена своих товарищей. А ведь очень важно как дети обращаются друг к другу. Постепенно дети узнавали не только особенности внешности, но и предпочтение, своих и других детей, в одежде, еде, играх, в выборе животных. Здесь я использовала дидактические игры: «Узнай на вкус», «Узнай по голосу», «Магазин игрушек». Родители помогли оформить альбомы: «Какая бывает одежда», «Моя семья». Также мы часто играли в игру – переодевание. Для этого использовали одежду (которую шили родители), головные уборы, маски. Я старалась создать условие для понимания детьми, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение. Чтобы поддержать положительную самооценку, я выяснила, как дети относятся к своей внешности. Мы отметили, что также, как и у всех людей, у ребят есть руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, рот, язык. Это наши помощники, так как они помогают узнать все о мире, в котором мы живем. Глаза нам нужны, чтобы видеть солнце и звезды; уши, что бы слышать как говорят люди, поют птицы, звучит музыка; нос, что бы улавливать запахи, дышать; руки, что бы брать предметы, рисовать, играть; ноги, что бы ходить, бегать. Дети много узнали о своих помощниках. Они помогают нам узнать о мире, в котором мы живем, потому их надо беречь и любить. Большое значение для развития уверенности у ребенка является работа вне занятий. Кроме использования традиционных методов и приемов (игры, художественной литературы), я считаю эффективным приемом — отмечать положительное за прошедший день, как бы ведя откровенный разговор «о хорошем», собравших в кружок. Например: у Данилы чистые ладошки, Антон быстро оделся, Максим построил красивый замок. Каждый ребенок слышал что-то хорошее о себе. Дети сразу становились ближе друг к другу, улыбались, у каждого ребенка возникало чувство самоуважения. Детей с младшей группы я учу рисовать, начиная с создания образов дома, дерева и человека. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе закладывалось у ребенка с детских лет. Ведь от того, как сложатся отношения ребенка в первой его группе сверстников – в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. На примере Данилы хочу показать, как можно преодолеть неуверенность в себе. Придя в группу позже других детей, он все время находился один, ни с кем из детей не общался, не играл. Я задумалась о том, как обеспечить ребенку комфортное существовании среди сверстников, как ограничить его от горечи одиночества. Я постаралась создать специальные условия для преодоления застенчивости и неуверенности Данилы. Прежде всего, это доброжелательный тон – говорила спокойно, тихо, улыбалась ему, в присутствии детей хвалила его даже за маленькие достижения. Старалась как можно чаще гладить по голове или просто прижимать к себе. Давала ему позитивные установки: «Как ты мне нравишься», «Смелее ты все можешь сам», «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе», «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся». Развитие коммуникативных качеств у Данилы я начала с умения устанавливать зрительный контакт. В этом мне помогли такие игры: «Дружба начинается с улыбки», «Зеркало», «Назови себя» и т.д. В начале, ему трудно было справиться с заданием, но тренировки сделали свое дело, он стал удерживать взгляд более продолжительное время. Постепенно я старалась вовлечь мальчика в разнообразную деятельность вместе с другими детьми: «Помоги Антону убрать игрушки», «Застегни пальто Милене», «Построй со Стасом дорогу». Данила старался выполнять мои просьбы, а я со своей стороны не скупилась на поощрения. Такие игры, как «Дизайнеры», «Поварята», «Клубочек» и др. помогли Даниле преодолеть барьер, который мешал ему вступить в контакт с детьми. Большую роль в налаживании контакта Данилы со сверстниками сыграли сами ребята, которые своим эмоциональным подъемом во время проведения подвижных игр создавали атмосферу веселья, радости, удовлетворения. Данила как бы заражался этим вместе с детьми, он чувствовал себя более раскованно. Таким образом к концу средней группы Данила стал охотно включаться в совместную деятельность со взрослыми и детьми. У него появилось чувство уверенности в себе, в своих возможностях. Итак, познание ребенком себя является необходимой частью социально-эмоционального развития. И чем более осознанно оно будет проходить, тем в большей мере ребенок сам будет участвовать в процессе становления себя, как личности. Надеюсь, что мой опыт окажется полезным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально- эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР воспитателя Шипулиной Л. А.
Тема: "Формирование представлений детей младшего дошкольного возраста с ЗПР об эмоциях радости и грусти. Развитие эмоциональной сферы"....
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Эмоциональные реакции маленьких детей - это проявления их отношения к окружающему миру. Подсказки для родителей....
Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста
В работе описано как влияют театрализованные игры на эмоциональное развитие дошкольников...
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие...
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
....
Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...