Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)

             Наблюдая отражение современной жизни на детях, посещающих детский сад, я столкнулась с противоречиями характера взаимодействия внутреннего мира ребёнка и социального окружения. С одной стороны он стремится к открытости и направляет эмоции к окружающему миру к доверию, принятию его взрослым и сверстниками, с другой стороны преобладанием жестокости и агрессивности, нежеланием общаться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мосолова Г. П., воспитатель

ГБДОУ детский сад №22 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

             Наблюдая отражение современной жизни на детях, посещающих детский сад, я столкнулась с противоречиями характера взаимодействия внутреннего мира ребёнка и социального окружения. С одной стороны он стремится к открытости и направляет эмоции к окружающему миру к доверию, принятию его взрослым и сверстниками, с другой стороны преобладанием жестокости и агрессивности, нежеланием общаться. Поэтому я и начала работать над проблемой социально-эмоционального развития детей. Важнейшей основой полноценного — эмоционального развития ребёнка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший его любят. В формировании представления о себе, своих возможностях важную роль играет оценка взрослых. Она зависит от умения понять ребёнка, в стремлении находить хорошее в поведении, возможности «предвидеть» эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки. У ребёнка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желание и чувство. Уверенность в себе определяется положительным само восприятием ребёнка, т.е. принятием себя таким, какой он есть. Работа по формированию уверенности в себе началась с рассматривания детьми своего отражения в зеркале. Я помогала детям распознавать и называть свои особенности внешности и особенности внешности других детей. Для этого я использовала: — косвенный метод обращение к игрушке. Например: — Ребята кукла Маша попросила рассказать о Нине (зову к себе Нину, ласково смотрю на нее, глажу по голове, побуждая ее внимательно слушать). Посмотрите: Ниночка у нас девочка, у нее голубые глазки, светлые волосы, курносый носик, алые губки, красивое платье и т.д.» И когда кукла попросила детей рассказать о них самих, то дети уже с радостью рассказывали о себе, а потом и о других детях. На занятии «Мое имя» удачным оказался прием: пропевание  имени. Сначала я пою: «Лена, доброе утро», потом дети повторяют. Дети быстро запомнили имена своих товарищей. А ведь очень важно как дети обращаются друг к другу. Постепенно дети узнавали не только особенности внешности, но и предпочтение, своих и других детей, в одежде, еде, играх, в выборе животных. Здесь я использовала дидактические игры: «Узнай на вкус», «Узнай по голосу», «Магазин игрушек». Родители помогли оформить альбомы: «Какая бывает одежда», «Моя семья». Также мы часто играли в игру – переодевание. Для этого использовали одежду (которую шили родители), головные уборы, маски. Я старалась создать условие для понимания детьми, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение. Чтобы поддержать положительную самооценку, я выяснила, как дети относятся к своей внешности. Мы отметили, что также, как и у всех людей, у ребят есть руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, рот, язык. Это наши помощники, так как они помогают узнать все о мире, в котором мы живем. Глаза нам нужны, чтобы видеть солнце и звезды; уши, что бы слышать как говорят люди, поют птицы, звучит музыка; нос, что бы улавливать запахи, дышать; руки, что бы брать предметы, рисовать, играть; ноги, что бы ходить, бегать. Дети много узнали о своих помощниках. Они помогают нам узнать о мире, в котором мы живем, потому их надо беречь и любить. Большое значение для развития уверенности у ребенка является работа вне занятий. Кроме использования традиционных методов и приемов (игры, художественной литературы), я считаю эффективным приемом — отмечать положительное за прошедший день, как бы ведя откровенный разговор «о хорошем», собравших в кружок. Например: у Данилы чистые ладошки, Антон быстро оделся, Максим построил красивый замок. Каждый ребенок слышал что-то хорошее о себе. Дети сразу становились ближе друг к другу, улыбались, у каждого ребенка возникало чувство самоуважения. Детей с младшей группы я учу рисовать, начиная с создания образов дома, дерева и человека. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе закладывалось у ребенка с детских лет. Ведь от того, как сложатся отношения ребенка в первой его группе сверстников – в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. На примере Данилы  хочу показать, как можно преодолеть неуверенность в себе. Придя в группу позже других детей, он все время находился один, ни с кем из детей не общался, не играл. Я задумалась о том, как обеспечить ребенку комфортное существовании среди сверстников, как ограничить его от горечи одиночества. Я постаралась создать специальные условия для преодоления застенчивости и неуверенности Данилы. Прежде всего, это доброжелательный тон – говорила спокойно, тихо, улыбалась ему, в присутствии детей хвалила его даже за маленькие достижения. Старалась как можно чаще гладить по голове или просто прижимать к себе. Давала ему позитивные установки: «Как ты мне нравишься», «Смелее ты все можешь сам», «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе», «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся». Развитие коммуникативных качеств у Данилы  я начала с умения устанавливать зрительный контакт. В этом мне помогли такие игры: «Дружба начинается с улыбки», «Зеркало», «Назови себя» и т.д. В начале, ему трудно было справиться с заданием, но тренировки сделали свое дело, он стал удерживать взгляд более продолжительное время. Постепенно я старалась вовлечь мальчика в разнообразную деятельность вместе с другими детьми: «Помоги Антону убрать игрушки», «Застегни пальто Милене», «Построй со Стасом дорогу». Данила  старался выполнять мои просьбы, а я со своей стороны не скупилась на поощрения. Такие игры, как «Дизайнеры», «Поварята», «Клубочек» и др. помогли Даниле  преодолеть барьер, который мешал ему вступить в контакт с детьми. Большую роль в налаживании контакта Данилы  со сверстниками сыграли сами ребята, которые своим эмоциональным подъемом во время проведения подвижных игр создавали атмосферу веселья, радости, удовлетворения. Данила  как бы заражался этим вместе с детьми, он чувствовал себя более раскованно. Таким образом к концу средней группы Данила  стал охотно включаться в совместную деятельность со взрослыми и детьми. У него появилось чувство уверенности в себе, в своих возможностях. Итак, познание ребенком себя является необходимой частью социально-эмоционального развития. И чем более осознанно оно будет проходить, тем в большей мере ребенок сам будет участвовать в процессе становления себя, как личности. Надеюсь, что мой опыт окажется полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально- эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР воспитателя Шипулиной Л. А.

Тема: "Формирование представлений детей младшего дошкольного возраста с ЗПР об эмоциях радости и грусти. Развитие эмоциональной сферы"....

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Эмоциональные реакции маленьких детей - это проявления их отношения к окружающему миру. Подсказки для родителей....

Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

В работе описано как влияют театрализованные игры на эмоциональное развитие дошкольников...

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...