Проект "Космические дали"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Мосарыгина Людмила Борисовна

 Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с раннего детства.  Именно метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc456 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №16»

141336, Сергиево-Посадский район, п. Реммаш, ул. Школьная, д. 10, тел. 546-82-16.

Проект

«КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»

                                                                                                                  Составитель:

                                                                                                           Мосарыгина Людмила

                                                                                                                                Борисовна,

                                                                                                               старший воспитатель

                                                                                                                           МБДОУ №16

                                                                                                                     Московская обл.,

                                                                                                      Сергиево-Посадский р-он,

                                                                                                                            пос. Реммаш

              https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1767541/b7b57b8c-e344-4548-bd7a-b2d4ad39ab12/s1200            2019 г.                                                                                          

Актуальность проекта

 Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с раннего детства. Вспомните себя!  Как интересно было смотреть в ночное небо, мечтать о неизведанных планетах и звездах! С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка? Помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Именно метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Мы решили совместить в данном проекте две юбилейные даты: 60-летие полета Ю.А.Гагарина и 65-летие образования нашего поселка РЕММАШ, который имеет самое прямое отношение к освоению Космоса (2-я половина ХХ века). Наш институт НИИХСМ принимал активное участие в космических национальных проектах «Восток», «Салют», «Мир», «Космос», международных программах

«Союз-Аполлон», «Морской старт» и многих других.

Многие космонавты посещали наш поселок: Леонов, Гречко, Волков, Пацаев и др. Они общались с коллективом завода, и по традиции сажали на территории института деревья. Недаром и символика поселка (Герб, Флаг) отражают звезду и языки пламени—символы тепла, любви и света; вечности и первичности мира/приложение 1/.  Все это мы стремились донести до детей. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, гордости за свою малую Родину, за российских космонавтов – первооткрывателей космоса.

При реализации проекта «Космические дали» были использованы следующие подходы:

- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;

- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;

- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т.д.

Цель проекта «Космические дали»:

Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве,  об освоении Космоса людьми.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным и отрядом космонавтов.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой родной поселок и его жителей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитие у детей активности, самостоятельности, творчества.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этапы работы над проектом:

*подготовительный (разработка проекта)

*практический

*заключительный (итоговый): Спортивно-музыкальный праздник «Полет в космос» /приложение 2/.

1 этап.  Разработка проекта

1.  Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2.  Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Мы и Космос».

 3.  Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.

 4.  Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

 5.  Составить   план мероприятий.

2 этап. Практический

План мероприятий

Образовательные области

Мероприятие

Задачи

Физическое развитие

Подвижные игры, спортивные упражнения

Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества; целеустремленность; развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость

Беседа «Кого принимают в космонавты?»

Закрепить представления о необходимости заботиться о своем здоровье с детства; уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам

Социально-коммуникативное развитие

Занятие «Мы и наша планета»

Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»

Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы

Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь ее

Сюжетно-ролевые, коммуникативные, спортивные, интеллектуальные игры (например, «Составь солнечную систему»)

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, игр-фантазий. Стимулировать использование предметов-заместителей; атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Вырабатывать командный дух,

умение действовать дружно, согласованно, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Конструирование «Космические корабли»

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях.

Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, конструктором.

Познавательное развитие

*Экскурсия в библиотеку на выставку «Космос в истории нашего поселка»

*Экскурсия по поселку «Аллея космонавтов»

*Встреча с ветеранами поселка,

специалистами космической отрасли

*Просмотр злектронной презентации «Как это было»

(из истории поселка Реммаш)

*Занятие по ФЭМП «Звезды»

*Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»

* Рассматривание плакатов, иллюстраций и книг о Космосе,

глобуса

* Наблюдение за небом на прогулке, звездами в темное время суток, за Луной: месяц, полнолуние, новолуние и т.д. *Знакомство с гербом поселка Реммаш

Расширять знания детей о родном поселке, знакомить с интересными людьми, причастными к развитию Космоса; дать детям представление об освоении человеком космического пространства, о значении кос-

мических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным и отрядом космонавтов (Леонов, Беляев,

Гречко, Волков, Севастьянов).

Познакомить с моделью Земли-глобусом

Дать детям элементарные знания о Вселенной, Солнце, Луне, созвездиях и планетах (Марс, Венера, Земля, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер)

Развитие речи

*Занятие «Космическое путешествие»

* Заучивание стихов о космосе

*Отгадывание загадок

Развивать речь детей как средство общения. Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания об окружающем. Формировать звуковую культуру речи, умение связно, последователь-

но составлять рассказы. Развивать мышление, память,

воображение, внимание.

Чтение художественной литературы

А.Леонов «Я выхожу в Космос», Г.Черненко «Наши крылья», цикл статей в детских энциклопедиях «Все обо всем» и «Все обо всех» и т.д.

Учить внимательно слушать литературные произведения,

давать им оценку. Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

*Рисование «Космонавты», «Планета Земля»  

* Аппликация «Ракета», «Звездное небо»

Коллективные работы

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

*Разучивание песни «Марш юных космонавтов»

А. Филлипенко, танцевальной композиции «Нежность» А. Пахмутовой

*Слушание песен о Космосе

*Праздник «Полет в космос»

Формировать эстетическое отношение к миру через музыку и движение.

Учить слушать и понимать характер и настроение, выраженные в музыке. Развивать пластику и выразительность движений.

Работа с родителями

*Информация в родительском уголке о начале работы проекта

* Конкурс семейных работ на тему «Космос»

* Участие в подготовке и проведении праздника «Полет в космос» (костюмы, атрибуты)

Привлекать родителей к активным формам совместной с

детьми творческой деятельнос-

ти. Создавать условия для повышения компетентности родителей в области воспитания дошкольников.

3. Заключительным этапом работы над проектом стало проведение

 спортивно-музыкального   праздника «Полет в Космос».

Опыт организации работы по проекту был представлен   на районном методическом

объединении инструкторов по физической культуре, где получил высокую оценку.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну, за свою малую Родину. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг

Знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.  Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, встреч с интересными людьми. Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.  Педагоги нашего ДОУ в своей работе, по всем направлениям развития дошкольников, активно используют комплексно-тематическое планирование и проектную деятельность в соответствии с ФГОС ДО.

Литература:

Образовательная программа МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида №16», разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы

 воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2014.

Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.

Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.

Г.П.Шалаева, Ф.С.Капица, Детская энциклопедия «Все обо всех», СЛОВО, М., 1997

А.Ликум, Детская энциклопедия «Все обо всем», СЛОВО, М., 1994

Г.Серова, РЕММАШ: между прошлым и будущим, Сергиев Посад, 2007.

Приложение 1

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b1/Flag_of_Remmashevskoe_%28Moscow_oblast%29.png/970px-Flag_of_Remmashevskoe_%28Moscow_oblast%29.png

Приложение 2 /в файле/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»

Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...

Училище воспитало меня, дало путёвку в большую жизнь.

Воспоминания о студенческих годах......

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

Стенд для родителей "КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ"

Предлагаюсвою работу начинающим воспитателям,для аттестации,сделан из ненужных материалов,можно разместить в приёмной,менять информацию,для родителей будет интересно узнавать что-то новое о космосе....

К космическим далям - вперёд!

Познакомить детей с космосом как неизведанным объектом, который предстоит изучать многим поколениям россиян....