Тема: "Волшебный песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volshebnyy_pesok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 54 комбинированного вида

Красносельского района Санкт - Петербурга.

Конспект

непосредственно  образовательной деятельности по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

Тема: «Волшебный песок»

Образовательные области:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Виды детской деятельности:  познавательно-исследовательская, творческая, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная,  речевая, восприятие художественного слова, изобразительная.

Педагогические технологии:  проблемно - игровая, экспериментирование и элементы исследовательской деятельности, моделирования, информационно-коммуникативные  технологии.

 

                                                Разработан воспитателем:

Смирновой Н.В.

Санкт-Петербург

2018 год

Задачи:

1.Образовательные:

- Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, фильтровать её…)

-

2.Развивающие:

-Обогащение    и активизация  словаря  за  счет  слов: исследователи, лаборатория, лупа, песчинки, микроскоп, сыпучий, следопыты.

- Развитие диалогической речи.

- Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, устанавливать  причинно- следственные связи  и  отношения  и делать выводы и умозаключения.

- Развивать коммуникативные навыки и умения

3.Воспитательные:

- Воспитывать интерес к окружающему миру.

- Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться.

Материал и оборудование: Сухой чистый песок, пластиковые контейнеры, подносы, стаканчики, вода, воронка, лупа, микроскоп, пластиковые ложечки, кусочек губки (поролон, вата) игрушки – зверята или геометрические фигуры, цветной песок, клей ПВА, кисточки, картон, клеенки, песочные часы,  мультимедийный проектор, лейка.

Организация детей: Сменная, свободная

Ход:

- Ребята, посмотрите, что это у меня?   (Показывает лупу)

- Кому нужна лупа? Для чего?                ( Ответы детей)

- Ребята, я предлагаю вам стать исследователями.

 - Кто такие исследователи?

- Сегодня мы будем проводить опыты и экспериментировать.

- А вот, что мы будем исследовать, вам предстоит угадать.

В этой загадочной коробочке есть то, что нам нужно для занятия. Каждый ребенок на ощупь  старается узнать, что находиться в коробочке и рассказывает о своих ощущениях. Выслушав ответы детей, воспитатель открывает ее и показывает – песок.

- Правильно, это песок. Где в природе можно встретить песок?  (Ответы детей)

- Воспитатель предлагает посмотреть фильм о песке.  (Показ презентации)

  –Песок - кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок. Существуют места, где очень  много песка (морские берега, пустыни…)

- Давайте выясним, чем же удивителен песок?

 - Теперь я предлагаю вам пройти в нашу «лабораторию». Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. На столе есть необходимое оборудование для работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1.

- Давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Возьмите, пожалуйста,   лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок? На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета?

Воспитатель показывает микроскоп. Вы знаете, что это?

Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок – это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности  

человека – частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок.

- Посмотрите, как высыпается песок. На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение? (Песочные часы)

- Возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что, вы видите?  (На сухом песке рисунок не сохраняется, т.к. песчинки разлетаются).

Посмотрите на модель «сухих песчинок». Они стоят друг от друга на расстоянии.

Игра: «Мы песчинки»

Дети входят в роль «песчинок». Как они будут себя вести при этом? (Стоят неподвижно и отдельно друг от друга.) Подул ветер, что случится с песчинками? (Дети бегают по одному, не прикасаясь друг к  другу.)

Опыт 2.

Растворяется или нет?

- Ребята, а давайте  проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка, и помешайте. Растворился ли песок в воде?  ( Нет, песок осел на дно стакана.)

 Опыт 3.

Пропускает или нет воду?

Сейчас проверим, пропускает ли песок воду? Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?  (Да, песок пропускает воду)

Опыт 4.

 Фильтрация воды.

- Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок.  (Пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, вату) и заполним песком. Замутить воду крахмалом или окрасить ярко. Нальем часть в бутылку и подождем, пока она не просочиться через песок. Сравним отфильтрованную воду с «грязной»

- Как вода изменилась?  Вода стала прозрачнее.

- Песок – это природный фильтр, Так раньше очищали воду.

Физкультминутка.  ( выполняем движения в соответствии с текстом)

            Поздоровайтесь с нашим песочком,

            Пройдите по ямкам, по кочкам,

            Попрыгайте и закопайтесь,

            Песчинки стряхните, расслабьтесь.

            Оставьте следы кулачков

            И маленьких пальцев скачков.

            Сгребите его и сожмите,

            Возьмите в ладошки и отпустите.

            Спасибо, милый наш песок,

             Ты нам поумнеть помог.

Опыт 5.

- Ребята, у меня два контейнера с песком. Скажите, какой песок?  ( Сухой)

- Правильно. А как можно из сухого песка сделать  влажный?   (Полить его)

Поливаем песок из лейки.

- Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определим, какого цвета?

- Как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?    (Сыпучий песок – сухой.)

- А, из какого песка будем делать куличики?   ( Из мокрого)

Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

- Что вы летом еще делаете из песка? (Крепости, башни, мосты…)

Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился?

Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом. Модель мокрого песка.

- А, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?  

Игра «Мы - следопыты»

На песке оставить следы (отпечатки) игрушечных зверей или геометрических фигур.

Вопрос: Какой предмет?  или  Кто из зверей оставил след на песке?

Послушайте стихотворение:   «Ладошки»

Я глажу ладошками – теплый песок.

Рисую кораблик, а рядом цветок,

И мамина кошка, и  деда гармошка,

Летящий журавлик и сказочный гном.

Струятся песчинки,

Сижу – не дышу,

Ведь мира картинки

В ладошках держу.

- Вот и мы сейчас с вами нарисуем картину с помощью песка, но этот песок необычный - он цветной. Цветной песок создают искусственным способом.

Коллективная работа

Дети « рисуют» картину, используя цветной песок, насыпая его по заранее приготовленному контуру.

- Молодцы, какая красивая картина у вас получилась.

- Сегодня мы с вами много нового узнали о песке.                                                                                                  – Что вам больше всего понравилось на занятии?                                                                                  - Какое задание было самым интересным, трудным?   ( Ответы детей)

Продолжить работу можно с помощью игр:

      Игра: « Чего не стало»

Запомнить 5-6 игрушек. Одну из них закапываем в песок. Определить, какой игрушки не стало.

       Игра «Сундучок с сюрпризом»

Дети ищут в песке предметы, ориентируясь на словесные указания взрослого.

        Тактильное упражнение «Узоры на песке»

Дети пальцами рисуют разные замысловатые узоры, знаки на песке, а затем сочиняют об этом короткий рассказ.

В  следующий  раз   мы  опять окажемся  в лаборатории, чтобы познакомиться со  свойствами   воздуха  или  воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Волшебный песок»

Краткосрочный, исследовательский, экологический проект по ознакомлению детей первой младшей группы со свойствами песка....

Экологический проект во второй младшей группе на тему: «Волшебный песок»

Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...

Конспект НОД образовательной области " Познавательное развитие" в первой младшей группе. Тема: " Волшебный песок".

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность,речь ребёнка; продолжать работу по обогащению сенсорного развития; воспитание культурно-гигиенических навыков....

Конспект НОД образовательной области " Познавательное развитие" в первой младшей группе. Тема: " Волшебный песок".

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность,речь ребёнка; продолжать работу по обогащению сенсорного развития; воспитание культурно-гигиенических навыков....

Открытого интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Волшебный песок»

Цели: - Обогащать познавательный эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка с помощью приемов экспериментирования (опытов).- Познакомить с новым способом рисования – цветным песком.- Разви...

Конспект занятия-экспериментирования в первой младшей группе Тема: «Волшебный песок.»

Цель: познакомить детей со свойствами песка.Задачи:1.     Познакомить детей со способами исследования песка, включать детей в деятельность экспериментирования;2....