Конспект занятий по развитию речи на тему: «Конь – верный друг казака на войне и в жизни ». В разновозрастной группе 5-7 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Колесникова Дарья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Росинка»

 

 

 

Конспект занятий по развитию речи на тему:  «Конь – верный друг казака на войне и в жизни ».

                          В разновозрастной группе 5-7 лет.

 

 

image

 

 

 

 

Подготовила

воспитатель

 Колесникова Д.Н.

 

 

                                       п. Жирнов

                                              Февраль 2020

             Конспект «Конь — верный друг казака  на войне и в жизни»

Цель: Расширить представление детей о роли коня в жизни казака. Приобщить  детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.

 Задачи:

Интеграция образовательных областей: «Познавательное  развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Задачи: 
Образовательная  область: «Познавательное  развитие»:

Обогатить  представление  детей о коне, как о части казачьей культуры и традиций;
Познакомить воспитанников с ролью коня в жизни казаков.

Образовательная  область: «Развитие речи»:

Развивать  интерес детей к казачьей сказке.

Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Способствовать развитию логического  и творческого мышления.

 

Образовательная  область: «Социально-коммуникативное»:

 

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.

 

Образовательная  область: «Физическое развитие».

Развивать  мелкую моторику рук.    

 

Методы и приемы:

Словесный метод: рассказ, беседа, художественное слово.

Информативно-рецептивный метод: рассматривание.

Игровой метод: организация игровой деятельности .

Предшествующая работа:  разучивание пословиц, чтение познавательной литературы «Конь - верный друг казака», пальчиковая гимнастика «Кузнец», рассматривание фотографий, игры с разрезными картинками (пазлами), подвижные игры.

Материалы оборудование: презентация,  игра ««Попади в цель»» , подкова –подарок детям.

 

Ход занятия:

Эмоциональный настрой

 Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Воспитатель: А кто такие казаки?

Дети: Это вольнолюбивые, гордые и независимые люди.

Воспитатель: Все верно. Было это давно, когда ни вас, ни меня на белом свете не было. Решили эти гордые и независимые люди найти такое место, где им бы жилось привольно. Понравился им наш край за его просторы. Поселились они здесь на Донской земле и жили свободно. Вот и прозвали их казаками, что значит «вольные люди». Но на нашу родную землю часто нападали враги. А как вы думаете, кто помогал казаку защищать родную землю?

Дети : Конь - верный друг казака.

Воспитатель: А вы знаете пословицы о верном друге казака.

Казак сам не съест, а коня накормит.

Коня гладь не рукой, а овсом и мукой.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак с конем и ночью и днем.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Казак с пеленок на лошади.

Без коня казак кругом сирота.

Вся родня не стоит коня.

Воспитатель: А бывало такое, что в бою казак получал тяжелое ранение. Как вы думаете, кто помогал казака вынести с поля боя?

Дети: Конь.

Воспитатель: Кто может рассказать, как он это делал?

Дети: В бою, если казак был ранен и падал, то конь останавливался, подходил и опускался, чтобы раненый мог забраться на него. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая его от гибели.

Воспитатель: Казаки, очень уважительно относились к лошадям, заботились о них. Даже существовал давным-давно праздник для коней. Как вы думаете, что делали в этот день.

Воспитатель: В этот день лошадей сытно кормили, давали столько корма, сколько они хотели; купали в реке, чистили щетками, расчесывали гривы, меняли подковы. Казаки были неразлучны с конем и часто проводились состязания. Казаки соревновались у кого конь быстрее, выносливее, а сами на своих конях показывали свою удаль, умение, сноровку.

Игра «Попади в цель» (кони-трости, шашки и воздушные шары, подвязанные к канату; ребенок скачет на лошади и шашкой должен попасть по шару)

Воспитатель: Так скакали, так скакали, кони что-то потеряли! (на экране подкова) Ребята, что потеряли ваши кони?

Дети: Подкову.

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Это обувь для лошадей. Ее делают из железа и прибивают на копыто лошади, и тогда она может долго скакать, не разбивая своих ног. Лошадей нужно беречь.

Воспитатель: Еще в народе считается, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью избы и верили, что в доме будет удача и счастье, что подкова от всех бед оградит. А еще казаки на крышах своих домов устанавливали деревянных коньков, чтобы они охраняли дом от неприятностей. Ребята, ваши кони потеряли подковы нужно их обуть.

Воспитатель: Как вы думаете, кто изготавливал подковы?

Дети: Кузнецы.

Воспитатель: Хотите себя в роли кузнецов попробовать? (ответы детей)

Давайте и мы побудем немного кузнецами

Пальчиковая игра «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец

Ты подкуй его опять!»

Отчего не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два и готово!

 

Воспитатель: Казаки любили своих коней и поэтому много рассказывали о них: писали стихи, пословицы, поговорки, сказки. А сейчас  я прочту вам одну из удивительных и поучительных казачьих сказок под названием: «Самые быстрые кони» Донская казачья сказка.

 

Когда Емельян Иванович Пугачев шел на Казань, то повстречался в пути с башкирами. Увидя его, они остановились. Вперед к нему выехал молодой ловкий и статный всадник. Снял лисий малахай, говорит Емельяну Ивановичу:

- Прими меня и моих товарищей к себе!

Пугачев посмотрел на него и спрашивает:

- А кто ты такой будешь?

- Если надобно, то расскажу.

Емельян Иванович кивнул головой.

- Что же, говори!

- Отец мой служил конюхом у хана. Много у этого хана было всякого добра: и золота, и серебра, и драгоценных камней, но больше всего славился он своими конями. Ни у кого не было таких. А растил их для него мой отец. Съехались как-то раз к хану его друзья. Каждый их них стал похваляться своими богатствами. Хан сидит, слушает, а потом говорит:

- Во всем свете нет ничего дороже и лучше моих коней, нигде таких не сыщете.

    Гости с ним заспорили. Хан позвал моего отца и приказал привести самых лучших коней. Отец пошел на конюшню. Он решил показать хану и его гостям трех жеребят. Эти жеребята были самых лучших кровей, хотя поглядишь, и как будто бы в них нет ничего особенного. Но отец знал: вырастут - станут красавцами конями с пышными гривами, длинными хвостами, такие быстрые, что степной ветер и тот не сможет догнать их. Вывели жеребят, гости поглядели и рассмеялись.

- Если эти паршивые жеребята у тебя самые лучшие, то каковы же остальные кони?

 Воспитатель: Дети я смотрю вы немного устали, а давайте чу- чуть отдохнем.)

Физминутка

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Воспитатель: ребята мы с вами немножко отдохнули, а теперь продолжим наше чтение сказки.

Продолжение сказки (слайд сказка продолжение)

Разгневался хан на моего отца, не захотел слушать. Выколол ему глаза и прогнал. В насмешку отдал ему жеребят.

   Отец взял их, холил, растил, и из них вышли такие кони, каких еще никогда не бывало. Позвал меня тогда отец, дал самого лучшего коня и сказал:

- Пойди, отомсти хану!

Собрал я отряд молодцев, налетели мы на ханский дворец, сожгли его, а хана убили. Думали, избавим народ от тяжкого гнета, но не тут-то было. Пришли царские солдаты, от них я и мои товарищи бежали в степь. Скрывались там, а когда дошли слухи, что ты против воевод и бар поднялся, решили просить, чтобы принял нас в свое войско. Сообща легче будет их бить.

Улыбнулся Емельян Иванович.

- Правильно ты говоришь, вместе можно любого врага осилить.

И зачислил башкир в свое войско. Они служили у него исправно и считались самой лучшею конницей.

 

Воспитатель:

  • Куда ехал Емельян Иванович?
  • Кого он повстречал на своем пути?
  • Чем гордился Хан?
  • Почему Хан разгневался?
  • Как Емельян Иванович отомстил Хану?
  • Ребята, о чем эта сказка?
  •  Какую мысль содержит в себе эта сказка?

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! А у меня есть для вас подарок! Подарок мой  простой - подкова, а для чего она нужна, чтоб в жизни не было плохого!

 

Рефлексия

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Конспект занятия по развитию речи с элементами кооперации с использованием приёма наглядного моделирования "Домашние животные" для детей подготовительной группы.

Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет сплачивать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учётом уровня речевого и познавате...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание внешнего вида друг друга»

Конспект занятия по развитию речи  в средней группеТема: «Описание внешнего вида друг друга»...

Конспект занятия по развитию речи «Буратино идет в школу» (театрализация с активным участием детей) для детей подготовительной (логопедической) группы

Цель: автоматизация звуков [л] и [л']; [р] и [р'] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание: - отработка практических умений и навыков использования фонетически чистой, лексическ...

Конспект занятия по развитию речи "Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна» Дидактическое упражнение «Когда это бывает?" во второй младшей группе

Познакомить детей со стихотворением  А.Н. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Чтение русской народной сказки "Казак и лиса"

Казачий фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма.Казак всегда смел и находчив....