Комплексное занятие по экологическому воспитанию.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михайленко Любовь Сергеевна

Тема «Весна на Севере»

Экологическая тропа весной.

Цель:

- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

-Продолжать учить различать и называть деревья на участке и территории детского сада.

-Закреплять понятие «перелетные птицы» и правильно их называть.

-Развивать умения наблюдать за изменениями в живой и неживой природе;устанавливать взаимосвясь этих изменений.

-Развивать речь. Активизировать словарь: чечвички (поры, через которые дышит береза), перелетные птицы, пуночка,скворечник.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, охранять её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_ekologiya.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по экологическому воспитанию.

Тема «Весна на Севере»

Экологическая тропа весной.

Цель: 

- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

-Продолжать учить различать и называть деревья на участке и территории детского сада.

-Закреплять понятие «перелетные птицы» и правильно их называть.

-Развивать умения наблюдать за изменениями в живой и неживой природе;устанавливать взаимосвясь этих изменений.

-Развивать речь. Активизировать словарь: чечвички (поры, через которые дышит береза), перелетные птицы, пуночка,скворечник.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, охранять её.

Предварительная работа. Беседы о природе, наблюдения на прогулках, дидактические игры, разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок.

Материал. Изображения (фотографии) березы, кустарника – шиповника, перелетных птиц – пуночки, сороки. Картина «Дети вешают скворечник». Тонированный лист ватмана с изображением дерева, клей, кисти, ножницы, цветная бумага.

Ход.

-Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Вспомним, как называется знакомое нам дерево и знакомые птицы – ворона и сорока, узнаем о новом растении – кустарнике, который называется шиповник, о перелетной птице – пуночке (полярный воробей).

-Какое сейчас время года?

-Какая погода? Какое небо, голубое, высокое?

-Солнце светит или оно спряталось за тучи?

-Кто знает, какое сейчас число, день недели, месяц?

-Сколько весенних месяцев? Назови их.

-какие приемы говорят о наступлении весны?

-Для того чтобы узнать куда мы отправимся, нужно отгадать загадку.

                                                                  Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

                                                                  Май сережки дарит ей.     (Береза)

-О каком дереве идет речь? У березы гладкий белый ствол с черными черточками.

-Вы знаете для чего они у березы? Я открою вам секрет березы, через эти черточки береза дышит, а называют эти черточки – «чечевички».

-Как называются черные черточки на стволе березы, для чего они?

-Что ещё интересного есть у березы? Некоторые женщины, девушки и даже девочки их носят. (Сережки) Осенью эти сережки рассыпаются на мелкие семена. Представьте, что вы семена березы, если подует ветер, что с ними случится? Вы – семена, а я – ветер. Ветер дует – семена летают в воздухе (дети кружатся). Ветер тише, тише – семена падают на землю (дети приседают).

-Как вы думаете, береза любит солнце?

- Березы очень любят солнце и растут на полянках, где много солнечного света. Березы растут и в нашем городе. Это красивое дерево – символ нашей Родины. О ней написано много стихов, загадок.

- Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Березка»

Если б дали березке расческу,

Изменила б березка прическу:

В речке, как в зеркало глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у неё в прическу

По утрам заплетать косичку.

-Береза приносит много пользы, как человеку, так и животным, птицам, другим растениям. Из коры дерева, которая называется береста, люди, изготавливают красивые изделия: туески, хлебниц, шкатулки. Из древесины – мебель, посуду. Животные пьют березовый сок, когда начинается сокодвижение, т.е. весной. Тпицы – вьют гнезда, а у корней дерева, в конце лета вырастают грибы – их называют – подберезовиками. Пользу береза приносит и нам с вами. На территори нашего сада высажено много берез. Они делают наш детский сад красивым, украшают детские участки.

-Посмотрите внимательно, что вы еще видите на картине?

-Ребята вешают домики для птиц. Как они называются?

-Хоть они называются скворечники, но там селятся не только скворцы, т.к. их у нас на Севере нет. Скворечники порой занимают воробьи и другие небольшие пернатые.

-Кто был внимательным и запомнил, как называется тпиц, которую мы с вами видели на прогулке? Пуночка – еще называют снежным воробьем. Послушайте стихотворение П. Явтысый «Пуночка»

В тундре снег темнеет, тая…                            Но друг с другом не дерутся.

Пуночек промчалась стая.                                 Потому что тпички знают:

Вот проталинка как блюдце.                             Скоро льдинки все растают

Пуночки над блюдцем вьются,                         И растает в тундре снег-

Сядут и воды напьются.                                    Хватит блюдечек на всех!

         Светлоокрашенные птички с красновато-коричневыми спинками; величиной с воробья. Там, где есть люди, там встретишь и этих веселых, дружелюбных пичуг – иногда даже на Северном полюсе, у жилищ полярнкиков! «Тьюи, тьюи», - разносятся над тундрой их серебристые трели. И жители радуются: «Весна идет!».

А пока лежит снег, пуночки ловко перебегают от растения к растению, склевывая семена. Летом, когда тундра зазеленеет, и появятся полчища насекомых, птицы переходят на животных корм. Птенцов тоже кормят насекомыми.

У пуночек густой теплый пух под гладкими перышками – им и холод нипочем. Но зимой они все равно улетают на юг, туда, где больше еды. Пролетая над Центральной россией, пуночки опускаются на поля, чтобы подкрепиться семенами растений. А вслед за ними сюда незаметно подкрадывается зима…

-Посмотрите, какая береза. Пуночки прилетели из далека. Давайте посадим их на ветки березы, пусть отдохнут. (Аппликация).

Игра «Сова и пуночки»

-Ещё. Какие птицы прилетели?

-О ком эта загадка?

                                             Непоседа  пестрая,

                                                                Птица длиннохвостая.

                                                                Птица говорливая,

Самая болтливая.  (Сорока)

-Что вы знаете о сороке?

-Чтение рассказа Г.Снегирева «Сорока»

Сорока в лесу летает, стрекочет, а к гнезду подлетает молча. Гнездо у сороки похоже на муфту: сверху ветки навалены и по бокам входы. Сорока в гнезде сидит, только хвост торчит и клюв. Сорочата из гнезда вылетели, расселись по ёлкам, стрекочут, есть просят.

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»

  • Сосна, береза, воробей .
  • Одуванчик, ромашка, ель.
  • Дятел, ворона, пуночка, девочка.

-Какие птицы прилетели к нам? Как называют пуночку по-другому? А как называют сороку? Вспомните детскую игру для самых маленьких. Покажите, как вы в неё играли. «Сорока-Белобока».

-Предлагаю посмотреть на наших птиц и полетать немного, а затем мы отправимся в группу, где вас ждет сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию и аппликации с использованием мультимедийного показа. в подготовительной группе: «Лес, точно терем расписной»

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию и аппликации с использованием мультимедийного показа. в подготовительной группе...

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ОБУЧЕНИЕМ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС"...

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Птицы зимой»

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Птицы зимой».Целью занятия является формирование основ взаимодействия с природой (наблюдение и пом...

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «МЕДОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МЕДВЕДЮ»

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕТЕМА: «МЕДОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МЕДВЕДЮ» Презентация  "Светофор"...

Комплексное занятие по экологическому воспитанию и развитию речи для детей старшей группы . Тема: «Маша и Медведь».

Цель.  Познакомить с медоносными растениями. Уточнить представление о меде, его полезных свойствах. Развивать речь детей.  Вызывать интерес к природе, к цветущим растениям.  Формировать...

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию в средней группе: Где живут домашние птицы? Кто как кричит?

  Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию в средней группе: Где живут домашние птицы? Кто как кричит?...