Речевое развитие. Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: «Маленькие - друзья природы».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Зеленова Надежда Анатольевна

Методическая разработка по экологии. Знакомство детей с полезными насекомыми и необходимость их существования в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_druzya_prirody.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Маленькие - друзья природы».

Зеленова Надежда Анатольевна.

Воспитатель, ГБДОУ д/с №121. г. Санкт-Петербург.

Образовательная область:»Познание».

Интеграция с другими областями: « Коммуникация», « Социализация», « Физическое развитие».

Программное содержание:

  1. Обучающие задачи: 
  • Уточнять представления об окружающем нас мире-мире природы.
  • Формировать представления о Земле как общем доме для растений, животных и человека, о сложных взаимосвязях растительного и животного мира: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях.
  1. Развивающие задачи:
  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей, используя художественное слово.(стихотворения, загадки).
  • Уметь выделять главное, отображать мир, в котором мы живём, и свои индивидуальные предпочтения по отношению к объектам окружающего мира.
  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающему нас миру-земле, небу, солнцу; любви к природе; желания беречь её и заботится о ней.
  1. Речевые задачи: 
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать связную речь в описательных рассказах.
  • Упражнять в умение использовать доказательную речь.

Структура (части и предполагаемое их время)

Игровая мотивация –«Письмо от Незнайки» - 3 мин.

1 часть: «Лесные загадки» - 15 мин.

2 часть: «Несчастное дерево» - 5 мин.

3 часть: Игра «Сложи картинку» - 3 мин.

4 часть: «Знаки друзей природы» - 4 мин.

Итог: 

Общее время: 30 мин.

Резервное время : 3 мин.

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

Опрос детей, беседа, наблюдение, за выполнением зданий.

Организация детей:

Игровая мотивация – фронтальный.

1часть: «Лесные загадки» - фронтальный.

2 часть: «Несчастное дерево» - фронтальный.

3 часть: Игра «Сложи картинку» - фронтальный.

4 часть: «Знаки друзей природы» - фронтальный.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.

Демонстрационный материал: Иллюстрации леса, картинки с животными, конверт с письмом от «Незнайки», плакат «Муравей-санитар леса», знаки друзей природы, зелёные листочки, аудиозапись «Звуки леса.

Раздаточный материал: Конверты с разрезными картинками насекомых.

Предварительная работа: чтение рассказов. П.Скребицкого. «На лесной полянке» и «Четыре художника». Беседы о растениях; о деревьях; о цветах; о животных; о насекомых. Рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток. Вечер загадок «Путешествие по лесу»; знакомство с правилами поведения в лесу, с их знаками.

Содержание (ход)

Методы и приемы

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо. Может, это лучик солнца, что щекочет нам лицо? От кого пришло письмо, мы сейчас узнаем…

                      Здравствуйте ребята!

Приключилось со мной происшествие. Я люблю ходить в лес, любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Всё бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, муравьи, комары. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред. Идёшь по тропинке, а там сидит лягушка или ещё хуже жаба. Какие противные! Зачем они в лесу! А бабочки! Целый день летают и летают. А какая от них польза? А муравьи? Только кусаются. А червяки? Живут под землёй, где хвост у них, где голова, непонятно.

Пришёл я в лес и громко закричал: «УХОДИТЕ ВСЕ, ВИДЕТЬ ВАС НЕ ХОЧУ!»

Они и ушли. Обрадовался я, хорошо в лесу. Ни кто не жужжит, не прыгает, не бегает и не летает. Вот только листья на деревьях пожелтели, птицы улетели, цветы перестали цветы, звери разбежались.

Почему это случилось? Помогите мне разобраться. Незнайка.                                      

- Давайте поможем Незнайке.

Дети. -Почему лес опустел?(животные обиделись на Незнайку и ушли). -На что же обиделись маленькие животные?(Незнайка сказал, что они бесполезные и даже вредные). -Давайте расскажем Незнайке в чём польза этих маленьких животных. 1часть. Загадка: Два пера, и три пылинки,

                             И листочек, и пылинку

                             В муравейник принесли      Работяги…(муравьи)

-Как называется дом где живут муравьи?

-Из чего муравьи строят муравейник? (собирают еловые иголки, мелкие веточки, кусочки коры).

- Чем питаются муравьи? (гусеницами и личинками различных насекомых).

-Почему их называют санитарами леса? (там где много муравьёв лес здоровый и чистый).

-Что вы посоветуете Незнайке? (попросить муравьёв вернуться в лес).

Загадка: Спал цветок и вдруг проснулся.

               Больше спать не захотел,

               Шевельнулся, встрепенулся,

               Взвился ввысь и улетел.(бабочка).

-Чем питаются бабочки? (цветочным нектаром).

-Почему лесу стало плохо без бабочек? (бабочки опыляют цветы, без них не будет новых цветов).

-Как бабочки перенося пыльцу с цветка на цветок? (хоботком опускает в цветок).

-Как можно позаботится о бабочках? (не ловить и не уничтожать).

Загадка: Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдёте вы.(дождевой червяк).

-Где живут дождевые черви? (в земле).

-Чем питаются?(личинками которые рыхлят землю).

-Какую пользу приносят? (рыхлят землю).

-Что мы посоветуем Незнайке? (помириться с червяками, и попросить у них прощения).

Загадка: В поле выпала роса.

               Раздаются голоса

               Возле леса на опушке.

                Кто там квакает? (лягушки).

-Незнайка прогнал жаб и лягушек, в чём их польза? (лягушки и жабы поедают комаров, слизней и гусениц, не дают им размножаться).

-Как приспособлены лягушки к защите от врагов? (маскируются, прячутся, затаиваются).

Загадка: Он лежит на гамаке

               Считает мух на потолке.(паук).

-Что плетут пауки для ловли добычи? (паутину).

-Каких пауков вы знаете? (крестовики, сенокосец, серебрянка и др).

-Чем питаются пауки? (вредными насекомыми).

-Прав ли был Незнайка, когда прогнал пауков из леса, в чём же их польза?

-Сколько ножек у паука? (8).

Загадка: Всех жучков она милей,

               Спинка алая у ней.

               А на ней кружочки –

               Чёрненькие точки. (божья коровка).

-Расскажите о пользе божьих коровок? (они питаются тлёй, за день один жук может съесть до 200-х тлей).

-Как божья коровка защищается от врагов? (они выделяют оранжевую цвета жидкость).

-Как можно позаботится о божьих коровках? (не ловить их, не уничтожать).

-Сколько ножек у божьей коровки?(6).

Запомните: у насекомых- 6 ног, а у пауков - 8.

-Вы хорошо рассказали о пользе животных которые Незнайка прогнал из леса. Они все маленькие, но польза от них большая.

-Как можно их называть? (маленькие помощники человека, маленькие друзья природы). Лес не может прожить без них.

-Какой совет мы дадим Незнайке? (помириться с животными, извиниться, попросить вернуться в лес, прочитать об их пользе в книгах, бережно к ним относиться, помогать в трудное время).

Физкультминутка.

«Кузнечики, травы, бабочки, цветы. (педагог чередует слова: кузнечики, травы, бабочки, цветы.)  (Дети  выполняют  соответствующие движения: кузнечики – прыгают; травы – приседают; цветы – складывают ладони, как чашечки цветов; бабочки –размахивают руками.)

2часть.

-Ребята! Незнайка прислал нам сухое дерево, «несчастное дерево». Давайте поможем этому дереву.

-У меня на подносе листочки, возьмите каждый по одному листочку, как можно помочь «несчастному дереву»? (полить, пожалеть, закопать корни, обрезать сухие ветки, замазать раны, дать побольше света и тепла, полечить и др).

-Дерево с ново зазеленело, на нём выросло много листочков от добрых пожеланий детей.

3часть.

Игра « Сложи картинку». ( паук, бабочка, червяк, божья коровка, лягушка, жаба, муравей).
Вот и появились в лесу насекомые, животные.

4часть.

«Знаки друзей природы».(подскажем Незнайке).

Запрещающие:

- не разорять птичьих гнёзд, муравейники.

- не уносить животных из леса.

- не разжигать костёр.

- не оставлять мусор в лесу.

- не ломать ветки у деревьев и кустарников.

- не рвать много цветов, особенно редких, занесённые в «Красную книгу».

Разрешающие:

- собирать ягоды, грибы, орехи.

- сажать деревья.

- огораживать муравейники.

- обрезать сухие ветки.

- собирать мусор в лесу и закапать его.

- рвать цветы, но не больше 3-х штук.

- подкармливать птиц и животных в зимний период.

Заключительная часть.

Стихотворение В.Орлова «Живой букварь».

Нас в любое время года

Учит мудра Природа.

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Всё – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте.

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Словесно-практический метод с использованием  игрового приёма.

Словесный метод раскрыт через беседу, с использованием формы работы вопрос-ответ.

Упражнение в логическом  мышлении: выделении  основных признаков предметов.

Развитие познавательного интереса, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков.

Оживление речевой активности детей через обращение к их опыту.

Уточнение ране полученных знаний.

Рассказ воспитателя- получение новой информации;

Предупреждение утомляемости. Активизация слуха, внимания.

Словесный метод реализуется через инструкции и задания воспитателя, практический метод через выполнение детьми индивидуальных работ.

Словесно-практический метод с использованием игрового приёма.

Словесно-практический метод раскрывается через моделирование.

Словесно-практический метод раскрыт через художественное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасности в подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасностив подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"...

НОД по познавательно-речевому развитию с детьми первой младшей группы. Тема: "Малыши и природа"

НОД по познавательно-речевому развитию с детьми первой младшей группы. Тема: "Малыши и природа"Цель: формирование первоначальных знаний детей об окружающей природе....

Интегрированное занятие с использованием ИКТ, опытной деятельности, ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: « Мы друзья природы»

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель:Закрепить и обобщить представления о Кр...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «Мои друзья всегда со мной» по духовно-нравственному воспитанию

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ   ГРУППЕ.  ТЕМА: «Мои друзья всегда со мной» по духовно-нравственному воспитанию...

Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Без друзей нам не прожить, ни за что на свете!»

Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Без друзей нам не прожить, ни за что на свете!» Цель: мотивировать детей на включение в деятельность, показать детям отрицатель...