Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зинина Наталья Юрьевна

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие

«Сравнение белого и бурого медведей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_po_ekologii.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уточнить и расширить представления детей об образе жизни медведей (белого и бурого), живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним.

Задачи:

Образовательные:

– расширять представления детей о белом медведе (живет в Арктике, имеет густой белый мех, который позволяет выживать на морозе, занимается охотой, питается рыбой, не спит зимой); о буром медведе (лесной житель, живет  в лесах Европы и Азии,  в  берлоге, дуплах деревьев, любят рыбу,  мед, имеет густой коричневый мех, питаются ягодами, орехами, спит зимой). Бурый и белый медведь заводит потомство.

– учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания

- закреплять представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания,

Развивающие:

– развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы,

– развивать связную речь, активизировать словарь детей;

– развивать любознательность, внимание, мышление, память.

Воспитательные:

– воспитывать инициативность, самостоятельность.

Материал: Картины «Бурые медведи», «Белые медведи», видеосюжеты из жизни медведей в природе.

Предварительная работа:

–рассматривание картин, открыток,

 -чтение познавательной литературы

 -беседа «Как животные приспособились к зиме».

– рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных».

– д/игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».

Словарная работа:

Бурый, белый, Арктика, Европа, Азия, орехи, мед, рыба, берлога, медвежья берлога, охота, потомство, мех, медвежата.

Ход занятия:

Воспитатель:(заходят в группу)

Сегодня, у нас с вами гости, давайте поздороваемся с ними.

 Ребята, я предлагаю отгадать загадку:

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.(медведь)

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о медведях

(Дети садятся перед экраном на стулья)

Слайд 1(картина «Бурый медведь»)

Ребята, вы узнали кто это? Как называется этот медведь?

Ответы детей: Бурый медведь.

Воспитатель:

Где живет медведь?

Чем питается медведь?

Ответы детей: в лесах, ягоды, рыбу, мед.

Воспитатель:

Давайте посмотрим фильм!

Слайд 2 (видео о жизни медведя)

Воспитатель: что мы узнали о буром медведе из фильма?

Ответы детей: чем питается медведь

Воспитатель обобщает ответы детей:

Питается бурый медведь ягоды, орехи, травы. Отлично ловят и с удовольствием поедают рыбу. Медведи прекрасно лазают по деревьям за своим любимым лакомством мёдом

Слайд 3  (картинка медвежья берлога)

Воспитатель: 

А какое время года на картинке?

Ответы детей:зима

Посмотрите внимательно, что делает медведь зимой?

Ответы детей: спит

Воспитатель: Зимой бурый медведь роет берлогу и ложится в спячку до весны. Место для берлоги выбирается в труднодоступных местах, а внутри выстилается мхом и травой. Спячка у зверя очень чуткая, если его потревожить, он пробудится, и будет искать новое место для сна.

Слайд 4 (картинка медведь весной)

Воспитатель:

Что делает медведь весной? (просыпается)

Слайд 5 (медведь с медвежатами)

Воспитатель: посмотрите, у медведицы появилось потомство. Как называются детеныши медведя?

Ответы детей: медвежата

В медвежата появляются у медведицы во время зимней спячки, в январе месяце. Обычно рождается от двух до пяти медвежат.

Дети выходят в круг, проводится физминутка:

Бурый медведь спит под ёлкой в лесу, («спят»)

И снится во сне (потягиваются, руки вверх)

Горшок с мёдом ему. (опускают руки, держа в руках «горшок с мёдом»)

На Севере белый мишутка бредёт, (шагают)

Но только, как бурый, он мёд не сосёт. (показывают отрицание пальцем)

Наш Умка пытается рыбку ловить, (зачерпывающие движения правой и левой руками)

Чтоб вкусно покушать (жевательные движения)

И жить-не тужить! (разводят руки в стороны)

(Дети садятся перед экраном)

Воспитатель: Вы знаете, что медведи бывают разные?

Слайд 6 (картинка белый медведь)

Узнали, какой это медведь изображен на картинке?

Ответы детей: да, это белый медведь

-Где живет медведь? 

Ответы детей: на Севере

-Чем питается медведь?

Ответы детей: рыбой

Воспитатель:

 Белый медведь великолепный охотник. У него прекрасно развиты зрение и обоняние. Добычу он может почувствовать издалека. Медведь  терпеливый и долго ждет добычу.  Он может часами лежать возле отверстия во льду и ждать, когда из воды появится голова тюленя. А еще белый медведь прекрасно плавает и охотится в холодной воде на рыб. Давайте посмотрим, как охотиться белый медведь

Слайд 7 (белый медведь ловит рыбу) 

Оказывается белый медведь в зимнюю спячку почти никогда не впадают, всю зиму ведут обычный образ жизни, охотятся.

Слайд 8 (семья белых медведей)

Посмотрите, у белого медведя весной тоже появляется потомство.  У матери рождаются белые медвежата

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру со снежинками. Внимательно смотрите на экран и следите глазами за снежинками.

Слайд 9 (зрительная гимнастика)

(Дети  пересаживаются за столы , на столах лежать картины с изображением белого и бурого медведя)

Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на картинки. Предлагаю нам с вами сравнить медведей по :

  1. Сравните медведей по внешнему виду. Чем они отличаются друг от друга и чем похожи? ((у белого шерсть белая, а у бурого шерсть темно-коричневая; покрыты шерстью, одинаковое строение тела; чем же отличаются медведи? (цветом))
  2. Сравните места обитания: где живут белый и бурый медведи? (бурый медведь живет в лесу, а белые медведи живут только на севере, во льдах океана)
  3. Сравните пищу медведей (бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. А белый медведь питается рыбой, тюленями)
  4. Что делают медведи в зимнюю пору? (Бурый медведь спит зимой в берлоге. А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин)
  5. Сравните медвежат: чем они отличаются и чем похожи?

Воспитатель: а сейчас вам трудная задача – подумайте над тем, смогут ли жить медведи, если бурого медведя отвезти на Север, а белого, наоборот, лес?

Ответы детей: белые медведи не приспособлены к жизни в лесу, им нечего там есть, т. к. белый медведь питается в основном рыбой и мясом моржей и тюленей, т. к. он очень большой и ему тяжело добывать еду в лесных условиях); белые медведи живут только во льдах океана, и они приспособлены к холодным условиям, для него холод не страшен; бурые медведи не приспособлены к холодным условиям, не вынесут сильного мороза, замерзнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»

Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...