Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Секреты воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гришкина Оксана Сергеевна

Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 №229

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

Секреты воздуха

Выполнил: воспитатель

первой квалификационной категории

Гришкина Оксана Сергеевна

Ижевск, 2020 г.


Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.
  2. Подводить детей к ответу полными предложениями.
  3. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
  1. Развивающие:
  1. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи
  2. Развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности.
  2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  3. Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие;

В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.

Методы и приёмы:

  • наглядный (показ способов действия).
  • словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).
  • практический (экспериментирование - элементарные опыты).
  • игровой (создание игровой ситуации (игра–путешествие), сюрпризный момент)

Оборудование: стакан, кубики, полоски бумаги, целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, веера, вертушки, чашки с водой, кубики сахара, воздушный шар, насос, резиновый мяч, сюрприз (разноцветные шары), бейджики.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я - в старшего научного сотрудника, а вы в младших (у детей бейджики). У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?

Ответы детей.

Воспитатель: Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, ищет неизвестное и непонятное. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл. А затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку. Есть ученые-историки. Они изучают, как жили люди в прошлом.

Есть математики - они изучают числа. Химики изучают законы превращения одних веществ в другие. Ученые - экологи изучают законы, по которым множеству живых существ удается жить дружно в самых разных местах: в воде, под землей, в пустыне, в городе, в лесу. Искать ответы на загадки природы нелегко, но зато как интересно такую загадку найти.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу научно-исследовательскую лабораторию. Как вы думаете, зачем людям нужны лаборатории?

Дети: Проводить опыты, ставить различные эксперименты, что-то исследовать, изучать, открывать новое, неизведанное.

Ребята, отгадайте загадку и тогда узнаете, что сегодня мы с вами будем изучать.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Воспитатель. Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже до 5 раз тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

Этим мы с вами и будем заниматься.

Опытно- экспериментальная деятельность

Давайте с вами ребята понаблюдаем, как мы осуществляем вдох и выдох. Возьмите полоску бумаги и поднесите к носу. Что происходит с полоской при вдохе (выдохе). При вдохе полоска втягивается носом, при выдохе отклоняется назад.

Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.

(Воспитатель показывает стакан с кубиками)

Воспитатель: Посмотрите, что это? (Стакан.) Воспитатель: Есть ли что-нибудь в стакане? (кубики)

Воспитатель: Уберем кубики, есть ли что-нибудь в пустом стакане? (воздух)

Воспитатель: Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный)

Опыт с целлофановым пакетом (перед каждым ребенком на столе целлофановый пакет)

Воспитатель: Возьмем целлофановый пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания пакета что происходит? (пакет надувается)

Воспитатель: Что же надуло пакет? (воздух)

Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Теперь выпустим воздух из пакета. Каким стал пакет? (пустым)

Опыт с веером

А теперь давайте с вами обнаружим воздух в группе (лаборатории). Возьмите веер и помашите им перед своим лицом. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух)

Вывод. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.

 Затем помашите друг на друга.

- Ветерок бывает слабый и сильный. А еще ветер это – давление воздуха.

Вывод: Воздух невидимый, прозрачный, его можно ощутить и с ним можно играть.

Физкультминутка Дни недели

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

А сейчас еще немного отдохнем и поиграем с вертушками (детям раздаются вертушки).

Воспитатель: Что приводит в движение вертушку? (ветер) Подуем "ветерком" на вертушку, чтобы она завертелась. Посмотрим, чья вертушка будет дольше крутиться, тот и победит.

Немножко отдохнули, а теперь снова вернемся к нашим исследованиям.

Опыт. Воздух есть в воде (перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и трубочкой).

Воспитатель: Дети, возьмите трубочка для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через трубочку. Что появляются в воде? (пузырьки воздуха)

Вывод: Воздух есть в воде.

Опыт. Воздух есть в сахаре (перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

Воспитатель: Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки воздуха.)

Воспитатель: Что это значит? (В сахаре есть воздух) 

Вывод: Воздух есть везде: в комнате, на улице, в стакане, в пустом пакете, в сахаре.

Воспитатель (Достает сдутый воздушный шар): Дети, что это такое? (шарик) Воспитатель. Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький)

Воспитатель: Если я его сейчас надую, чем наполнится шар?

 (воспитатель надувает шар)

Дети: Воздухом

Воспитатель: Каким стал шар? (большим)

Воспитатель: Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее)

Воспитатель. Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет)

Что произойдет, если я сейчас отпущу шарик

(воспитатель отпускает шар не завязав его)

Воспитатель: Что мы видим? Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда) (показывает резиновый мяч)

Воспитатель: Воздух очень важен для человека. Мы им дышим.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

- Ребятки, чем мы сегодня занимались в нашей лаборатории? Что мы узнали нового о воздухе? Что вам понравилось? Какой опыт понравился больше всего? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем). Какой мы сделали вывод из нашего исследования? ( Воздух есть везде: в комнате, на улице, в стакане, в сахаре, в шарике). Каково его главное назначение? ( Воздух необходим для жизни).

Воспитатель: Ребята, я вас благодарю за хорошую работу и хочу подарить вам воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

Непосредственно   образовательная  совместная  деятельностьпо познавательному развитию   и   формированию  естественнонаучных представлений в п...

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)в подготовительной к школе группе.Тема: «Ориентировка во времен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Знаний».

Тема:  «Путешествие в страну Знаний».В рамках проекта «Скоро в школу».Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/сад №...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...