Познавательно-речевое развитие:"Как животные защищаются"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivotnye_zashchishchayutsya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Как животные защищаются

Старшая группа

Программное содержание:

  • уточнение знаний детей об охранной функции окраса шерсти, дать новые знания детям о других формах защиты животных от врагов: окраска может быть пугающей, предупреждающей;
  • развитие речи, поощрять способность рассуждать, делать умозаключения;
  • воспитывать экологическую культуру и сознание детей.

Словарная работа: водоем, расчленяющий, предупреждающая.

Ход занятия:

  1. Приглашаю детей на полянку – ковер, где под музыку предлагаю полюбоваться природой.

Как красивы бабочки и цветы с их волшебными узорами и оттенками всех красок!

Иллюстрации бабочек расставлены в уголке природы.

- Зачем так много в природе разноцветных красок?

- Почему одни животные яркие, а другие – серенькие, совсем неприметные?

   Иногда, гуляя по лесу или по лугу, мы вздрагиваем от неожиданности, когда внезапно перед нами появляется пестрая бабочка. Еще минуту назад она была незаметна, а теперь мы видим яркие раскрытые крылья с разноцветными глазами – кружочками.

- Почему так происходит?

   У многих бабочек сверху крылья яркие, а внизу – однотонные, невзрачные, часто коричневые. Сядет бабочка на дерево, сложит коричневатые крылья и сидит на коре неподвижно. И заметить ее непросто. Так, сучок какой – то. Но если внимательная птица заинтересуется, нельзя ли этим кусочком коры полакомиться, бабочка действует решительно. Она тут же раскрывает крылья, отчего птица приходит в замешательство. Так что бабочки правильно выбирают узоры на своей одежде. С «лицевой» стороны – пугает птиц, а с «изнаночной» - помогает прятаться.

  1. Обращаю внимание детей, что близко находится водоем.

Показ иллюстрации.

   Издали берег водоема кажется пустынным. Но это обманчивое впечатление.

- Кто же здесь живет? Посмотрите, из – под ног, словно по команде, прыгают в воду несколько лягушек. Почему мы их не заметили сразу? (Из – за их зеленовато – коричневой окраски, которая помогает скрываться)

 - А вот рыба камбала может поменять свой цвет. Если лежит она на песке – то желтая. А если поместить ее в аквариум на шахматную доску – какой она станет?

Конечно, она становится похожа на эту доску. Чего не сделаешь, чтобы не попасть на обед к врагу!

А у некоторых рыб на хвосте есть обманные пятна – глаза. Посмотрит хищник на такую рыбу и задумается – где у нее голова, а где хвост,  с какой стороны глотать лучше? Куда не посмотрит – везде глаза! А пока хищник удивляется – рыбка удрать успевает.

А каких полосатых рыб вы можете назвать? (Окунь, щука)

Иллюстрации

Среди травы и камней полосатого окуня трудно заметить. Такую окраску называют расчленяющей. Она помогает спрятаться от хищных рыб.

- А зачем прятаться щуке – ведь она сама – хищница? (чтобы затаиться и напасть)

  1. На каких животных можно еще встретить такую окраску? (тигр, зебра)

- Зачем им такая окраска? (зебре – чтобы уйти от зубов хищника, а тигру – чтобы затаиться на ветках среди листвы или в траве, а потом напасть на добычу)

- Скажите, а у жирафа пятна можно назвать помогающими ему спрятаться от хищников? (да, зайдет он в заросли деревьев, встанет между ветками, листьями, и становится совсем незаметным  в бликах солнца)

  1. Физминутка «Море волнуется»
  2. Почему сейчас в игре мы замирали на месте?

          Конечно, чтобы нас было незаметно, как и многих животных в природе. Ведь многие насекомые, птицы, звери используют такое средство защиты: замирают и превращаются в сучок или в сухой листик. Замрет зайчик под листочком, хищник его и не заметит.

          Но не все животные тихони – есть и такие, кто предпочитает защите – нападение. Эти животные, пугая, предупреждают: не трогай меня, иначе будут неприятности!

    - Расскажите, чем предупреждает божья коровка? (Яркой окраской)

      Но если мы возьмем ее в руки, что останется на ладони? (желтоватый сок. Забудешь помыть руки перед едой – пища будет иметь горьковатый вкус. Так же горько будет и птице, которая попытается съесть божью коровку. Для птиц красный окрас – предупреждение.)

   - Почему у шмелей и пчел на брюшке яркие полоски? Конечно, они тоже предупреждают: по – хорошему просим – не трогай нас! Мы опасны! Ну, а кто тронул – сам виноват!

     Среди «предупреждающих» животных много и ядовитых – змеи, лягушки, рыбы.

  1. Игра «Спрячем животных»: на цветные фоны дети выкладывают тех животных, которые живут в данной местности:
  • Зеленый – кузнечики, капустница, лягушка, крокодил;
  • Коричневый – медведь, змеи;
  • Белый – медведь, северная сова, заяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Домашние животные"

знакомить малышей с домашними животными можно в игровой форме.Это очень интересно и легко усваивается детьми.Прежде чем проводить это занятие, необходимо провести предварительную работу ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию детей в первой младшей группе: "Дикие животные".

Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим и развитие речи.1 младшая группа.Цели:1. Формировать представления у детей о диких животных, их внешнем виде, питании.2.Воспитывать отзывчивость, доб...

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...

Образовательный маршрут для развития познавательно-речевой активности детей "Дикие животные"

Образовательный маршрут для развития познавательно-речевой активности детей "Дикие животные". Из этот маршрута дети узнают о животных наших лесов, об их питании и жилиже....