Конспект НОД по теме Солнечная система
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Леонидовна Лебедева

Данная НОД помогает детям закреплять и расширять представление детей о Солнечной системе и планетах, которые вращаются вокруг Солнца

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  №278»

278-ТИ НОМЕРО  НЫЛПИ

 САД-ШКОЛАОЗЬ ДЫШЕТОНЪЯ   КОНЬДЭТЭИ ВОЗИСЬКИСЬ МУНИЦИПАЛ УЖЪЮРТ

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

Ф.И.О педагога   Лебедева Елена Леонидовна

Должность воспитатель

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования)   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 278»

Образовательная область познавательное развитие 

Тема  Солнечная система

Примерная основная образовательная программа: _Основная образовательная программа МБДОУ №278

Характеристика группы: старшая группа «Золушка», 5-6 лет, подгрупповая деятельность

Предварительная работа: Беседы с детьми на темы: "Космос", "Планеты Солнечной системы",чтение книг, энциклопедий, рассматривание иллюстраций о космосе,подготовка костюмов планет,организация выставки работ по космосу.

Оборудование: Пластмассовые  шарики  по количеству детей,космическая музыка,   настольная лампа, фрукты для макета «Солнечной системы»: грейпфрут, гранат, виноград, апельсин, яблоко, мандарины; ватман с кроссвордом, элементы костюмов планет(плащи и короны),материалы для конструирования ракеты (счетные палочки, спички, кубики, шнуровка, мозаика, геометрические фигуры и др.)

Цель совместной образовательной деятельности (в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО): закреплять и расширять представление детей о Солнечной системе.

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать у детей представления о строении Солнечной системы и планетах, которые вращаются вокруг Солнца;  

Развивающие:  способствовать развитию речевого общения, обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов, развивать умение разгадывать загадки.

Воспитательные: способствовать воспитанию детской инициативы  и творчества, выполнять задания по словесному объяснению, формировать у детей элементарный самоконтроль.

Деятельность педагога с детьми.

 Дети заходят в группу под музыку, в руках держат желтые шарики. Встают в круг.

Воспитатель: Ребята, а что у вас в руках?

Ответы детей.

Воспитатель: А шарики у нас сегодня необычные, они прилетели к нам из далекого космоса. Я вам сейчас загадаю загадку, и вы поймете, что же к нам сегодня прилетело:

Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный лучик)

Воспитатель:  Ребята, а что вы знаете о Солнце?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте уберем шарики под стульчик, и подойдем к столу.

Опыт.

Воспитатель:  Солнце излучает свет и тепло как электрическая лампа. Давайте проверим это на опыте.

Воспитатель включает лампу – «Солнце», просит детей по очереди приблизить и удалить руку.  Затем дети рассказывают о своих ощущениях и делают вывод.

Воспитатель: А давайте, мы сейчас поиграем в игру «Солнечный зайчик» 

Гимнастика для глаз и пальчиков "Солнечный зайчик".

Солнечный мой заинька,                

(Дети вытягивают вперед ладошку).                             

Прыгни на ладошку.

(Ставят на ладонь указательный палец другой руки).

Солнечный мой заинька,

(Пальчиками изображают щепотку).

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.      

Ой, как стало горячо!

Прослеживают взглядом движения пальца, который медленно прикасается сначала к носу, затем к плечу.

Прыг на лобик и опять

На плече давай скакать.

(Вновь отводят палец вперед, затем последовательно дотрагиваются до лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой, голова все время находится в фиксированном положении).

Вот закрыли мы глаза.

(Закрывают глаза ладонями).

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами нежно согревает.

(Ладонями дотрагиваются дощечек).

Воспитатель: А теперь отгадайте ещё одну загадку:

Дорогое ожерелье на небе засверкало, утром посмотреть пойдешь - ожерелья не найдешь.

 (Звёзды).

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о звёздах?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какая у нас есть картина со звездным небом, но она не простая, это кроссворд, мы сейчас проверим ваши знания о космосе. Я буду задавать вопросы, а вы будете в пустые клеточки писать ответы. А поможет мне в этом…(выбрать ребенка, который будет вписывать слова на кроссворде, который  расположен на доске). А остальным ребятам надо разделиться на пары. Посмотрите, у вас на столах лежат листочки с таким же кроссвордом, вам тоже нужно написать туда ответы.  

Кроссворд. (Приложение 1).

Дети отгадывают кроссворд.

Воспитатель: Замечательно, молодцы ребята, вы показали хорошие знания. А сейчас ребята я предлагаю вам подойти к столу и посмотреть, что там находится.

Макет Солнечной системы.

Макет Солнечной системы разложен на столе из фруктов и накрыт тканью, дети подходят к столу, воспитатель убирает ткань.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это такое? (это фрукты, это Солнечная система).

Да правильно, у нас Солнечная система необычная, ее изображают фрукты.

Ребята называют фрукт, и что он изображает.

Грейпфрут - Солнце.

Виноград темный – Меркурий.

Розовое яблоко - Венера.

Зеленое яблоко - 3емля.

Красное яблочко -  Марс.

Гранат - Юпитер.

Апельсин - Сатурн.

Мандарины - Уран, Нептун.

Ребята делают вывод, что все планеты Солнечной системы имеют круглую форму, но у них у всех разная масса, цвет и  размер.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю совершить небольшое путешествие по планетам. Но на чем же мы полетим?

А что вы знаете о ракетах?

Ответы детей.

Воспитатель: Пусть каждый из вас сейчас построит ракету.

Детям предлагаются различные предметы, материалы (кубики, счетные палочки, мозаика, геометрические фигуры, шнуровка и др.)

Молодцы ребята, какие у вас интересные и необычные получились ракеты. Ну что взлетаем? Приготовились, начинаем отсчет в обратном порядке 10,9….Пуск!

Представьте, что мы с вами сейчас находимся в волшебном космическом пространстве, где вы превращаетесь в планеты. Пока играет музыка, вы переодеваетесь в планету, костюмы висят у вас на стульчиках.

Под музыкальное сопровождение дети переодеваются в планеты.   

Воспитатель: Оказывается, какие красивые, сказочные планеты живут в космосе. Солнышко, расскажи, пожалуйста, о своей семье.

Ребенок, который переоделся в солнышко, рассказывает сказку. Другие ребята, при упоминании их планеты, представляются и рассказывают о себе. ( Приложение 2)   

(сказка « Солнечная семья»)

   Живет во Вселенной дружная семейка – Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей – планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку – Венерой, а самую добрую – Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и зовут Юпитер. Сатурн – весельчак. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. У планет есть друзья – спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Они никогда не разлучаются, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глазки. Нельзя в Космосе без дружбы!

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете волшебные слова, благодаря которым можно запомнить последовательность планет.

Дети: Меркнут вечерние звезды, маня юное солнце, утром наигравшись.

Ребята встают в том порядке, как расположены планеты в Солнечной системе.

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, а что на ваш взгляд показалось интересным, и что больше всего запомнилось? А нужны ли человеку знания о космосе?

Ответы детей.

Воспитатель:  На этом наше занятие подошло к концу, я вас благодарю за проявленные знания, умения и способности. А чтобы узнать о космосе больше, я предлагаю вам обратить внимание на эти книги.

Дети подходят к полочке умной книги и рассматривают книги о космосе.

Приложение 1.  Кроссворд.

  1. Ракета – это космический …

  1. Чего нет в космосе, но есть на Земле?

  1. Как называется защитный костюм космонавта?

  1. Планета людей.

  1. Небесное тело со светящимся хвостом.

  1. Спутник Земли.

  1. Кто первым из людей совершил космический полет?

  1. Как называется корабль, на котором Гагарин отправился в полет?

  1. Ученый, который изучает науку о звездах и планетах.

Приложение 2. Рассказы детей о космосе.

1-й ребенок: Меркурий.

- Меркурий называют еще «металлической» планетой, потому что днем там так жарко, что плавится даже металл, а ночью холодно, что все леденеет. Меркурий самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета. Там нет ни воздуха, ни звуков.

2-й ребенок: Венера.

- Венеру называют еще «планетой ада», потому что там, очень много вулканов и всюду течет лава. Венера вся окутана облаками, поэтому она белая. Здесь так жарко, что можно печь пироги за две секунды.

3-й ребенок: Земля.

  Эта планета – любимый наш дом,

              На ней мы с рожденья до смерти живем.

   Планета прекрасна: моря, океаны,

        Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката.

Землею планета зовется ребята.

4-й ребенок: Марс.

- Марс называют еще «красной» планетой, потому что там дуют сильные ветры, поднимаются песчаные бури, поэтому в воздухе летает красная пыль. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались.

5-й ребенок: Юпитер.

- Юпитер – самая большая планета, его называют еще «красноглазым», так как на одной стороне планеты виднеется красное пятно, похожее на зрачок. Он состоит из жидкости и газа.

6-й ребенок: Сатурн.

- Сатурн называют еще «Властелином колец». Его украшают великолепные кольца, которые состоят из спутников, мелких камней и пыли. Это газовая планета.

7-й ребенок и 8-й ребенок: Уран и Нептун.

- Уран и Нептун – это планеты близнецы.  Размер и масса у планет одинаковые. Там очень холодно. Людям очень мало известно об этих планетах.

9-й ребенок: Луна.

- Луна – спутник земли. Поверхность луны покрыта лунной пылью -мельчайшим песком. На луне совсем нет воздуха. Там не дует ветер и не идёт дождь. И если бы мы прошлись по луне, наши следы там остались бы навсегда!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Солнечная система".

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: "Солнечная система"

Занятие по формированию у детей представлений о Солнце и планетах солнечной системы, закреплению их названий, расположения на орбитах, расширение знаний детей о планете Земля.Развивать у детей интерес...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе....

Конспект ОД по пластилинографии в старшей группе (5-6 лет) по теме: «Солнечная система»

Создание творческой, коллективной  работы «Солнечная система» в технике пластилинографии, как закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста представлений о...

Конспект образовательной деятельности по пластилинографии в старшей группе по теме: «Солнечная система»

Создание творческой, коллективной работы «Солнечная система» в технике пластилинографии, как закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве....