Доклад "Ознакомление дошкольников с признаками объектов"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Рештаненко Инна Николаевна

Доклат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_oznakomlenie_doshkolnikov_s_priznakami_obektov.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Ознакомление дошкольников с признаками объектов»

Самый значимый процесс дошкольной педагогики – это процесс познания. По мнению многих учёных человек появляется на свет с совершенно открытой программой, в нём почти ничего не заложено наследственно. С первых часов жизни мозг ребёнка формируется под влиянием человеческого окружения, и процесс рождения продолжается почти всю жизнь, поскольку вся жизнь индивида есть ничто иное, как процесс рождения самого себя, через познание того, что его окружает, - через познание мира – приобретения знаний и практических умений, их постоянное совершенствование. Познание – это психологический процесс, он связан с мышлением.

 Технология ТРИЗ ставит своей целью освоение ребёнком способов познания и становления на этой основе ключевых компетентностей – информационной, коммуникативной и технологической.

Задача педагога не объяснять детям результаты собственного познания, а создать условия по формированию у малышей способов познания и обучение применению этих способов в конкретной деятельности детей.

Не стоит забывать, что ребёнок воспринимает мир, совсем иначе, чем взрослый, мир кажется большим и волшебным, окрашенным яркими красками и в нём существует невообразимое количество объектов, которые еще не познаны. Но процесс познания объекта будет запущен лишь тогда, когда у ребёнка есть желание и мотив о нём узнать. Мотивация, созданная педагогом может быть любой – игровая, сюрпризный момент, фокус, привлечение к объекту эмоцией в голосе и т. д.

Первые шаги знакомства с окружающего мира происходит у ребёнка через чувства. Педагог постоянно акцентирует внимание детей на том, что все наши анализаторы, это «помощники умной головы».

Следующее направление осознанности способов познания это признаки.

Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребёнка осознанного отношения к перцептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака – влажность, форма, цвет, размер и др. Значение этих имён признаков чрезвычайно многообразны – Мокрый – сухой, круглый – квадратный, большой – маленький и т.д.

Значения признаков человек воспринимает анализаторами. Тогда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зелёный мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением. Традиционно детей дошкольного возраста обучали различению значений имён признаков и предполагалось, что обобщающее слово (имя признака) сформируется само по себе.

В данной технологии имя признака первостепенно, а значение этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определённого имени признака.

Представляю алгоритм ознакомления с именем признака. Он состоит из 4 этапов. Его целью является сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как основы чувственному познанию мира.

1 этап.

Создание условий для сосредоточения ребёнка на определённом имени признака. Осуществляется длительный поиск значений этого признака. Используется в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака». Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «Влажность» в ближайшем окружении с детьми.

2 этап.

Проверка степени понимания детьми различий «Имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях». Уточнение того, какой помощник (анализатор) даёт умной голове информацию. Например: Ознакомление с именем признака влажность. Руки ощущают сухую ткань, и умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.

3 этап

На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает разгадать вопрос, который задаёт эта схема (значок) к объекту. Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля и от этого имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.

4 этап

Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имён признаков находятся на универсальном игровом пособии. По мере присвоения детьми значении в старшем дошкольном возрасте значки убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и его можно исследовать «помощниками умной головы».

С 2,5 лет знакомим детей со следующими именами признаков – влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, место, часть, размер, количество, форма.

С 3 лет мы знакомим детей с именами признаков – вес, действие.

С 4 лет – направление.

С 4,5 – материал, время.

В методическом комплексе по освоению детьми способов познания «Я познаю мир» под редакцией Т.А.Сидорчук представлены Технологические карты ознакомления с именами всех предложенных признаков в которых прослеживается чёткая пошаговая инструкция.

                                                                                              Рештаненко И.Н.

                                                                                              Воспитатель, высшая                                          

                                                                                              квалификационная категория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классификационных навыков у дошкольников на основе анализа признаков объектов материального мира.

Объекты реального мира мы воспринимаем с помощью пяти органов чувств:обоняния, осязания, зрения, вкуса, слуха.Через эти каналы восприятия считываются конкретные значения признаков объектов. Мы можем м...

Сообщение на тему : «Освоение способов преобразования признаков объектов, волшебник «Наоборот», «Изменения времени».

В целях формирования умений информационной компетентности в своей работе с детьми я применяю типовые приемы фантазирования. Авторы Г.С. Альтшуллер, Т.А. Сидорчук. Целью их является...

«Ознакомление дошкольников с ТРИЗ-признаками объектов в коррекционной работе».

ОТСМ-ТРИЗ технология полностью отвечает задачам реализации ФГОС  дошкольного образования. И  именно через моделирование мыслительных действий идет познавательное развитие дошкольников. Позна...

"Освоение детьми способов преобразования признаков объектов". Приемы типового фантазирования.

Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с узнаванием значений признаков реальных объектов и установлением причинно – следственных связей, но и парадоксальные прео...

Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного  основе игрового пособия «Чикко и Вселенная»....