Главные вкладки

    Презентация по математике по теме:
    «Ознакомление дошкольников с ТРИЗ-признаками объектов в коррекционной работе».

    Руссу Наталья Закиевна

    ОТСМ-ТРИЗ технология полностью отвечает задачам реализации ФГОС  дошкольного образования. И  именно через моделирование мыслительных действий идет познавательное развитие дошкольников. Познание – это процесс. Взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию у малышей СПОСОБОВ познания и обучение ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_russu.doc37.5 КБ
    Office presentation icon russu_prezentatsiya.pps1.4 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Ознакомление детей с признаками объектов в коррекционной работе»

    Математическое развитие дошкольников осуществляется через его познавательное развитие, которое в свою очередь включает  сенсорное развитие, развитие познавательно исследовательской деятельности и формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Одним из приоритетных направлений в развитии дошкольников в нашем дошкольном учреждении выступает математическое развитие.

    Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.

    Для работы в данном направлении нами используется технология ТРИЗ. 

    Согласно ФГОС ДО планируемым результатом освоения образовательной программы выступают целевые ориентиры, где определено для ребенка на этапе завершения дошкольного образования обладать развитым воображением, достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, проявлять любознательность, задавать вопросы, интересоваться причинно-следственными связями, быть наблюдательным. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.    

           ОТСМ-ТРИЗ технология полностью отвечает задачам реализации ФГОС  дошкольного образования. И  именно через моделирование мыслительных действий идет познавательное развитие дошкольников. Познание – это процесс. Взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию у малышей СПОСОБОВ познания и обучение ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей.

    Самой базовой и фундаментальной в ТРИЗ технологии является модель «Объект - имя признака - значение имени признака». Работа с данной моделью сводится к выяснению детьми признаков разных объектов окружающего мира (цвет, форма, размер, материал, звучание, ритм и т.д.).

    Работа по данной модели предполагает развитие у дошкольников всех видов восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое), внимания, памяти, мышления и мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования. Стимулирует развитие всех сторон речи, формирует воображение и любознательность, расширяет запас знаний и представлений о материальном (окружающем) мире.

       Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный признак, и использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.

    СТУПЕНИ освоения модели «Объект - имя признака - значение имени признака»:

    1  ступень. Понимание имени признака. При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и называет значение в конкретном объекте.

    2 ступень. Принятие обозначения (схематизация) имени признака. Ребенок  понимает, что у объекта   есть   конкретный   признак,   который   выражен   графически   (схематически).   При предъявлении схемы признака взрослым, ребенок может считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте.

    3 ступень.   Самостоятельное  применение  имени  признака  и  значения  (автоматизация). Ребенок самостоятельно конкретизирует признак через его значение у объекта без опоры на схему.

    Освоение модели происходит по накопительной системе, то есть третья ступень включает в себя освоение и первой и второй.

    Понимание имен и значений признаков объектов должно соответствовать возрасту детей:

    Младшая группа - норма 10 признаков, выше нормы до 15.

    Средняя группа - норма - 15 - 18 признаков, выше нормы до 20.

    Старшая, подготовительная группа - норма 18-20 признаков.

    Таблица имен признаков – «Домик признаков» - должна находиться непосредственно в группе (кабинете) и отвечать ряду требований.

    • Таблица должна находиться в доступном для детей месте.
    • Количество признаков должно соответствовать возрасту детей (младшая группа -  до 15, средняя группа - до 18, старшая, подготовительная группа  - до 25 признаков).
    • «Домик признаков» желательно должен иметь сюжет (композицию), доступный пониманию детей, соответствующий возрасту и названию группы.
    • Карточки – признаки должны быть съёмными (в кармашках или на петельках).
    • Символы должны быть одинаковыми во всех группах, иметь одинаковое обозначение и размер.

    Игры, направленные на освоение признаков

    «Цепочка».

    Учить детей выделять признаки объектов

    Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

    «Угадай по описанию».

    Учить детей по описанию определять объект.

    Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

    «Выбери признак, который есть у других объектов»

    Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта

    Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).

    Рекомендуется со среднего возраста.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» (из опыта работы)

    Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.Тяга детей к огню, к игре со спичками...

    «Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

    Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество....

    Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы

    Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...

    Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)

    Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...

    Ознакомление дошкольников с природой через наблюдение. (Из опыта работы)

    Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к не...

    Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

    Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...