Конспект НОД в старшей группе "Война! Победа! Память!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Долныкина  Любовь Васильевна

Данное занятие о событиях Великой Отечественной войны, о героическом прошлом народа. Дать детям понятие о значимости дня Победы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №38 «СОВЁНОК»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема работы:  конспект НОД

в старшей группе

«Война! Победа! Память!»

                                                             

                                                                                                                                                           

Подготовила: воспитатель

Потолова Любовь Васильевна.

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств;

Программные задачи:

Образовательные:

— Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;

— Дать детям понятие о значимости Дня Победы.

Развивающие:

— Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;

— Развивать у детей способность сопереживать другим людям;

— Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение;

— Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;

— Обогатить словарь детей.

Воспитательные:

— Воспитывать уважение к памяти воинов — победителей, к традиции преемственности поколений;

— Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;

— Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.

Методы и приемы:

практический: игра «Стой! Кто идет?»,  «Собери картинку», физминутка «Самолет»;

— наглядные: презентация через ИКТ, рассматривание иллюстраций о военных профессиях,

— словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, ответы на вопросы.

Материалы и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, слайды военной техники;

Фотографии и иллюстрации военных профессий, картина П. Кривогонова «Защитники Брестской крепости»), Парада Победы;

Аудиозапись песни «День Победы» Д. Тухманова; 

Разрезные картинки для игры: танк, ракетная установка «Катюша», военный самолет и корабль.

Георгиевские ленточки по количеству детей.

Предварительная работа

Чтение произведений художественной литературы о ВОВ;

Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.
Воспитатель (читает стихотворение):
Немало праздников у нас,
Хороших праздников немало,
Но повторяю каждый раз,
Что этот день- всему начало.
Что без него, что без него,
И счастья мира мир не ведал.
И не было бы ничего,
Когда бы не было Победы!

2.Оснавная часть. Введение в тему. Беседа о Дне Победы.
Воспитатель:
Ребята, а кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 9 мая?

 - Кто знает, кто такие  солдаты?

  - Кого поздравляют в этот день? (Ответы детей)

День Победы!
Майский праздник -
День Победы,
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога,
На торжественный парад.
И задумчиво с порога,
Вслед им бабушки глядят.
Т. Белозеров.

Воспитатель: - В этот день звучат поздравления, адресованные ветеранам Великой Отечественной войны, всем тем, кто трудился в тылу ради Победы. Война началась 22 июня 1941 года. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. В тылу остались только женщины, дети и старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы. А ещё — растили детей, спасали будущее страны. Главный девиз всего народа был: «Всё для фронта, всё для победы!»

Для нас война началась неудачно. Враги напали неожиданно. Фашисты были сильнее, лучше вооружены и обучены. У них было много пушек, самолетов и танков.

Но с исключительным упорством сражались советские пограничники, которые первыми приняли на себя мощные удары немецко-фашистской армии. Мужественно сражались части, оборонявшие города и села нашей Родины. В памяти народа никогда не померкнет подвиг защитников Брестской крепости. Беспримерной в истории по героизму и стойкости защитников явилась оборона Ленинграда. Этот город оказался окружен со всех сторон врагами. Так началась блокада.

 - Ребята, кто из вас слышал это слово «блокада»? Как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей).

 - Когда немцы окружили Ленинград, город лишился возможности общения с внешним миром. Это и называется блокадой.  (Показ фотоиллюстраций, картина П. Кривогонова «Защитники Брестской крепости»). Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней.

Воспитатель: - Ребята, скажите, а каким были советские пограничники в годы ВОВ, каким качествами обладали? (Они были смелыми, мужественными, бесстрашными, внимательными и т.д.)

-  Хотите на время стать пограничником? Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Стой! Кто идет?» (Дети выбирают пограничника, он стоит с закрытыми глазами и прислушивается. Дети по одному проходят мимо очень тихо. Кто не сможет тихо пройти, того пограничник задерживает, и он выбывает из игры. Пограничника можно менять 2-3 раза, пока все дети не перейдут.)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!  На войне главное – люди. Это верно, но одних солдат  недостаточно. Вторая мировая война показала, как важна техника.  А вот какая военная  техника, вы узнаете, собрав картинку.

(Игра «Собери картинку». Дети составляют целую картинку из отдельных частей и называют, что на ней изображено).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Сейчас я предлагаю вам пройти на стульчики и посмотреть небольшую презентацию о военной технике в годы Великой Отечественной войны.

(Просмотр сопровождается рассказом воспитателя).

1 слайд: Танк Т-34 - лучший среди танков тех героических лет. Высокая скорость и замечательные боевые характеристики сделали его самым массовым советским танком. Он сыграл решающую роль в победе.

 - Ребята, посмотрите внимательно, что есть у танка? (Ответы детей: корпус, гусеницы, пушка).

 - А еще ответьте мне на такой вопрос, как вы думаете, кто управляет танком? (Танком управляет танкист).

- Экипаж танка состоит из четырёх человек - механика-водителя и стрелка-радиста, и заряжающего с командиром - наводчиком, которые находились в двухместной башне.

2 слайд: Боевая машина реактивной артиллерии «Катюша». Талантливые  советские конструкторы  создали абсолютно уникальное, а главное простое в применении оружие БМ-13. Почему «Катюша»? Спросите вы. История прозвища, грозной машины, такова. Когда БМ-13, делала залп, то звук от летящих снарядов, был похож на мотив популярной, в те годы, песни Матвея Блантера «Катюша». Слова сержанта  Андрея Сапронова, который первым услышал это сходство, и произнес слова – «Это наша Катюша», разлетелись со скоростью молнии по всему батальону, а затем и вся армия, звала эти машины, не иначе, как «Катюша».

3 слайд: «Беспощадный» — так назывался эскадренный миноносец, слава о котором в годы Великой Отечественной войны облетела весь Черноморский флот. Много героических дел совершили моряки этого корабля. Огнем своих орудий миноносец поддерживал отважных защитников Одессы, совершал дерзкие рейды к вражеским берегам, обрушивая удары по войскам и укреплениям противника, не раз вступал в жестокие бои с фашистскими батареями и авиацией.

4 слайд: «Бетонный самолет – Летающая крепость – Железный Густав». Эти прозвища носил самый массовый самолет ВОВ ИЛ-2. ИЛ-2 был неповоротливой машиной, но очень живучий. Настолько, что бывали случаи, самолет садился без хвоста, или с крыльями, которые были сильно повреждены. Если самолет загорался, то летчики сажали его на «пузо», не выпуская шасси. Так было больше шансов спастись.

- Напомните мне и ребятам еще раз, кто управляет  самолетом? (Ответы детей: самолетом управляет летчик).

- Из каких частей состоит самолет?  (Хвост, крылья, кабина, шасси).

Воспитатель: А теперь пришло время немного отдохнуть и представить себя летчиками.

Физкультминутка «Самолёт»

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите,(Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место ты остановись! (Стоят на местах.).

Воспитатель:  - Отдохнули немного, молодцы. А сейчас, ребята, подойдите к стенду (на нем размещены картинки с изображением военных профессий). Во время Великой Отечественной войны были задействованы люди самых разных профессий, как военных, так и совершенно мирных. К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей, медсестер, связистов и многие другие.

- Ребята, назовите, людей каких военных профессий вы еще увидели? (Ответы детей: сапер, танкист, артиллеристы, пограничник, командир).

Воспитатель: -Те, кто остался в тылу, тоже помогали армии. Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах, выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали танки, самолеты и многое другое.  Это было сложное и тяжелое время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех, кто сражался на линии фронта. Не только на фронте воевали наши солдаты. Мирные люди в тылу врага пытались нанести как можно больший ущерб захватчикам. Они поджигали склады с вражеской военной техникой, нападали на их штабы, чтобы узнать информацию о действиях противника. Таких людей называли партизанами.

- Как называли таких людей?  (Партизанами)

Воспитатель:  - Проходите на стульчики, присаживайтесь. 

- И вот наконец настал тот долгожданный день, когда наша армия очистила землю от фашистов и захватила главный город Германии Берлин. (Показ слайда  «Взятие Берлина»).

9 мая 1945 года война закончилась нашей победой. День Победы – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Солдатам, матросам, лейтенантам, капитанам, генералам мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым, мирным небом. Вечная им слава!

Не все солдаты вернулись домой. Многие погибли, защищая землю от врагов. Народ не забывает своих героев. О них поют песни, им посвящают стихи. В их честь поставили много памятников. Один из них находится у Кремлевской стены и во многих городах нашей страны. Это «Вечный огонь» - памятник всем солдатам, которые сражались с фашистами (показ слайда). Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о подвигах наших отважных солдат.

3. Итог.

Воспитатель: - Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили?

- Кто такие ветераны?

- Ребята, кому понравилось наше занятие, давайте похлопаем.

- Спасибо вам за ваше участие и поддержку.

- На память о нашем сегодняшнем занятии хочу подарить вам символ Победы - георгиевскую ленточку. Каждое 9 мая миллионы граждан крепят ее к своей одежде, чтобы отдать должное подвигу советского народа.

 (Звучит песня Д. Тухманова «День Победы»).

Список используемой литературы:

1. Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», издательство «ТЦ Сфера», 2011 г.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

3. Интернет-ресурсы. Легендарная военная техника ВОВ, которая помогла выиграть войну. https://o4erkiovoine.ru/1138-voennaja-tehnika-vremen-vov-kotoraja-pomogla-vyigrat-vojnu.html

4. Интернет-ресурсы. Детям о Великой Отечественной войне. https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/detjam-o-velikoi-otechestvenoi-voine.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Информационно-познавательный проект, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Война. Победа. Память. Пусть всегда будет мир!» старший дошкольный возраст

Направленность: нравственно-патриотическое воспитание  через познавательную  деятельность.Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, долгосрочный, сентябрь 201...

"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»

Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с социальным миром. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Война. Победа. Память.

Тема: Война. Победа. Память. Цель: Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.  Познакомить с дет...

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада «День Победы. Память поколений.»

Тема проекта: «День Победы»Сроки реализации: с 24 апреля по 12 мая 2023 года.Участники: педагоги, дети группы «Улыбка», родители, музыкальный руководитель.Вид проекта: группово...

Проект. "Война.Победа.Память" старший дошкольный возраст

Нравственно-патриатическое воспитание...