Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Почему все звучит?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Калинина Наталья Викторовна

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelno_issled._deyatelnosti_zvuk.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

 «Почему все звучит?»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель: развитие познавательно – исследовательской  деятельности детей, экспериментирование со звуками.

Задачи:

1.Образовательная
- усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у детей представление о том, что звук – это движение, колебание;

- обогащать и активизировать словарь за счёт слов: колебание, колеблется, вибрирует, музыкальные инструменты, шумовые инструменты, оркестр. 

2. Развивающая:
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать представления о свойствах звука;
- совершенствовать и развивать  коммуникативные навыки ребенка;

3.Воспитательная:
- воспитывать толерантность в общении со сверстниками.

Методы и приемы:

- практические: эксперименты, разминка, игровое упражнение.

- наглядные: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, бубен, стеклянный стакан

словесные: беседа, вопросы, объяснение, стихотворение к разминке.

 Оборудование:  длинная деревянная линейка, пластмассовая линейка, лист бумаги, стаканчики с натянутой на них резинкой (на каждого ребенка); материалы для изготовления шумовых инструментов: пустые баночки с крышкой, крупа фасолевая и семечки, металлофон, бубен, стеклянный стакан, колокольчик.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и прислушайтесь – что вы услышите?

(Дети перечисляют, все, что слышат за окном, за стеной, в группе.)

-Что помогает нам слышать все это?

Дети:

-Орган слуха – уши.

Воспитатель:

-Давайте поиграем и проверим наши ушки: я за ширмой буду создавать звук каким-то предметом, а вы угадайте, каким.

(Воспитатель издает звуки с помощью бубна, стеклянного стакана и металлической ложки, газеты, колокольчика, металлофона, а дети отгадывают).

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, сейчас все эти предметы перед вами, но они молчат. Почему же они звучали за ширмой?

Дети:

-Предметы звучали, потому что Вы их трогали.

Воспитатель:

-Попробуйте и вы извлечь звук из этих предметов. (Дети по очереди пробуют извлечь звук из какого-нибудь предмета, а потом останавливают его.)

-Что происходит? Почему же звук прекращается, когда мы кладем ладошку  на пластины бубна и металлофона?

Делается вывод, что звук возникает при колебании предмета, и пропадает, когда это колебание заканчивается.

-Да, звук возникает при колебании предметами воздуха, а это колебание воздуха мы и называем «звук».

Как вы думаете, может ли звучать линейка?  Предлагаю взять линейку, со стола в руку и поднять ее вверх. Звучит?

Дети

-Нет

Воспитатель:

 -Я подскажу, что нужно делать, чтобы она зазвучала. Положите линейку на стол так, как я. Прижмите один конец к столу. Держите покрепче, чтобы не убежал. Свободный конец нажмите и быстро отпустите. Что вы слышите?

Дети

 - она запела, зазвучала, появился звук.

Воспитатель:

 -Правильно. Но что происходит с линейкой, когда она звучит?

Дети

- линейка дрожит, движется.

Воспитатель:

Посмотрите. У меня в руках линейки из разных материалов – деревянная и пластмассовая.

Как вы думаете, одинаково ли они звучат? ( ответы детей) .Послушайте. как звучит деревянная линейка. А теперь послушайте пластмассовую линейку. Что можно сказать о их звуках?

Дети :

Линейки звучат по - разному.

Воспитатель:

Значит, как звучат предметы из разных материалов?

Дети

-Предметы из разных материалов звучат по - разному. .

Воспитатель :

- Для следующего эксперимента нужно потренироваться.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу.

Лечу куда хочу.

Хочу налево посвищу,

Могу подуть направо.

Могу и вверх и в облака.

Ну а пока я тучи разгоняю.

( Дети выполняют дыхательную гимнастику в соответствии со словами текста.)

Эксперимент с листом бумаги.

Лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Педагог предлагает выяснить, что почувствовали.

Дети

-звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно, у меня в руках необычный стаканчик. Что в нем необычного?

Дети:

-На стаканчике резинка.

Воспитатель:

- Я Подергаю резинку. Что произошло?

Дети:

- Появился звук.

Воспитатель:

- Как появился звук? Что происходило с резинкой, когда она звучала?

Дети:

- Резинка двигалась, дрожала.

Воспитатель:

В мире очень много разных звуков. Звуки бывают музыкальные, и немузыкальные.

Я как раз знаю интересную песенку о звуках. Предлагаю выйти из-за столов ко мне и подвигаться. Повторяйте движения за мной.

Динамическая пауза – самомассаж:        

В доме моем тишина,          - Делают над головой крышу из ладоней,                                                                прикладывают, указательный палец к губам.        В доме моем я одна,          Делают над головой крышу из ладоней, разводят                         руки в стороны.

Только слышно шуршунчики шуршат,        - дети растирают ладошки,         Только слышно шуршунчики шуршат,                ноги, ушки, плечи.

Шуршунчики шуршат…

В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно стукунчики стучат,                 - дети стучат кулаком о кулак,

Только слышно стукунчики стучат,                   кулачками по ногам, по плечам.

Стукунчики стучат …

Воспитатель:

Присаживайтесь, ребята! А кто знает, что такое оркестр?

Дети:

Звучат вместе много инструментов.

 Воспитатель:

- Предлагаю сделать шумовой оркестр своими руками.  Заполним большие баночки фасолью, а маленькие - семечками.

Кто закончил, вставайте в полукруг – справа от меня баночки с фасолью, слева – баночки с семечками.

Подниму красный флажок, играют баночки с фасолью, синий – с семечками. 

Играем ритмично, под музыку.

Наш оркестр не простой,

Наш оркестр шумовой…

Свободнее вставайте,

В оркестре заиграйте!

У нас получился настоящий оркестр- шумовой. Почему звучали наши баночки? А пустая банка смогла бы так звучать? Почему? На сегодня наши эксперименты закончены.

Что нового вы узнали сегодня о звуках? Продолжите свои опыты дома

Что вам было особенно интересно? Что вам больше понравилось? Вы хотели бы еще поэкспериментировать на следующем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе «ПОЧЕМУ СНЕГОВИКИ ТАК БОЯТСЯ ПРИХОДА ВЕСНЫ»

План – конспект  интегрированной непосредственно  образовательной деятельности  в средней группе «ПОЧЕМУ СНЕГОВИКИ ТАК БОЯТСЯ  ПРИХОДА ВЕСНЫ»Образовательная областьПознавательное р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?»

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы.Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой....

Конспект НОД (познание, формирование целостной картины мира, познавательно- исследовательская и продуктивная). «Зима». Средняя группа.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация», «Чтение художе...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"...

Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».

Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...