Педагогический проект «Берегите электричество»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ильясова Татьяна Михайловна

Тема энергоснабжения – актуальная и приоритетная на сегодняшний день задача экологического воспитания.

Усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования энергии в быту важно еще и потому, что именно в этот период жизни ребенка закладываются основы его отношения к окружающему миру, элементарные правила рационального природопользования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beregite_elektrichestvo.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида «Чудесница»»

г. Воркуты.

Автор: Ильясова Татьяна

                       Михайловна

            Воспитатель МБДОУ «Детский сад№ 55 комбинированного вида» г. Воркуты

                                     

                                                             2019г.

Тема: «Энергосбережение».

Паспорт педагогического проекта «Берегите электричество».

Тема энергоснабжения – актуальная и приоритетная на сегодняшний день задача экологического воспитания.

Усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования энергии в быту важно еще и потому, что именно в этот период жизни ребенка закладываются основы его отношения к окружающему миру, элементарные правила рационального природопользования.

Адресация проекта: дети, родители, педагоги.

Руководитель проекта: воспитатель Ильясова Татьяна Михайловна.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Особенности проекта:

По характеру создаваемого продукта: познавательно - исследовательский, творческий.

По количеству создателей: индивидуальный.

По количеству детей, вовлеченных в проект: групповой.

По продолжительности: краткосрочный, 2 недели.

По профилю знаний: межпредметный.

По уровню контактов: на уровне ДОУ.

Эффективность проекта: положительная установка участников проекта на совместную работу, осознание её целей, заинтересованность детей и родителей.

Цель проекта: воспитание у дошкольников элементарной культуры энергосбережения.

Задачи проекта:

  • Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании электроэнергии, элементарных правилах безопасности и энергоснабжения.
  • Формирование у дошкольников представления об электричестве, где оно «живет», как попадает в дома и используется человеком.
  • Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, экспериментированию, мыслительной активности и творческих способностей.
  • Вовлечение дошкольников и их родителей в полезную деятельность по энергосбережению и ресурсосбережению.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Воспитание навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, бережного отношения к электроэнергии и теплу.
  • Воспитание навыков экономической культуры детей через понятия «бережливость» и «экономия».

Ресурсы проекта:

  • Дидактический и наглядно-демонстрационный материал.
  • Детская научно-популярная и художественная литература.
  • Материально-техническое обеспечение:
  1. Экспонаты для выставки,
  2. Электроприборы,
  3. Электронные игрушки.

Ожидаемые результаты:

После завершения проекта педагоги смогут:

  • Повысить свое педагогическое мастерство, самообразование.
  • Расширить круг взаимодействия с родителями, установить более тесный контакт с семьёй, доверительные отношения.
  • Повысить свою корпоративную культуру общения с детьми и родителями.
  • Испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.

Реализация проекта осуществляется с помощью педагогического взаимодействия воспитателей

Результаты деятельности педагога:

  • Тематический план работы с семьёй.
  • Тематический план работы с детьми.
  • Конспект познавательно-исследовательского занятия в форме экспериментальных действий «Волшебное электричество».
  • Памятка для родителей «Золотые правила безопасного поведения с электроприборами».
  • Консультация «»
  • Экологическая акция «»
  • Листовка-памятка «В доме я своем живу – свет и воду берегу!»

После завершения проекта дошкольники смогут:

  • Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и с помощью взрослых).
  • Осуществлять поиск информации (самостоятельно и с помощью взрослых) из разных источников, в том числе и интернета.
  • Осуществлять подбор и совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми).
  • Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и высказывать свою точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми).
  • Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

Продукт деятельности детей:

  • Художественное творчество:
  • Рисунки – «Лампочка будущего».
  • Лепка – «Настольная лампа и торшер».
  • Аппликация - «Моя любимая электронная игрушка».
  • Коллекция – «Батарейка и лампочка».
  • Выставка – «Лампа, лампочка, лампуся».

После завершения проекта  родители смогут:

  • Проявлять интерес к решению образовательно воспитательных задач в дошкольном учреждении.
  • Повысить свои педагогические знания в ходе решения образовательных задач по теме проекта.
  • Повысить свою корпоративную культуру общения.

Важным аспектом совместной проектной деятельности является установление тесного контакта с семьей. Семья в этом проекте рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Это основная обязанность родителей.

Пояснительная записка.

Девиз проекта:

«Давайте к свету относиться экономно!

Зря не использовать, а если тратить – скромно!

Ведь в наших силах этот мир сберечь!

Давайте же не будем свет понапрасну жечь!»

Энергосбережение с каждым годом становится всё более актуальной проблемой. Ограничение энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду – все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели увеличивать её производство. Человечество постепенно осознает необходимость перехода от потребительского отношения к природе к совместному, гармоничному развитию природы и общества. Энергосбережение – процесс многогранный. Он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества. Каким будет будущее – во многом зависит от ценностных основ поведения, которое закладывается в дошкольном возрасте и школе. Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое внедряя и используя современные технологии, будет понимать важность экономии энергоресурсов, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего мира.

Ребенок оглядывается на мир взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Экономия – в переводе с греческого – закон дома.

Если ребенок будет видеть и дома, и в дошкольном учреждении пример бережного отношения взрослых к свету, теплу и воде; усваивать понятие энергосбережения в повседневной практической деятельности; будет рачительным хозяином своего дома, то усвоенный им образ жизни поможет завтра стать ответственным за будущее всей планеты; из него вырастет человек с высокой гражданской ответственностью.

Культура энергосбережения будет успешно сформирована у детей, если в доступной форме расширять их знания по данной теме и закреплять их через различные виды деятельности: познание, игру, творчество, труд, общение. Эта часть экологического воспитания новое направление в педагогике.

Актуальность проекта заключается в воспитании экологического сознания у детей и привлечении внимания родителей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, сохранении окружающей среды.

Очень важно научиться искусству разумного рационального энергопотребления и научить этому окружающих.

Этапы реализации проекта.

I этап. Погружение в проект.

  • Выявление проблемы. Выбор оптимального варианта решения проблемы – проектная деятельность.
  • Создание творческой группы для решения проблемы.
  • Определение цели и задач проекта.

  • Изучение методической и познавательной литературы.
  • Подбор информации по теме проекта.
  • Обсуждение плана действий, роли участников в прохождении проекта.
  • Организация специальной предметно-развивающей среды.

II этап. Организация деятельности.

  • Анкетирование родителей по теме проекта.
  • Проблемная ситуация для родителей и детей:

  1. «Что такое электричество?»
  2. «Как оно приходит в наш дом?»
  • Стартовая презентация педагога.
  • Составление модели двух вопросов:
  1. «Что мы знаем?»
  2. «Что мы хотим узнать?»
  • Заполнение «Дерева познаний»
  • Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративных материалов, дидактические игры.
  • Оформление для родителей памятки: «Золотые правила безопасного поведения с электроприборами».
  • Составление перспективного плана мероприятий.
  • Сбор экспонатов для оформления выставки.

III этап. Осуществление деятельности.

Планирование основного этапа реализуется, на основе решения проблемной ситуации:

  1. «Что такое электричество?»
  2. «Как оно приходит в наш дом?»

И использования модели двух вопросов:

  1. «Что мы знаем?»
  2. «Что мы хотим узнать

Модель решения двух вопросов проблемной ситуации:

  1. «Что такое электричество?»
  2. «Как оно приходит в наш дом?»

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Лампочка работает от электричества.

•     Для чего дома нужно электричество?

Раньше вместо лампочки была свеча.

•     Что будет, если исчезнет электричество?

Ток находится в проводах.

•     Как появилась электрическая лампочка?

Дома есть электроприборы.

•     Почему опасен ток?

Ток опасен, он кусается.

•     Как обращаться с током, чтобы он не навредил?

В игрушках есть батарейки, это тоже ток.

•        Может ли закончиться электричество?

•        Как и зачем беречь электричество?

Перспективный план работы с семьёй.

  • Реклама проекта.
  • Анкетирование родителей по теме проекта.
  • Домашнее задание:  рассказать детям как ток попадает в квартиру, какие электрические приборы помогают в семейном быту.
  • Домашняя экономическая азбука:

  1. Как работают электросчетчики и счетчики на воду?
  2. Семейный бюджет и оплата счетов на электроэнергию, тепло, воду?
  3. Беседа с детьми: «Экономный, бережливый или жадный?»

•        Домашнее   задание.   Совместная   творческая   деятельность.   Составление   шутливых
памяток для пап, мам и детей:

  1. Выключи свет!
  2. Закрой воду!
  3. Выключи плиту!
  4. Выключи утюг!
  5. Не забудь про чайник! 

  • Сбор экспонатов для выставки «Лампа, лампочка, лампуся».
  • Неделя энергомарафона «Берегите свет».
  • Презентация проекта.

Перспективный план работы с детьми.

Образовательная

Задачи

Содержание

область

1.

Физкультура.

Накопление и обогащение

двигательного опыта детей.

Творческая подвижная игра «Маленькие

электрончики».

Пальчиковая игра «Помощники».

Беседа на тему «Как электричество помогает спортсменам?»

2.

Здоровье.

Формировать представление о

Общение на тему «Как электричество помогает

здоровье, его ценности, мерах

здоровью человека?»

профилактики и охраны здоровья.

Составление памяток: «Ток опасен для здоровья!»

Д. и. «Полезные и вредные привычки».

3.

Социализация.

Формирование у детей

С. р. и. «Семья», «Магазин», «Больница».

корпоративной культуры общения

Строительная игра «Создаем макет

со сверстниками и взрослыми;

электростанции».

гражданской принадлежности,

Д. и. «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?»

патриотических чувств

Обсуждение оформления выставки.

Совместное выполнение с родителями домашних заданий.

4.

Безопасность.

Формирование осторожного  и смотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Общение на тему «Береги свое здоровье и жизнь».

Рассматривание картинок, иллюстраций «Электроприборы и электричество в доме».

Проблемная ситуация «Если вдруг увидел оборванный провод».

Беседа «Опасный и не опасный ток».

Д. и. «Электричество-друг, электричество - враг».

Копилка «Золотые правила безопасного поведения с электроприборами».

5.

Познание.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей по теме. Развитие стремления к поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию, мыслительной активности и творческих способностей.

НОД.

Тема: «Природные ресурсы нашей страны» -беседа.

Тема: «Волшебное электричество» - познавательно-экспериментальная деятельность.

Информационный час:

- «Что такое электричество?»

- «Путешествие в прошлое лампочки».

Игровая ситуация «Если вдруг погаснет свет».


Решение проблемного вопроса:

«Может ли закончиться электричество?» «Как у машин загораются фары?» «Где живет неопасное электричество?» «Как солнце помогает экономить электричество?»

Поисковая деятельность:

«Где в доме живет электричество?»

«Где в детском саду живет электричество?»

«Где на улице живет электричество?»

Беседа:

«Электричество - помощник человека?»

Исследовательская деятельность:

«Как работает электронная игрушка?»

«Где служит батарейка?»

Конструирование:

«Электронный автомобиль для всей семьи».

Рассматривание иллюстраций, чтение детской научно-популярной литературы.

6.

Труд.

Воспитание целостного отношения

к собственному труду, труду

других людей и его результатам

Экономическая азбука «В гостях у семьи

экономистов».

Беседа о профессиях людей работающих в системе энергосбережения.

Д. и. «Кем быть?», «Наши профессии».

Игровая ситуация «Как трудятся

электроприборы?»

Игровая ситуация «Как трудятся электроприборы?»

Наблюдение за трудом электрика в детском саду.

7.

Коммуникация.

Продолжать развивать речь, как средство общения. Расширять знания по теме «Энергосбережение». Ввести в активный словарь термины: энергосбережение, электричество, электроны, электронные, электростанция, электросчетчик и т.д. Формирование корпоративной культуры общения между детьми и взрослыми.

Беседы: «Электроприборы в моем доме».

«Если вдруг погаснет свет».

«Как электричество помогает солнцу?»

Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок по теме проекта.

Совместное с родителями сочинение загадок, коротких стишков, слоганов об электричестве, электроприборах.

НО Д. Тема: «Моя любимая электронная игрушка» - составление описательного рассказа.

Сочинение экологической сказки «Путешествие

маленького электрончика».

Придумывание текста для листовок и памяток родителям.

8.

Чтение художественной литературы.

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе по теме проекта.

Чтение И. Башмаков «Сказка о потерянном тепле».

Рассматривание иллюстраций и чтение глав по теме в энциклопедиях.

Чтение сочиненных загадок, коротких стишков, слоганов об электричестве.

Заучивание стихотворения «Помни это правило».

В книжный уголок поместить подборку книг о профессиях.

9.

Художественное  творчество.

Побуждать и поддерживать  личностные проявления в собственной творческой деятельности по теме проекта

НОД

Рисование. Тема «Лампочка будущего». Лепка. Тема. «Настольная лампа и торшер» .Аппликация. Тема «Моя любимая электронная игрушка » (из геометрических форм). Зарисовки для листовок:

•        «Выключи свет».

•        «Закрой кран».

•        «Закрой окно».

•        «Выключи утюг» и т. д.

«Художественная мастерская» - создаем портрет лампочки.

Совместное оформление выставки «Лампа, лампочка, лампуся».

10.

Музыка.

Использование музыкальных средств, для обогащения представлений детей по теме проекта.

Музыкальная игра-развлечение «Роботы и

звёздочки».

Творческий этюд:

•        «Я - лампочка».

•        «Я - робот».

•        «Я - батарейка».

Рассматривание электронных музыкальных инструментов. Рассказ и показ музыкального руководителя.

Игра-сочинение электронной музыки на шумовых народных и музыкальных инструментах.

11.

Региональный компонент.

Расширение кругозора детей, формирование познавательного интереса.

Игра - путешествие: «Какие электростанции

строят в Республике Коми».

Исследовательская деятельность: «Откуда ток приходит в наш город?»


IV этап. Оформление проекта.

  • Модель решения двух вопросов проблемной ситуации «Дерево познания».
  • Конспект познавательно-исследовательского занятия «Волшебное электричество».
  • Копилка «Золотые правила безопасного поведения с электроприборами».
  • Выставка «Лампа, лампочка, лампуся». 
  • Авторская разработка «Неделя энергомарафона».
  • Экологическая акция «Бережем энергию».
  • Сюжетно-ролевая игра «Электростанция».

Vэтап. Презентация.

Презентация проекта «Берегите электричество» по энергосбережению:

  • Фотошоп проекта «Как мы изучали электричество».
  • Выставка «Лампа, лампочка, лампуся».

Результативность: за сравнительно короткое время реализации проекта уровень знаний детей по теме значительно повысился, сформировано положительное взаимодействие «Педагоги - родители - дети».


Список используемой литературы:

  1. Энциклопедии «Всё обо всём», «Мир вокруг нас».
  2. Дворецкая Ж.Г., Ситникова И.А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость».
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом».
  4. Башмаков И. «Сказка о потерянном тепле».
  5. Пиляк М.А. «Азбука берегони».
  6. Савич Н., Шатько Е. «Из опыта работы по формированию культуры энерго и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста».
  7. Чистякова А.Е., Тугушева Т.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
  8. Журнал «Обруч» №4 2001г.
  9. Журнал «Воспитатель» №2 2008г.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» проведенный к краевой акции «Чистые берега»

Название работы : «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» Автор: Найдышева Эвелина Евгеньевна ( возраст – 4 года) Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательно...

Педагогический проект "Берегите природу"

Проект направлен на ознакомление детей с природой тундры, развитие экологической культуры дошкольников....

Педагогический проект "Берегите Землю, люди!"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Экологическое воспитание – одно из основны...

Педагогический проект "Береги природу"

Проект по экологическому воспитанию детей 6-7 лет....

Проект "Берегите электричество"

хочу поделиться своим проектом, который прошел в нашей группе. основная мысль проекта "Берегите электричество"...

ПРОЕКТ Тема: «Берегите электричество и воду – сохраняйте природу» (старшая группа)

laquo;Берегите электричество и воду – сохраняйте природу» (старшая группа)...

Педагогический проект "Берегите Россию-нет России другой"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию ""Берегите Россию-нет России другой"...