Педагогический проект "Береги свою планету"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Таранова Любовь Борисовна

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Проектом предусмотрен объект исследования – природа, природные ресурсы, природные явления; предметом деятельности является исследовательская деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект "Береги свою  планету"

Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить,

чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно

не полюбить.

А. Н. Сладков

Пояснительная записка

Все мы знаем, что человек и природа – это единый организм. Человек не может жить без природных ресурсов, без природных недр и богатств. Природа в свою очередь тоже нуждается в том, чтобы человек её оберегал и разумно пользовался недрами. Мы не должны забывать, что на Земле проживает почти 8 миллиардов человек. Планету может спасти только сам человек, его умения, старания и деятельность. Природа нуждается в помощи и охране. Человек нуждается в природе. Крепкая взаимосвязь не должна нарушаться, иначе неизбежна катастрофа в глобальном межконтинентальном масштабе. Экологическая проблема сегодня ставит перед нами задачи по защите окружающей среды от загрязнения и всех негативных явлений хозяйственной деятельности человека. Проблема экологии может рассматриваться и с точки зрения предотвращения спонтанного воздействия людей на природу. Человек должен: устремлено, сознательно и планомерно взаимодействовать с природой. Однако условием для такого взаимодействия является наличие в каждом человеке определённого уровня экологической культуры, осознанного экологического поведения. Формировать правильную экологическую культуру необходимо начинать с детства и продолжать всю жизнь.

Дошкольное учреждение - это начальное звено в системе непрерывного экологического образования, поэтому перед педагогами стоит задача формирования у детей дошкольного возраста основ культуры правильного природопользования. Почему начинать экологическое воспитание необходимо в дошкольном возрасте? Полученные знания в детстве могут в школьном возрасте преобразоваться в устойчивые убеждения. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры.

Самым эффективным способом решение задачи экологического образования является организация проектной деятельности. Проекты, в которых принимают участие педагоги дошкольного учреждения, дети и родители. Активное вовлечение всех участников проектов в социально-значимые экологические акции, работа на совместных субботниках, озеленение участков, работа по охране природы хорошая возможность для детей и родителей проявить свою экологическую позицию, принести пользу окружающей природе родного края. Совместно организованные мероприятия помогают обеспечить непрерывность педагогического процесса и создают необходимые положительные эмоции. Проекты позволяют детям и родителям заниматься интересным делом. Только благодаря взаимодействию дошкольного учреждения и семьи можно воспитать экологически грамотного человека.

Актуальность и обоснование выбранной темы

Окружающая среда в современном мире является основным аспектом для защиты. Состояние природы и природных ресурсов ухудшается от деятельности человека. Возникает острая потребность всем без исключения и взрослым, и детям повышать свою экологическую грамотность. Тем более что экологическое воспитание детей дошкольного возраста неотъемлемая часть всестороннего развития ребёнка и углублённого понимания важности защиты окружающей среды, любви к природе.

Опираясь на такие документы как: «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей, природной среды», закон «Об образовании» и изучив материалы, по теме защиты окружающей среды возникла необходимость организации проекта "Береги свою планету"

 - по вопросу экологического воспитания детей подготовительной группы. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиважнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности: разносторонне развитые, увлечённые, грамотные, интересующиеся экологией, гармоничные.

Новизна

Новизна проекта по экологии заключается в том, что применяются информационные компьютерные технологии. Эффективность процесса воспитания зависит от личностной включённости детей и родителей. Применяя новые технологии, понятные и увлекательные для нового поколения можно обеспечить эту включенность.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Проектом предусмотрен объект исследования – природа, природные ресурсы, природные явления; предметом деятельности является исследовательская деятельность. 

Тип проекта 

информационно-практико-ориентированный

Вид проекта 

среднесрочный 01.02.2024 -15.05.24

Участники проекта 

дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для обучающего процесса и усвоению детьми экологических знаний.

Тактические цели:

- создать условия для исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной деятельности, овладение детьми основных знаний экологической культуры и поведения детей в природе;

- сформировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы;

- организовать пространство для опытов, экспериментов, в игровом уголке зону для самостоятельного изучения таблиц, иллюстраций по теме экологическая культура и поведение взрослых и детей.

- выяснить, какие существуют правила, законы для сохранения и не загрязнения  природы, окружающей среды.

Задачи:

1. Развивать познавательные и исследовательские способности у детей 6-7 лет, любовь к природе, интерес к изучению природного мира.

2. Расширять представления детей о природе нашей страны и различных природных зон, о полезных ископаемых, о взаимодействии человека и природы.

3. Воспитывать чувство сопереживания природе, развивать нравственные качества и эстетический вкус, умение любоваться красотой природного мира.

4. Воспитывать основы гуманного отношения детей к природе, всему живому, сформировать понимание ценности природы, умение оказать помощь живой природе, сохранять природные объекты нашего города, учить отвечать за свои поступки в отношении природных объектов.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:

  • Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
  • Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
  • Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.
  • Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
  • Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
  • Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
  • Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
  • Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому (повторно, многократно).
  • Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов

 Ресурсы проекта (необходимое обеспечение):

  • фотографии города;
  • бросовый материал для продуктивной и экспериментальной

деятельности (футляры от киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки,

кусочки тканей, пласт массовые и металлические крышки, одноразовые

ложки и тарелки, ватные диски. картонные коробочки и т.п.; пластилин,

фломастеры, цветные карандаши и бумага);

  • сюжетные картинки (что делать с мусором на природе, в городе);
  • подбор речевого материала (загадки, пальчиковые игры, стихи)
  • видеофильмы: «Комплекс переработки твердых бытовых отходов»,

«Городской полигон твердых бытовых отходов»;

  • нетрадиционное оборудование для пальчиковой и дыхательной

гимнастик;

  • материал для дидактических игр («экознаки», аудиозаписи с голосами

птиц, карточки на которых изображены предметы, изготовленные из

разных материалов, картинки с изображением птиц, насекомых,

животных, растений).

Ожидаемые результаты

1. У детей сформировано чувство сопереживания живой природе. Дети умеют любоваться красотой природы.

2. Дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательской деятельности, интересуются изучением природного мира нашего района и всей страны.

3. Дети чётко понимают необходимость беречь природу, природные ресурсы, могут оказать помощь природе нашего города, устанавливают взаимосвязь: природа – человек, человек – природа.

Продукт

1. Экологическая грамотность детей.

2. Отчётная деятельность с анализом и выводами.

3. Рисунки детей, схемы, видеоролик «Сберегите планету для нас».

Этапы реализации:

1. Подготовительно – проектировочный этап : постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, выбор научно-популярной, методической и художественной литературы по теме, подбор иллюстраций, стихов, дидактических игр, подготовка материала для продуктивной деятельности, составление плана предстоящей деятельности, которая направлена на реализацию проекта;

2. Практический этап: реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели, беседы, опытно-экспериментальная деятельность, наблюдения, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, экскурсии, участие в социально-значимых экологических акциях; взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

3. Заключительный этап: подведение итогов проекта; обобщение результатов в различной форме, закрепление полученных знаний, формулировка выводов; оценка достигнутых результатов. 

План мероприятий

1. «Физическая культура» : Спортивный праздник «Планета» (НОД)

2. «Социально-коммуникативное развитие» : Беседы, дидактические игры. Создание видеоролика о сбережении природных ресурсов и экологическом воспитании детей и взрослых.

3. «Познавательное развитие» : Проведение опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, грунтом, комнатными растениями.

4. «Речевое развитие» : Чтение художественной литературы, заучивание стихов для видеоролика и развлечения «Планету беречь и любить необходимо».

5. «Художественно-эстетическое развитие» : Рисование, лепка, аппликация по теме «Природа вокруг нас».

План реализации проекта «Сбережем планету!»

№ п/п

Мероприятия, или основные направления деятельности


Сроки реализации мероприятий.

1

Подготовительный этап

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

 2.Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
3.Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
4.Составление плана реализации проекта.
5.Определение содержания деятельности всех участников проекта.
6.Поиск различных средств достижения целей;
7. Подбор методической литературы для реализации проекта (энциклопедии, конспекты НОД и бесед, иллюстрации). Сбор информации.

01.02.24 по16.02.24

1

Основной этап

1.Разработка НОД, дидактических игр , методического материала.

 2.Совместная игровая деятельность воспитателя и детей
3.Подбор видео сюжетов по теме

4.Познавательные беседы.
5. Организация и проведение мероприятий с детьми с привлечением взрослых.
6.Посадка и уход растений
7.Сочинение экологических сказок
.

8.Эксперементирование.

1

Заключительный этап

1.Совместная игровая деятельность воспитателя и детей
3. Организация и проведение мероприятий с детьми с привлечением взрослых

01.05.24 по 15.05.24.

План мероприятий с детьми

Этапы

Сроки

Название мероприятий

Подготовительный этап

01.02.24 по16.02.24

1.Вхождение в игровую ситуацию.

2.Просмотр презентации «Сохраним планету», обсуждение проблемы

Основной этап

19.02.24 по 30.04.24

Беседы «Как мы можем помочь нашей планете?» «Планета Земля в опасности», «Красная книга Земли», «Дом под крышей голубой» 

01.02.24

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе

19.02.24 по 30.04.24

НОД:

Тема: «Жизнь животных и птиц зимой. Как лесные звери проводят зиму».

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах и животных нашего края.

Тема: «Лес - многоэтажный дом. Человек – часть живой природы»

Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как   природное сообщество,  «этажи» леса; сформировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.

Тема: «Растения в нашем уголке природы».

Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.

Тема: «Как я берегу природу»

Цель: организовать коллективную работу с детьми и научится рассказывать как каждый из них бережет природу.

19.02.24 по 30.04.24

2.Чтение художественной литературы:

1)Стихи по экологии; «Жаворонок» (В.Жуковский), «Весенние воды» (Ф. Тютчев).

2)Стихи о загрязнении;

3)«Окружающая среда» (Л.Фандеева), «Наша планета» (Я.Аким), «Живой букварь» (В.Орлов), «Храм природы» (А.Смирнов), «Берегите землю!» (В.Чижов), «Давайте вместе Землю украшать» (Е.Смирнов), «Хоть трава не расти» (А.Усачёв), «О чём просит рыбка?» (С.Погореловский)

4)Пословицы и загадки о Земле.

5)Рассказы и сказки - «Мастера без топора» (В.Бианки), «Великие Путешественники» (М.Зощенко), «Для чего руки нужны» (Е.Пермяк)

19.02.24 по 30.04.24

Просмотр мультфильмов «Барсучий нос», «Как козлик небо держал» (К.Паустовский), ;.

Просмотр презентации «Береги планету Земля», «Красная книга» Знакомство детей с Красной книгой, ее представителями, формирование обобщенного представления о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир, воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле.

В течение

реализации проекта

Дидактические игры по экологии «Узнаём живой мир», «Лото ребятам о зверятах», «Мир растений», «Дары природы», «Времена года», «Хорошо – плохо».

В течение

реализации проекта

Экспериментирование «Влияет ли доброе слово на рост растений?», Эксперимент «Воздух», Эксперимент «Свойства воды», Исследовательская работа «Закапывание разного вида мусора для дальнейшего наблюдения за ними», «Опыты с песком, водой, глиной», «Огород на подоконнике», «Изготовление бумаги в условиях детского сада из использованных альбомных и исписанных листов».

С 18.03. по 30.04.24

Трудовая деятельность: уборка участка «Трудовой десант», пересадка комнатных растений.

Подготовка материала для посадки растений Подготовка календаря для наблюдения за ростом растений 

В течении

реализации проекта

Акция

“За чистый детский сад”, «Сдай макулатуру – сохрани дерево!», «Добрые крышечки», «Сдай батарейку» Развитие представления о зависимости между состоянием окружающей среды и действиями человека, в том числе ребенка.

20 марта

Экологический праздник

“День Земли” Формирование элементарных знаний по экологии, о взаимосвязи живого и неживого на земле; воспитание бережного и доброго отношения к природе.

22 апреля

Экскурсия в краеведческий музей

Заключительный этап

01.05.24 по 15.05.24.

Детская творческая выставка рисунков «Берегите планету» и выставка поделок «Новинки  из мусорной корзинки» Цель: Воспитание активной нравственно-экологической позиции по отношению к природным объектам, систематизация позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой. 

14.05.24.

Игровое занятие-викторина «Земля - наш общий дом»

План мероприятий с педагогами

Этапы

Сроки

Название мероприятий

Подготовительный этап


1.Консультация ««Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Основной этап

Консультация "Экологическое воспитание в ДОУ", «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка - дошкольника».

Показ для старших дошкольников кукольного  театрализованного представления «Мы друзья природы»

Цель: повышение экологической культуры воспитанников.

Консультация для воспитателей "Экологические наблюдения и эксперименты, как средство экологического воспитания ребёнка", «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду», «Дошкольник и экология»

Участие в акциях:

— «Возвращайтесь птицы на Родину», развешивание скворечников к прилету птиц;

— «Зимняя столовая» (изготовление кормушек, сбор кормов) .

Заключительный этап

Деловая игра для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ», «Экологическая лаборатория»

План мероприятий с родителями

Этапы

Сроки

Название мероприятий

Подготовительный этап

Анкетирование 2.Консультация «Жизнь дана на добрые дела»

Памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы».

Основной этап

Участие в акциях “За чистый детский сад”, «Сдай макулатуру – сохрани дерево!», «Добрые крышечки», «Сдай батарейку» Развитие представления о зависимости между состоянием окружающей среды и действиями человека, показ примера для детей.

Памятка «Игры экологического содержания

Сочинение вместе с детьми экологических сказок

Создание постоянно действующей “Библиотеки экологических книг”, пополнение книжного уголка книгами, энциклопедиями, журналами, открытками, иллюстративным материалом

Рекомендации по организации целевых прогулок на природе; «Природа в жизни вашей семьи»;

 Консультации «В союзе с природой»; «Прогулки в природу - основа здоровья ребёнка», «Дошкольник и экология»

Заключительный этап

Участие в выставке рисунков «Берегите планету» и в выставке поделок «Новинки  из мусорной корзинки» Цель: Воспитание активной нравственно-экологической позиции по отношению к природным объектам, систематизация позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой

Используемая литература

  1. Знакомим с окружающим миром детей Т. Н. Вострухина «ТЦ СФЕРА»;
  2. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Бондаренко Т.М.;
  3. Методическое пособие для воспитателя детского сада Сост. Н. В. Гончаров и др. под редакцией З. А. Михайловой. – 2-е издание – СПб. «Детство – Пресс», 2008. – 255с.;
  4. Опыт организации экологического образования в детском саду. Т. А. Виноградова, Т. А. Маркова;
  5. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста. З. А. Михайлова, Е. А. Лукьяненко;
  6. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. – сост. – Аджи А. В. – Воронеж; ТЦ «Учитель», 2006;
  7. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: И. П.

Лакоценин С. С., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...