Конспект Непрерывно непосредственно – образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие По программе: «Юный шахматист» Тема: «Черно-белое королевство» Средняя группа возраст (4-5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Патлина Ирина Александровна

 Образовательная область: Познавательное развитие

По программе: «Юный шахматист»

 

Тема: Черно-белое королевство

Цель: Выявить  полученные знания, представления и умения, которые дети получили в течение учебного года. Научить детей играть в шахматы.

 

Задачи:

Обучающие:

- формирование умения различать шахматные фигуры узнавать на ощупь называть их.

- совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

 

Развивающие:

- развитие логического мышления, памяти, внимания.

- формировать умение  собирать целое из частей,  развивать зрительное восприятие, внимание; развитие моторики пальцев рук.

 

Воспитательные:

- воспитание наблюдательности, сообразительности.

- формирование умения осуществлять взаимосотрудничество и взаимопомощь.

- воспитание дисциплинированности, активности

- Самостоятельности в суждениях.

Оборудование и учебный материал:

 Шахматные фигуры, чудесный мешочек (с фигурами), волшебная шкатулка, ключ,

дид. упр «Собери фигуру», медальки на каждого ребенка.

Предварительная работа: Чтение сказки «В стране шахматных чудес», разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток и стихов; отгадывание загадок про шахматы;   изучение шахматной доски, название фигур.

Дид игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Шахматный дождь», «Разрезные картинки».

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: название шахматных фигур «король», «ферзь», «ладья», «слон», «конь», «пешка».

 

Раздаточный материал: Разрезные картинки шахматных фигур на 4, 6 и 8 частей. карточки с заданиями на каждого ребёнка и маркеры, медальки, смайлики весёлые и грустные.

Методы и приемы:

Наглядный: (Дид упр: «Составь фигуры на шахматной доске» рассматривание правильно выполненное задание)

Словесный: (Вопрос, ответ, индивидуальные ответы,  загадка)

Практический: ( создание игровой мотивации, дид упр: «Чудесный мешочек»,)

Технологии: Игровая, двигательная, здоровье сберегающая, личностно ориентированная.

Индивидуальная  работа: С Юлей С., Арсеном М.  - формирование умения в назывании шахматной фигуры.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  «Росинка» п.Пионерский

Конспект

Непрерывно непосредственно – образовательной деятельности

 

Образовательная область: Познавательное развитие

По программе: «Юный шахматист»

Тема: «Черно-белое королевство»

Средняя  группа возраст (4-5 лет)  общеразвивающей направленности  №12  «Теремок»

                                   

                                                                         Составила: воспитатель

Патлина И.А.

п.г. Пионерский

2019г.

Образовательная область: Познавательное развитие

По программе: «Юный шахматист»

Тема: Черно-белое королевство

Цель: Выявить  полученные знания, представления и умения, которые дети получили в течение учебного года. Научить детей играть в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

- формирование умения различать шахматные фигуры узнавать на ощупь называть их.

- совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Развивающие:

- развитие логического мышления, памяти, внимания.

- формировать умение  собирать целое из частей,  развивать зрительное восприятие, внимание; развитие моторики пальцев рук.

Воспитательные: 

- воспитание наблюдательности, сообразительности.

- формирование умения осуществлять взаимосотрудничество и взаимопомощь.

- воспитание дисциплинированности, активности

- Самостоятельности в суждениях.

Оборудование и учебный материал:

 Шахматные фигуры, чудесный мешочек (с фигурами), волшебная шкатулка, ключ,

дид. упр «Собери фигуру», медальки на каждого ребенка.

Предварительная работа: Чтение сказки «В стране шахматных чудес», разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток и стихов; отгадывание загадок про шахматы;   изучение шахматной доски, название фигур.

Дид игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Шахматный дождь», «Разрезные картинки».

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: название шахматных фигур «король», «ферзь», «ладья», «слон», «конь», «пешка».

 

Раздаточный материал: Разрезные картинки шахматных фигур на 4, 6 и 8 частей. карточки с заданиями на каждого ребёнка и маркеры, медальки, смайлики весёлые и грустные.

Методы и приемы:

Наглядный: (Дид упр: «Составь фигуры на шахматной доске» рассматривание правильно выполненное задание)

Словесный: (Вопрос, ответ, индивидуальные ответы,  загадка)

Практический: ( создание игровой мотивации, дид упр: «Чудесный мешочек»,)

Технологии: Игровая, двигательная, здоровье сберегающая, личностно ориентированная.

Индивидуальная  работа: С Юлей С., Арсеном М.  - формирование умения в назывании шахматной фигуры.

 

Ход НОД: 

Стук в дверь. Входит в костюме ладья.

Загадка:

Стою на самом краю

Путь откроют пойду

Только прямо хожу

Как зовут меня (Ладья)  

 Воспитатель: Добрый день. Мы хотим тебя  поприветствовать в черно- белом королевстве.

У нас есть волшебная  шкатулка, но мы не можем её открыть, у нас нет  ключика.

Ладья: Ключ у меня, но чтоб его получить,  надо выполнить задания.

 1задание:

-какая фигура самая главная в шахматной игре (король)

- какой король не умеет говорить? (шахматный)

-сколько пешек в каждой команде в начале игры (8)

- каких фигур на доске больше всего? (пешек)

-из чего состоит шахматная доска (из черных и белых полей)

-каких полей больше черных или белых? (поровну).

- на, что похожа шахматная доска? (на торт, на шашечки у такси) 

Воспитатель. Какие вы молодцы! На все вопросы ответили правильно.

2 задание:

Дид упр «Чудесный мешочек» (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру).

3 задание:

Дид упр: «Большая и маленькая»  На столе 6 разных фигур. Дети называют самую высокую и ставят ее в сторону. Поставить все фигуры по высоте .

4 задание:

 -Дид упр: «Собери фигуру» -составляют пазлы и называют фигуру.

Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!              (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!                  (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке,       (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                        (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!          (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!                     (указательный палец)
А ладья упряма,                                 (раскрытые ладошки скользят по столу)
Ходит только прямо!                    

Все фигуры встали стеной,              (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.

Воспитатель.  В Шахматном королевстве произошла путаница.  Из – за  сильнейшего  урагана,  сюда  попали не только шахматные фигуры, но и много других предметов.

 Обведите фломастером только шахматные фигуры.

5 задание Игра  «Путаница».  

6 задание Игра «Что общего» педагог берет 2 любые шахматные  фигуры и спрашивает ребенка: «Чем они похожи?» «Чем отличаются?» (цветом, формой).

 

Ладья: Молодцы справились с заданием. Вот вам ключик.

Открываем, и дарит детям медальки.

Воспитатель:   Какие игры больше всего вам понравились? В чём испытывали затруднение?

Итог:  Кому понравилось это путешествие, возьмите весёлые смайлики, а кому не понравилось путешествие  – грустные смайлики.

Итог:  молодцы если заниматься думать размышлять сильным шахматистом можно стать.

Психолого-педагогический анализ НОД по ФГОС

Дата проведения 15.05. 2019г.

НОД проводилось в групповой комнате, во второй половине дня, с детьми  средней   группы. Присутствовало 15  детей.  

Приоритетным видом деятельности являлась игровая деятельность.      Были интегрированы три образовательные области: «Познавательное развитие  «Юный шахматист»»,  «Социально - коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».    

Вид НОД: Сюжетно- тематическое .

Тип НОД: Итоговое (направленное на систематизацию знаний)

 Тема: Черно-белое королевство

Задачи:

Обучающие:

- формирование умения различать шахматные фигуры узнавать на ощупь называть их.

- совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Развивающие:

- развитие логического мышления, памяти, внимания.

- формировать умение  собирать целое из частей,  развивать зрительное восприятие, внимание; развитие моторики пальцев рук.

Воспитательные: 

- воспитание наблюдательности, сообразительности.

- формирование умения осуществлять взаимосотрудничество и взаимопомощь.

- воспитание дисциплинированности, активности

- самостоятельности в суждениях.

Метод проблемного обучения: (вопрос, ответ, отгадывание загадки».

Приемы:  - организация детей на занятии (групповое, индивидуальное,  работа парами)

- активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, анализ)

- обучения (обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; игровые воображаемые ситуации, оптимальное использование наглядного  материала)

Оборудование и учебный  материал: 

   Шахматные фигуры, чудесный мешочек (с фигурами), волшебная шкатулка, ключ, Дид упр «Собери фигуру», медальки на каждого ребенка.

Предварительная работа: 

Чтение сказки «В стране шахматных чудес», разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток и стихов; отгадывание загадок про шахматы;   изучение шахматной доски, название фигур, ход фигур, Дид игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Шахматный дождь», «Разрезные картинки».

Вид НОД: Сюжетно- тематическое в познавательно игровой форме.

Тип НОД: Итоговое (направленное на систематизацию знаний)

Форма организации НОД было проведено в виде познавательно игрового дидактического упр. Структура НОД соответствует заявленному типу и виду. Образовательные задачи соответствуют программным требованиям, психофизиологическим особенностям детей и уровню их развития.

Каждое задание было направлено на решение поставленных задач. Для эмоционально положительного фона был использован организационный момент и создана мотивация для выполнения заданий.

 В ходе НОД наблюдалась логическая связь для выполнения поставленной цели (выполнение заданий и узнать, что лежит в шкатулке.).

Цель мотивации выполнение заданий и игр для того, чтобы узнать, что лежит в шкатулке.

Использовала дифференцированный подход. Ирина Г. была ладьей так как у девочки повышенная сложность задания, она детям загадала загадку.

Интерес к НОД поддерживался в результате смены видов детской деятельности.

Используемые методы и приёмы соответствуют задачам НОД.

 При  подготовке НОД учитывала индивидуальные психологические особенности детей группы. Продумала, как каждое задание дети будут выполнять. В процессе НОД уделено внимание развитию психических процессов:

- Логическое мышление и речь.  (Умение обобщать свой выбор)

-Внимание и память (умение слушать задания и выполнять)

-Воображение умение соотносить слова и наглядность.

 На НОД дети были активны. Не была заинтересована Юля С.  По отношению друг к другу проявляли доброжелательность, взаимопомощь. Организация на занятии соответствовала хорошему уровню закреплению программного материала, рациональному распределению времени. На занятии были задействованы все дети.  Положительно эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия поддерживала с помощью демократического характера общения коммуникативных средств (одобрения, слова поддержки ,посредством похвалы,).  При организации НОД использовала все пространство групповой комнаты. Работа на стульчиках,  свободное передвижение.  

Материал и пособия размещены рационально, с учётом соблюдения техники безопасности. Соответствуют  санитарно - гигиеническим требованиям. Контроль,  за деятельностью детей осуществляла собственным наблюдением.

Рефлексия: Дети выполнили задание. Открыли шкатулку и все получили медальки.

Цель НОД выполнена. Образовательная нагрузка соответствует возрасту детей 4-5 лет. Длительность  20 минут.  Тепловой режим соответствовал Сан Пинам. Проведена влажная уборка, проветривание. Деятельностью детей и своей удовлетворена.