Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Свойства песка".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Полякова Татьяна Рафаиловна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной  группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной  группе  "Свойства песка".

Цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

Развивающие:

- развивать способность и навык работы с мокрым и сухим песком;

- развивать мелкую моторику рук;

Обучающие:

- вызывать интерес к исследовательской деятельности;

-учить определять свойства песка по внешнему виду, расширять представление о песке, его качествах и особенностях;

-закреплять правила безопасности при работе с песком.

Воспитывающие:

-воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

Оборудование: фартуки для детей и нарукавники, лоток с песком, лупа на каждого ребенка, по 2 стакана с водой, пластиковая ложка, формочка для песка, поднос для каждого ребенка, сахарный песок, влажные салфетки для каждого ребенка.

Методы и приемы:

- беседа;

-наблюдение;

-создание проблемной ситуации;

-экспериментально-опытный;

-объяснительный;

-игровой;

-совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Ход работы:

Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию к профессору Почемучкину.

Воспитатель: А, как вы думаете, кто такой профессор?

Дети: Люди, ученые..

Воспитатель: А Вы знаете правила безопасного поведения в лаборатории?

Дети перечисляют правила:

1.        Каждый работает за своим рабочим местом.

2.        Нельзя толкаться и мешать другому.

3.        Нужно класть всё на место.

4.        Делать работу надо аккуратно.

5.        Когда испачкал руки, нужно пользоваться влажными салфетками.

Воспитатель: Молодцы. Всё знаете. Профессор Почемучкин

 оставил нам  послание в конверте. Здравствуйте, ребята я рад что вы пришли в лабораторию, значит вы хотите узнать что-то новое. А для того, чтобы узнать над чем мы будем экспериментировать, Вы должны отгадать загадку:

Он желтый и сыпучий

во дворе насыпан кучей.

Если хочешь можешь брать

и в куличики играть.

Дети: песок.

Воспитатель: Вы много раз играли в песок,а можете сейчас сказать какой он?

Дети: сыпучий, желтый, светлые-темный, белый.

Воспитатель: А вот мы сейчас с вами и проверим,какой он.

Профессор для этого все приготовил,посмотрите что у вас на столе. Возьмите 2 горсти песка и насыпьте на поднос и положите ладони на песок. Давайте его погладим ладонями, а затем перевернем ладошками к вверху. Какой он?

Дети: мягкий, шершавый.

Воспитатель:  А теперь возьмите лупу в правую руку и через лупу рассмотрите форму песчинок. Какой они формы? На что похожи?

Дети: квадратные, круглые, овальные.

Воспитатель: Песок состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную форму, окраску и размер. Положите лупу на стол. Возьмите горсть песка и выпустите его струйкой, так чтобы он падал в одно место в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь. А если сыпать то в одно место то в другое возникает движение песка похоже на течение. Что может делать песок?

Дети: двигаться.

Воспитатель: И мы сейчас  немного отдохнем и  подвигаемся.

Физкультминутка «Песчинки».

Вокруг себя повернулись

И в песчинок превратились.

Присели все на корточки.

О-о-о! Сколько у нас песчинок!

Ну, вот подул ветер, поднял песчинки

И они разлетелись в разные стороны.

Ветер стих, и песчинки опустились на землю.

Воспитатель: Хорошо мы с вами отдохнули, давайте вернемся в лабораторию и продолжим. А  давайте понюхаем песок?

Дети: песок не пахнет.

Воспитатель: Правильно, сухой песок не имеет запаха.

Воспитатель: Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?

Дети: на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.

Воспитатель: А на обеденном столе мы можем встретить песок?

Дети: да, сахарный.

Воспитатель:  А как вы думаете, в чем отличие?

Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится), песок с улицы есть нельзя.

Воспитатель:  А у меня возник такой вопрос: «Какой песок быстрее растворяется в воде??»

Дети: сахарный песок растворяется быстрее.

Воспитатель: Необходимы доказательства наших слов…

Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах стоят два стакана  с водой, возьмите одну ложечку песка и опустите в один из стаканов с водой. А в другой стакан положите ложку сахарного песка. Посмотрите что происходит? Сахарный песок растворился в воде. А в стакане с песком на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. А теперь ложечкой размешайте воду. Вода от песка стала какой? Прозрачной или нет?

Дети: непрозрачной.

Воспитатель: Совершенно правильно мутной т. е песок окрашивает воду. А теперь  возьмите несколько горсточек песка и насыпьте на поднос и из стакана с водой намочите песок, но немножко чтобы песок мокрый. И теперь попробуйте песок сыпать струйкой. Но он падает кускам, потому-что мокрый. Песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезают, мокрые гранями слипаются друг с другом.

Воспитатель: сахарный песок растворяется быстрей и вода остается светлая (а на вкус сладкая).. а речной песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.

Воспитатель: Рассаживайтесь на свои рабочие места, уважаемые исследователи и продолжаем. Как замечательно у нас получается изучать свойства песка. Теперь давайте попробуем очистить воду от песка, как вы думаете, что для этого надо сделать??

Дети: надо слить воду и останется песок..

Воспитатель:  Можно и так сделать…. А для чего нам губка??

Дети: вымыть стаканчики.

Воспитатель:  Она сможет нам помочь очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в чашу. Как изменилась вода?

Дети: вода стала светлая, а песок остался на губке.

Воспитатель: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей песка. НО ПИТЬ ЕЕ ВСЕ равно НЕЛЬЗЯ!!

Воспитатель: Возьмите у себя на столе формочку для песка и заполните её мокрым песком. Какой песок сохраняет форму сухой или мокрый?

Дети: мокрый.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю сделать красивую фигуру. И этой фигурой будет наша «Лесная полянка».

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось в лаборатории Почемучкина?

Дети: да.

Воспитатель: Что вы сегодня делали в лаборатории???

Дети: изучали свойства песка.

Воспитатель:  Давайте скажем профессору Почемучкину спасибо!

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Вы-молодцы, отлично экспериментировали!!! Ну а нам необходимо вернуться в нашу «Лесную полянку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудеса на песке»

Цель: формировать представление о свойствах песка. Задачи:- расширять представление о песке, изучить свойства и качества песка по внешнему виду и на ощупь.- закреплять правила безопасно...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовителной группе на тему «Песок. Что мы знаем о песке?»

Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовителной группе на тему «Песок. Что мы знаем о песке?»...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности «Детская лаборатория «Рисунки на песке»

Программные задачи:Обогащать представления детей о свойствах сухого и влажного песка, учить изучать и сравнивать их, делать выводы;Учить формулировать правила безопасности и личной гигиены, которые не...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...