"Формирование экологической культуры у дошкольников"
статья по окружающему миру

Саломатина Алла Александровна

Данная статья посвещена проблеме формирования экологической культуры у дошкольников , что является развитием гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать её красоту, умения бережного отношения ко всем природным компонентам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_doshkolnokov.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

                Формирование экологической культуры у                    

                                      дошкольников.

подготовила
Саломатина А.А.
вопитатель

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

 В наш современный век скоростных технологий нам не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения наших детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.  В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Воспитание гуманного отношения к природе.  И наше бережное к ней отношение должно стать нормой поведения людей любого возраста.
Я думаю, что все мы, в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной, пеним птиц. И не забывать, что человек является частью природы. И от того, как мы себя будем вести, зависит наша дальнейшая жизнь.
Именно, по этой причине я работаю с детьми по теме:«Воспитание экологической культуры у дошкольников».В своей работе я стараюсь сформировать у детей систему экологических знаний, развивать у них познавательный интерес к миру природы. Воспитывать бережное эмоционально-положительное отношение к природе. А также привитие трудовых навыков.
 В соответствии с этим, целью своей работы, по формированию экологической культуры дошкольников, является - воспитание правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим и созидающим её, формирование отношения к себе как к части природы.

В своей работе я выделила следующие задачи:

 1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.

2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.

3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.

4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.

При реализации этих задач, дети приобретают новые знания о природе, расширяют кругозор, у них формируются различные интеллектуальные умения, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные отношения, обобщать, происходит интенсивное развитие речи. У детей расширяется словарный запас, дети учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвуют в диалоге. У детей развивается интеллект во всех его формах: наглядно-действенной, наглядно-образной, наглядно-схематической.

Чтобы сформировать у ребёнка основы экологической культуры и правильное представление о природе нужно создать условия по ознакомлению с природой.

Особую роль отводится познавательным занятиям, так как они являются важным средством воспитательно-образовательной работы.На начальном этапе - ознакомительные занятия:
«Путешествие капельки», «Мой маленький дворик», «Зачем нужны растения»;

 затем интегрированные, которые заканчивались продуктивной деятельностью:

 «Лес и его обитатели», «Насекомые», «Кто живёт в пруду», «Кладовая витаминов» и т.д.

 Для расширения, углубления у детей эмоционально –чувственного отношения к природе, в повседневной жизни, необходим наглядный материал: макеты, картины, иллюстраций, готовые презентации из жизни животных и растений, поделки.
Большое место уделяется художественной литературы с рассматриванием иллюстраций:
Т. Филатова «Чудесная полянка»,
 А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое»,
М. Малышев «Благородный гриб»,
М .Скребцова «Могучая травинка»,
а также загадкам, стихам, пословицам и поговоркам, так каксловесный методработы имеет первостепенное значение. А наглядность в сочетании с эмоциональным чтением,пояснениями, рассуждениями, помогают детям восприятию новых образов о природе и обеспечивают успешный результат.

  Развивающая среда.

Первый и достаточно существенный шаг на пути экологического воспитаниядошкольников – создание необходимых условий для данной работы. То есть хорошо продуманная окружающая природная и предметная среда.
Необходимо грамотно продумать уголок природы, подобрать разнообразные растения, инвентарь по уходу за растениями, изготовить календарь природы, оформить альбомы животных и растений, птиц, деревьев, насекомых, вести дневник наблюдений за погодой. Важную роль в формировании экологической культуры отводится лэпбукам:
« Береги природу», лэпбуки из серии «Времена года», «Животные наших лесов». При чем к изготовлению  лэпбуков необходимо привлекать родителей, с целью совместного сотрудничества и повышения познавательной  активной деятельности  детей  .
Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его  к детям, это позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года.

В весенний период организуется посадка лука на подоконнике «Огород на окне» для наблюдения за его ростом и развитием в разных условиях (с водой, без воды, со светом, без света). Одновременно зелёный лук является хорошим витамином. А также ведется наблюдение за другими растениями: пшеницей, овсом, фасолью в фигурки панки, цветами, веточками деревьев, кустарников.
Выращивание даже небольшого количества растений способствовало появлению у детейбережного, заботливого отношения. У них появилось сочувствие, практическая готовность прийти на помощь.
Известно, что ведущим видом деятельности детей является игра. Игра привлекает всех – она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Главная функция экологической игры –развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира.

Сюжетно- ролевые , такие как: «Зоопарк», « На птичьем дворе», П\ и «Воробьиха и воробышки», « Теремок»
Дидактические  : « Да-нет», «Узнай и назови», « Что было бы  , если из леса исчезли…», «Лесные жители», «Кто , где живет»
Дидактические и настольно- печатные : «Времена года», «Детки с ветки», « Вершки и корешки», «С какого дерева лист или плод», «Лото»
Взаимодействие с природой вызывает устойчивый познавательный интерес к окружающему, поэтому имеет большое значение проведение наблюдений на прогулках в игровой форме, это не только развивает наблюдательность, но и побуждает делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе: это сезонные изменения, наблюдения за птицами , насекомыми, деревьями , небом,за ростом и развитием растений.

Большое значение уделяется исследовательской деятельности детей: проведению опытов, наблюдений, экспериментов. В процессе обучения необходимо обращать внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляю возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус .Например: лед- твердая вода, снежинка – безвкусная капелька воды,сладкое и кислое , соленое , горькое, острое.Зачем нам нужен дождь.Необыкновенные превращения (исследования свойств воздуха),
уделять внимание культуре обращения со льдом и снегом, почему все нельзя пробовать в большом количестве, например: горький перец, соль, кислый лимон и т.п.

Изобразительная деятельность является самым интересным и любимым видом деятельностидетей. Она позволяет ребёнку выразить впечатление об окружающем его мире, отношения к нему в рисунках, поделках.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

 Трудовое воспитание дошкольников играет большую роль в формировании экологической культуры и заботе об окружающей среде. В осенний вместе с детьми можно проводить очистку цветников от засохших стеблей и корней, убирать опавшие листья, заготавливать землю для комнатных растений, собирать разные семена для зимней подкормки птиц; листья, коряги, шишки для использования на занятиях по ручному труду.

В зимний период, подкормка птиц, способствует развитию заботливого, доброго отношения к живой природе.  Осенью-уборка опавших листьев, высадка кустов, деревьев, уход за цветущими растениями, зимой- сгребать снег к стволам деревьев, в весеннее время : это наведение порядка на участке  , цветниках, высадка собранных осенью семян цветов и уход за ними :(полив , рыхление , удаление сухих листьев)-всё это прививает любовь к природе и гуманное отношение к окружающему миру.Дети учатся видеть не только красоту окружающего мира, но и отмечать следы грубого отношения людей к природе. Они замечают сломанную ветку и аккуратно её удаляют, стряхивают снег с прогнувшейся под его тяжестью с ветки. Много радости и удивления доставляет детям показ травы, зимующей под снегом.

Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями.

Используются различные формы: родительские собрания, консультации, беседы, субботники,организация совместных дел. Привлечение к экологическим акциям: покормите птиц, огород на окне, озеленение территории.Широкоиспользуется помощь родителей при изготовлении атрибутов, пособий, поделок из дерева и природного материала. Родители, которые принимают активное участие, отмечаются на родительских собраниях, праздниках,акциях.

Участие в проектах: «Будь природе другом», «Друзья природы», «Наши верные друзья» -способствуют проявлению духовно-нравственных качеств по отношению к окружающему миру через экологическое воспитание.

Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...

Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.

Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...