"Свойства глины"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ткачева Анна Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Свойства глины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глина – это вид горной породы, представляющий собой мелкозернистую пыль в сухом состоянии, а вязкую и пластичную структуру в увлажненном. Именно эти свойства глины более знакомы обывателю. Состояние пластичности высоко ценилось во все времена. Не менее интересно и то, что изделия из глины после обжига превращаются в высокопрочные и долговечные. Это и привлекло в древние времена мастеров, по достоинству оценивших этот материал.  

Через некоторое время глина внедрилась в строительное дело, ее стали применять для производства кирпича и черепицы. Параллельно в этот же период ремесленники научились наносить на глиняные изделия разнообразные рисунки красками. Это помогло изделиям из глины стать предметами искусства. Некоторые из них дошли до наших дней и стоимость этих вещей запредельно высокая.

Керамика – обновленное состояние глины Первые изделия из глины были непрочными и использовались только для зерна, круп и сыпучих материалов. Производство таких вещей требовало модернизации, направленной на увеличение их прочности и долговечности, но при этом сохраняя красоту и эстетичность. Спустя некоторое время, человек совершенно случайно обнаружил, что глина под действием тепла становится подобна каменным изделиям. Именно такой прочности ей и не хватало. Так наступил новый этап развития глиняного искусства, включающий в себя обжиг готовых предметов. Это в корне изменило технологию производства и позволило делать не только изделия быта, но и использовать глину в оформлении жилья. Изделия из глины, подвергнувшиеся обжигу под действием высоких температур, стали носить название керамики. В настоящее время этот термин используется применительно ко всем глиняным предметам. С наступлением этого периода глиняные вещи стали не просто красивыми, но и практичными.

Гончарное искусство в современном мире. Гончарный круг.  Период, когда люди научились делать изделия из глины, находится в далеком прошлом. С тех пор процесс производства значительно изменился, поэтому и изделия из глины стали намного сложнее и многограннее. Если на заре гончарного дела в основном производились емкости для приема пищи и хранения сыпучих веществ, то в настоящее время с помощью гончарного круга, нанесения глазури и обжига изготавливаются не только предметы для быта. Теперь доступно производство строительных материалов, декоративных элементов, украшений и так далее. Современное гончарное производство делится на несколько классов: кирпичей для строительства; глиняной посуды и грубых предметов быта; фаянсовых изделий и фарфора для домашнего пользования

Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы

Программное содержание.
Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.

Познакомить с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской.

Материал. Емкости с землей, песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доски для лепки, кирпич, электропатрон. Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами, конфетница, фарфоровые статуэтки (Мишка олимпийский, Аленушка). Видеофильм «Как делают кирпичи».

Ход занятия

Педагог. Послушайте загадку (загадывает загадку о камне - см. первое занятие'). Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? Правильно, они бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве разных зданий, другие для их украшения - это мрамор, гранит. Попробуйте отгадать еще одну загадку.

Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята,
Кто я такая?
(В. Мирясова)

Педагог. Верно, это глина. Какие виды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у меня на столе? (Песок, землю, камни, глину?) Как называется почва, в которой много песка? Камней? Глины? Покажите, где находится глина? Л сейчас сядьте за столы. На них стоят подносы с глиной. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.

Дети. Два кусочка глины.

Педагог. Какого цвета глина?

Дети. Она коричневая.

Педагог. А бывает глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой. Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда (показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету. Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.

Педагог. Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?

Дети. Глина мягкая, меняет форму.

Педагог. Да, мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить. А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Педагог. Да, глина - плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать?

Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Педагог. Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.

Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

Педагог. Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?

Дети. В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Педагог. Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. А сейчас под музыку попробуйте изобразить глину, песок, камень. Молодцы! Давайте опять сядем за столы. Как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки. Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податливой, из нее лепят игрушки, которые затем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее - в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.

Педагог. Из глины также делали посуду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки... Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная — белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).

Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

1 -я экспозиция — глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия!

Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.

Какие игрушки собраны в этой экспозиции? (Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.

2-я экспозиция - керамические изделия.

Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - молоко не скисает.

3-я экспозиция - фарфоровые статуэтки и глиняные.

Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.

4-я экспозиция - кирпичи.

Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.

Педагог. Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.

Презентация «Посуда из глины. Керамика»

Слайд 2. Для чего нужна посуда? Из чего можно сделать посуду? (Бумажная, деревянная, стеклянная, металлическая, пластиковая, фарфоровая, керамическая.) Как вы думаете, из чего была первая посуда? (из глины)

Слайд 3. Откуда же берется глина?

Глина – природный материал и у нее есть некоторые секреты. Она – мягкая, податливая и пластичная, поэтому из нее легко лепить. Глина добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки или в карьерах. Она является продуктом земной коры, это остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Бывает сухой и мокрой, разного цвета, а также с разными свойствами.

Слайд 4. Служит для различных целей: для изготовления посуды и строительных материалов, в медицине

Слайд 5. Как же люди научились изготавливать посуду из глины?

Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто - то взял в руки глину и заметил, что она мягкая и податливая. Что хочешь делай из неё. И человек вылепил горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались.

Слайд 6. Прошло ещё время, и люди сделали приспособление для изготовления посуды из глины, а затем научились обжигать ее на огне.

Слайд 7. Прошло еще время и люди научились украшать посуду. В такой посуде хранили разные продукты и даже воду, потому что она была крепкой, легкой и не размокала от воды

Слайд 8. Людей, занимавшихся изготовлением посуды из глины стали называть – гончарами. а гончарное искусство – керамикой.

Слайд 9. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кружки, кувшины с длинным узким горлышком для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов.

Слайд 10. Как же придают форму посуде? Давайте рассмотрим схему. Берут кусок глины и помещают в центр гончарного круга. Затем круг начинает вращаться и с помощью рук и различных инструментов, гончар придает разную форму, высоту, рисунок будущему изделию.

Слайд 11. Для изготовления сложных изделий, которые невозможно вылепить на гончарном круге, глину разливают в специальные формы. Через некоторое время, когда глина в форме станет плотной, формы открывают и достают оттуда готовое изделие.

Слайд 12. После этого гончары правят, равняют изделие, устраняя все неровности и недостатки.

Слайд 13. Затем все изделия оставляют на просушивание. После просушивания глина становится твердой. Но даже хорошо просушенные изделия из глины пропускают воду, глина размокает от воды. Такую посуду невозможно использовать. Чтобы керамические изделия стали еще прочней и не пропускали воду, их обжигают в специальных печах при очень высокой температуре.

Слайд 14. Обожженные изделия меняют цвет, становятся прочней и не пропускают воду. Чтобы керамические изделия стали красивыми художники расписывают их узорами. Для придания изделиям блеска и еще большей прочности и водонепроницаемости их покрывают специальной глазурью. Расписанные художниками изделия тоже ждут обжига.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЛИНА ПОСУДА ИЗ ГЛИНЫ Воспитатель: Ткачева Анна Викторовна

Слайд 8

Г ончар Керамика

Слайд 15

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство со свойствами глины и песка"

конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием экспериментальной деятельности....

"Знакомство со свойствами глины и песка"

конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности...

Чудесные свойства глины

Хочу познакомить родителей, а также тех, кто ещё никогда не лепил из глины, но, возможно, захочет этим заняться, с чудесными свойствами этого материала и тем благотворным влиянием, которое глина оказы...

Занятие во второй младшей группе «Знакомство со свойствами глины»

Познавательно - исследовательское занятие во второй младшей группе "Знакомство со свойствами глины"...

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа...

Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»

Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»Задачи:-образовательные:  расширять представления детей о свойствах глины, стимулировать использование исследовательских ...

Конспект в подготовительной группе. «Сравнение свойств, глины и песка»

Занятия по экспериментированию с свойствами песка и глины...