"Свойства глины"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Волкова Елена Николаевна

Программное содержание: познакомить детей со свойствами глины, сравнить глину с песком; познакомить с назначением глины в жизни человека (изготовление посуды, игрушек, музыкальных инструментов и т.д.); активизировать словарь детей по теме; развивать познавательный и нтерес, умение самостоятельно делать простые логические выводы; Развивать психические процессы: речь, мышление, воображение, память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_svoystva_gliny.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: познакомить детей со свойствами глины, сравнить глину с песком; познакомить с назначением глины в жизни человека (изготовление посуды, игрушек, музыкальных инструментов и т.д.); активизировать словарь детей по теме; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно делать простые логические выводы; Развивать психические процессы: речь, мышление, воображение, память.

Материал: чашка с глиной для каждого ребенка, чашка с песком для каждого ребенка, чашка с почвой для каждого ребенка, 2 палочки, чашка с водой, 2 воронки, 2 стакана, лупа; изделия и игрушки из глины, пригласительные билеты, иллюстрации живой и неживой природы; касса; глина для лепки каждому ребенку.

Ход НОД:

Дети играют. Воспитатель сообщает детям, что открывается экскурсионное бюро. Билеты можно купить в кассе. Один билет – 1 картинка с изображением живой природы и 1 картинка с изображением неживой природы. Дети отбирают картинки – карточки, подходят к кассе, рассказывают, что нарисовано на картинке, получают билет.

Приходит экскурсовод, здоровается и приглашает всех на экскурсию. Напоминает правила поведения во время экскурсии. Уточняет, у всех ли есть билет.

Дети отвечают, что  - да.

Экскурсовод проверяет билеты и приглашает всех на экскурсию.

Экскурсовод: мы пришли все на выставку разных и очень  интересных изделий.

(Показывает стол с расставленными на нем изделиями из глины). Что мы здесь видим?

(Дети перечисляют, уточняя количество предметов и их размер, а так же предназначение)

Экскурсовод уточняет у детей из чего сделаны все эти предметы?

Дети отвечают: Из глины

Экскурсовод уточняет у детей, Что такое глина? А хотите узнать? (Хотим)

Тогда я приглашаю вас в другой зал, который называется лабораторией. Здесь мы с вами узнаем, что же такое глина, какая она.

Дети подходят к столам, где расположены в баночках песок, глина, почва, стакан с водой, палочки, воронки. Экскурсовод указывает на почву и уточняет у детей, что это?

Дети: Земля

Экскурсовод: Для чего она нужна?

Дети: Для роста растений, из почвы растения берут питательные вещества и воду, т.д.

Экскурсовод: Какая она?

Дети: Черная, темная, рыхлая, пушистая

Экскурсовод: А это что? (указывает на песок)

Дети: песок

Экскурсовод: Какой он?

Дети: Желтый, рассыпчатый, рыхлый, состоит из крупинок

Экскурсовод предлагает детям рассмотреть песок через лупу.

Дети наблюдают и описывают крупинки (круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга.)

Экскурсовод: а теперь поиграем. Превращаю всех в «песчаные крупинки». Ветер подул – и крупинки разлетаются в разные стороны.

Экскурсовод: Можно ли лепить из такого  песка?

Дети: нет

Экскурсовод: а из какого можно?

Дети: из сырого

Далее экскурсовод предлагает взять «пирожок», заранее слепленный из песка и высохший.

Экскурсовод: можно делать посуду из песка?

Дети: нет

Экскурсовод: А почему?

Дети: она вся рассыплется

Экскурсовод показывает на глину и уточняет у детей что это

Дети: Глина

Экскурсовод: Какая она?

Дети: (трогают ее и отвечают)мягкая, маслянистая, пластичная, гибкая, похожа на пластилин, не имеет запаха.

Экскурсовод: а глина живая?

Дети: нет, потому что она не дышит, не ест, не растет и т.д.

Дети рассматриваю глину через лупу и описывают ее.

Экскурсовод: Крупинки глины очень маленькие, их даже не видно через лупу. Крупинки прижались друг к другу крепко-крепко, и поэтому мы их не видим. Нам кажется, что это единый кусок. Предлагаю поиграть: я сейчас вас превращу в маленьких – маленьких крупинок глины. Они очень малы и бояться затеряться, поэтому взялись крепко за руки, прижались друг к другу плечиками. Их не разорвать. Ветерок подул, а крупинки крепко держатся и не разлетелись, как песчинки.

Теперь пробуем взять колбаску, заранее слепленную из глины. Она крепкая, не разломилась, не рассыпалась. Предлагает детям посадить «деревце» (палочку) в песок и длину. Уточняет у детей куда легче посадить «деревце»? Почему?

Дети: в песке крупинки не держаться друг за друга, палочка входит легко, но не держится, наклоняется и падает.

Экскурсовод: а как вы думаете, пропускает глина воду или нет?

Экскурсовод наливает в две воронки воду (в одной воронке – песок, в другой - глина). Дети наблюдают. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.

Экскурсовод делает вывод: значит, глина не пропускает воду. Вот это свойство и использует человек. А как он использует глину?

Дети: из глины человек делает посуду, игрушки, дети делают свои предположения.

Экскурсовод: Вот, оказывается, какая интересная, необычная глина! Мне захотелось стать глинняных дел мастером и научиться что – нибудь лепить из глины. (Дети, тоже хотят превратиться в мастеров). Отправляемся в мастерскую. Дети выполняют лепку, под спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство со свойствами глины и песка"

конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием экспериментальной деятельности....

"Знакомство со свойствами глины и песка"

конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности...

Чудесные свойства глины

Хочу познакомить родителей, а также тех, кто ещё никогда не лепил из глины, но, возможно, захочет этим заняться, с чудесными свойствами этого материала и тем благотворным влиянием, которое глина оказы...

Занятие во второй младшей группе «Знакомство со свойствами глины»

Познавательно - исследовательское занятие во второй младшей группе "Знакомство со свойствами глины"...

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа...

Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»

Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»Задачи:-образовательные:  расширять представления детей о свойствах глины, стимулировать использование исследовательских ...

"Свойства глины"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Свойства глины"...