Конспекты НООД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Манаева Надежда Владимировна

"Ознакомление со свойствами дерева и металла" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nood_oznakomlenie_so_svoystvami_dereva_i_metalla.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

Дата проведения  ФИО педагога

Возрастная группа детей: старшая

Тема непосредственно образовательной деятельности: Ознакомление со свойствами дерева и металла.

Цель: познакомить детей с материалами: дерево и металл; формировать умение определять эти материалы.

Психолого-педагогические задачи:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов,с их свойствами на основе сравнения (тверже, тяжелее, звонче, холоднее) ;  упражнять в подборе существительных к прилагательному(деревянный-стул, стол, дом и т.д.);развивать познавательный интерес, логическое мышление, тактильную память, знакомить с предметами ближайшего окружения , с материалами: дерево и металл и их свойствами.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Вид детской деятельности:познавательно-исследовательский.

Форма работы с детьми:фронтальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный( разъяснения, указания, сравнение), практический, наблюдение, экспериментирование.

Предварительная работа:рассматривание предметов из различного материала(дерево, металл),предметные картинки: посуда, мебель, профессии.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная

Цель: создать условия дляознакомления детей с материалами: дерево и металл; с их свойствами на основе сравнения (тверже, тяжелее, звонче, холоднее) ; формировать умение определять эти материалы

Создание образовательной ситуации

-Ребята давайте поиграем!

-Назовите  по очереди предметы, которые могут быть деревянными.

-Молодцы, а теперь назовите предметы, которые могут быть металлическими.

-Да.

-Стол, стул, дом, шкаф, ложка, миска.

-Машинка,стул, ведро, лопата.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

-Ребята к нам в гости пришли Буратино и Робот, они спорят, какой материал лучше дерево или металл. Давайте поможем им разобраться.

-Да!

-Поможем!

2 часть – основная

Цель: познакомить детей с материалами: дерево и металл; с их свойствами на основе сравнения (тверже, тяжелее, звонче, холоднее) ; формировать умение определять эти материалы

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Сейчас мы с вами будем рассматривать предметы, и определять из какого они материала, и чем  эти материалы хороши. Согласны?

-Да!

-Согласны.

-Будем.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Посмотрите на столе лежат различные предметы, назовите их.

-Правильно, молодцы, но хотя предметы все разные все же у некоторых есть что-то общее, похожее, как вы думаете, что это.

-А давайте, мы с вами разделим эти предметы на две группы, так что бы в каждой группе были предметы чем-то похожие друг на друга. На какие группы мы их разделим?

-Правильно, только предметы из дерева называют-деревянные. Повторите хором.

-А предметы из металла –металлические. Повторите хором.

-На металлический поднос, мы какие предметы поставим?

-Почему?

-А что осталось на столе?

-Почему они остались на столе? Из какого они материала?

Значит они какие?

-Возьмите в одну руку кубик. Из чего он сделан?

-Кубик какой?

-В другую руку возьмите шарик. Из чего он сделан?

-Шарик какой?

-Зажмите в кулаке предметы. Какой предмет холоднее - деревянный или металлический?

-Значит, мы можем сказать, что металл материал -холодный, а дерево..?

-Если вам предложат сесть на стул, какой стул вы выберете деревянный или металлический.

-Почему?

-А теперь возьмите металлическую пластинку и попробуйте провести черточку на деревянном кубике. Получилось?

-А теперь возьмите кубик и попробуйте провести черту на металлической пластине. Получилось?

-А как вы думаете, почему не получилось?

-А не получилось у кубика, потому что металл-материал твердый, он тверже дерева, поэтому на нем деревянным предметом черточку не проведешь, а дерево мягче металла, поэтому металлической пластинкой черточку сделать легко. Давайте повторим металл материал какой….?

-Как мы это узнали?

-Металл – тверже, а дерево (хором)…?

-Если вам нужно сделать нож, из какого материала вы его сделаете и почему?

-А какие предметы можно сделать из дерева? Назовите по одному.

-Посмотрите у меня две банки с водой. Опустим в одну банку деревянную палочку, а в другую баночку металлический шарик. Что случилось с  шариком?

-Почему?

-Что случилось с  палочкой?

-Почему шарик утонул, а палочка нет?

-Значит металл материал  тяжелый, а дерево ….?

-Как вы поняли, что дерево материал легкий?

-Если вы захотите сделать лодочку, из какого материала вы её сделаете?

-Почему?

-Молодцы, правильно. Посмотрите по дороге в садик, я нашла на дороге ржавый гвоздик, кто знает,  почему он заржавел?

- Верно, металл ржавеет от воды, а что случится с деревянным предметом, если его оставить в воде.(показать гнилую ветку)

-Что делает человек, чтобы защитить металлические и деревянные предметы от порчи.

-Возьмите спичку, какая она?

- Я подожгу спичку, что с ней происходит? А теперь подожжем металлический прутик, что с ним происходит. Значит деревянные предметы горят, а металлические…  .

-Теперь попробуйте сломать свои спички, получилось? Тоже сделайте с металлическим прутиком, получилось?

-Почему?

-Верно, потому что металл прочный материал, а дерево хрупкий. Как мы узнали, что дерево хрупкое.

-У нас есть две горки одна металлическая, другая….. .

-Опустим на горки по платочку, с какой горки платочек съехал быстрее.

-Металлическая- гладкая, а деревянная шероховатая, как мы с вами можем это проверить?

-А теперь капнем по капельке воды на обе горки. Посмотрите, по гладкой,  металлической капелька, что сделала? Как еще можно сказать по другому о том , что сделала капелька.

- А на деревянной ?

- А теперь послушаем, какой из материалов звонче «поет». Как нам это проверить?

- Правильно, ударим деревянной палочкой о кубик, какой звук получился?

-А теперь ударим металлической пластинкой о шарик, какой звук.

-Значит,деревянные предметы звучат глуше, а металлические.. ?  

-Ребята, а вы знаете предмет, который может найти металлический предмет даже на небольшом расстоянии и выбрать его.

- Посмотрите, у меня две пластинки одинаковые по цвету и размеру, только одна деревянная, а другая металлическая, и есть вот этот  «волшебный» предмет, вы все его знаете, попробуйте с помощью его найти металлическую пластинку.(Водят магнитом возле пластин)

-Как ты определил, что она металлическая.

-Правильно, она притянулась к твоему предмету и прилипла. Кто догадался, что это за предмет, который притягивает металлические предметы.

-Верно магнит притягивает или примагничивает металл , а дерево ?

-А как еще можно проверить металлическая пластинка или нет. Поэтому сторона нашего мольберта, на которой висят магниты, какая?

-А на которой рисуем мелом?

-Кубик, шарик, пластинка,

палочка, матрешка, ложка.

-Цвет.

-Из дерева.

-Железные.

-Деревянные.

-Металлические.

-Шарик, пластинку, ложку.

-Они тоже металлические.

-Кубик, матрешка, палочка.

-Из дерева.

-Деревянные.

-Из дерева.

-Деревянный.

-Из металла.

-Металлический.

-Металлический.

-Теплый.

-Деревянный.

-Он теплее, чем металлический.

-Да, получилось.

- Нет.

-Кубик не смог.

-Твердый.

-Хотели оставить на нем черточку, кубиком, не получилось.

-Мягче.

-Из металла, он тверже.

-матрешку, кубик, ложку, стул, пирамидку, куклу.

-Утонул.

-Он тяжелый.

-Она плавает.

-Она легкая.

-Легкий.

-Палочка не утонула, а шарик утонул.

-Из дерева.

-Потому что будет легкая, не утонет.

-Заржавел из-за воды.

-Сгниет.

-Красит.

-Деревянная.

-Горит.

-Ничего.

-Нет.

-Да.

-Нет.

-Не ломается.

-Сломали спичку.

-Деревянная.

- С металлической она гладкая.

-Погладить.

-Съехала.

-Скатилась, сбежала.

-Стоит на месте.

-Постучать.

-Глухой.

-Звонкий.

-Звонче.

-Нет.

-Нашел.

-Она прилипла.

-Магнит.

-Нет.

-Металлическая, железная.

-Деревянная.

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

-А теперь, когда вы умеете определять, какие предметы сделаны из металла, а какие из дерева, давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». В мешочке предметы из дерева и металла, вы опускаете руку в мешочек и определяете на ощупь, что это за предмет, из какого он материала, предметы можно гладить, ощупывать, поднимать, надавливать, только не смотреть, играть честно, согласны?

-Саша, какой предмет ты нашел?

-Как ты понял, что он деревянный?

-Маша, какой предмет ты нащупала?

-Как ты поняла это?

-Да.

-Да.

-Деревянный кубик.

-Он теплый, легкий, его можно оцарапать, у него есть острые углы.

-Шарик металлический.

-Он круглой формы, холодный, тяжелый, гладкий.

3 часть - заключительная

Цель:закрепить  знания детей о свойствах материалов: дерево и металл;(тверже, тяжелее, звонче, холоднее и т.д.) ; упражнять в  умение определять эти материалы

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

-Итак, теперь вы сами можете определить, из какого материала тот или иной предмет, если будете помнить свойства материалов.

Скажите , что вам больше всего запомнилось, понравилось из того чем мы занимались.

-Да.

-Примагничивали.

-Зажигали и ломали спички.

-Стукали по дереву, металлу.

-Трогали, что холоднее.

-Делали черточки на кубике.

Плавный вывод  детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность

-А знаете, по –моему, наши гости ,Буратино и Робот помирились, похоже, что они поняли, что и дерево и металл, очень полезные, и нужные материалы, для человека, и из того и из другого человек делает необходимые для него вещи. И у нас в группе их тоже много. Давайте назовем их по очереди.

-Ну, мы помогли нашим гостям и нам пора с ними прощаться. Как вежливые люди прощаются с гостями? Скажем хором.

-Стул.

-Стол.

-Машинки.

-Ложки.

-Матрешки.

-Барабан.

- До свиданья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НООД "Три медведя" в старшей группе (лепка сюжетная)

Образовательная область "Художественное творчество". Лепка сюжетная....

Конспект НООД в подготовительной группе заучивание стиха В. Левина "История с сундуком"

Конспект интегрированной  непосредственно организованнной образовательной деятельности заучивание стиха "История с сундуком" для подготовительной группы. Образовательная область "Чтение художеств...

Конспект НООД по нравственному воспитанию "Что такое дружба"

раскрыть понятие о нстоящей дружбе, приобщать к элементарным нормам м правилам взаимоотношений со сверстниками...

конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы

в сценарии представлен материал для старших дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности...

конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы

в сценарии представлен материал для младших  дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности - знакомство со свойствами песка и камня...

Конспект НООД "КРАСНАЯ КНИГА МОРДОВИИ", подготовлен к городскому этапу конкурса "Воспитатель года - 2013"

Непосредственно организованная образовательная деятельность для детей старшей группы по ознакомлению с редкими представителями растительного и животного мира родного края....