Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в страну облаков»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Павлова Тамара Владимировна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема:

«Путешествие в страну облаков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема:

«Путешествие в страну облаков» (средняя группа)

цель: формирование у дошкольников элементарных экологических

представлений о неживой природе через поисково – познавательную

деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с круговоротом воды в природе: дать представления о процессе

образования облаков и дождя с помощью опытов; познакомить с видами облаков

(кучевые, слоистые, перистые).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к явлениям природы; воображение; вызвать

желание фантазировать.

-закрепить умение отвечать на вопросы; поддерживать и развивать активную позицию

ребенка в диалоге.

Воспитательные:

-воспитывать экологическую культуру детей

-умение работать в коллективе, договариваться.

Предварительная работа: наблюдения за небом, облаками на прогулке, рассматривание

иллюстраций в книгах, чтение стихов, загадок; проведение опытов с водой; просмотр

познавательных мультфильмов о свойствах воды.

Словарная работа: водяной пар; испарение; осадки; кучевые, перистые, слоистые облака.

Материалы и оборудование: схема «Круговорот воды в природе»; рамка-определитель

типов облаков; электрочайник с водой, тарелка, кубики льда.

                                           Ход занятия  

Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас в гостях старая знакомая. Угадайте, кто это?

Загадка:    Зонтик буду я держать,

И стараться их считать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Что же падает опять? (капля воды)

Воспитатель : Да, это Капелька.

А  вот еще одна загадка:

«Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе» .(Облако)

Ребята, вы помните, на чем катались герои мультфильма «Трям, здравствуйте!»? (на

облаках). А в настоящей жизни можно покататься на облаках? А потрогать их руками?

А вам бы хотелось?

Воспитатель: На самом деле, облако мы не можем потрогать, но понять, как оно

образуется, мы можем опытным путем.

Перед проведением опыта - инструктаж по технике безопасности.

Воспитатель: Вскипятим воду в чайнике. Из носика чайника что идет? (пар).

Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду. Оказывается, что при

нагревании вода из жидкости превращается в газ – водяной пар. Этот процесс

называется испарением.

Куда пар устремляется? (вверх).

Возьмем тарелочку и поместим в нее кусочки льда. Потрогайте дно тарелки, какое оно?

(холодное). Поставим на пути горячего пара преграду в виде тарелочки со льдом. Что вы

видите? (капельки воды). Откуда они взялись? (горячий пар достиг дна холодной тарелки

и превратился в капли воды).

Делаем вывод: пар состоит из множества мельчайших капелек воды. Пар охлаждаясь,

превращается в жидкие капли воды.

Так и в природе происходит: нагреваясь на солнце, вода с поверхности  рек, озер, морей

испаряется. Все живые существа (люди, животные) тоже выдыхают в воздух водяной пар.

Влага испаряется также с листьев растений. Водяной пар поднимается вверх и постепенно

остывает, потому что воздух наверху холоднее, чем у поверхности земли. Остывший

водяной пар превращается в капельки воды, из которых образуются облака. Мелкие

капельки постепенно соединяются друг с другом и становятся все крупнее. Когда капли

оказываются слишком тяжелыми, вода проливается на землю дождем и стекает в реки,

озера, моря. И этот процесс непрерывен. Называется он «Круговорот воды в природе».

Вывод: Облака — это капельки воды, которые при нагревании солнечными лучами

превратились в пар и поднялись вверх.

Подвижная игра «Облака и ветер»

Выбирается «ветер», остальные дети — «облака».

На слова ведущего «Ветер спит в своей постельке и не слышит ничего. Облака гуляют

мирно, в небе чисто и светло». «Ветер» сидит на стульчике, закрыв глаза, а «облака»

передвигаются легким бегом на носочках. На слова «Облака попарно сбились и в кого-то

превратились», «облака» соединяются в пары и изображают какой-то образ. На слова

«Ветер выспался, проснулся, для разминки потянулся. Посмотрел на облака, удивился он

слегка», «ветер» гуляет между скульптурными образами, рассматривает их, пытается

угадать, кого изобразили дети; дети называют свой образ. После слов «Ветер силу

набирает, облака все разгоняет. Направленье посмотри и от ветра убеги», «облака»

должны посмотреть на «ветер», который флажком или султанчиком указывает

направление, в эту сторону они убегают, а «ветер» их салит. Направления меняются.

Давайте подойдём к окну и посмотрим на небо, есть ли сегодня облака?

Вопросы:

-Какие они? какого цвета? Какие по размеру? (ответы детей).

-Стоят на месте или подвижные?

-На кого они похожи? 

-Можно найти два одинаковых облака? (нет, они постоянно меняют свою форму)

Воспитатель: Все облака разные. Их внешний вид зависит от того, как быстро они

образуются, и сколько  в них содержится воды.

Показ картинки кучевых облаков

Эти облака называются кучевыми. Что они вам напоминают? (белую  вату, взбитую пену).

Они образуются высоко в небе при теплой солнечной погоде.

Показ картинки слоистых облаков

Это слоистые облака. Как они выглядят?  (слоями). Они образуют низкие плотные слои и

затеняют солнечный свет.

Показ картинки перистых облаков

А это перистые облака, образуются высоко в небе. Почему их так назвали, как вы

думаете?  (они напоминают перышки). 

Итог: Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего и что запомнилось? Вы

хотели бы продолжить наблюдение за облаками? Я предлагаю вам это сделать на

прогулке. Для этого нам понадобятся вот эти «ловцы облаков» (показ экрана для

определения облаков и краткое объяснение как им пользоваться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема "Путешествие в прошлое жилище"

Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище. Пополнить знания детей о конструкциях домов; продолжать зна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие по Золотому Кольцу России»

Форма организации занятия: занятие  - путешествие.Задачи:  Образовательные:Познакомить с городами, образующими Золотое кольцо России;Систематизировать и расширить знания по теме;Учить д...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Животные жарких стран»

Мероприятие спланировано в форме путешествия в ходе которого ребята выполняя задания решают не только познавательные, но и нравственно- этические задачи. Данная форма планирования занятия может быть и...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром. Тема„ Путешествие в Китай"

Конспект занятия по совместной деятельности воспитателя с детьми „Путешествие в Китай"...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в страну «Дорожных знаков»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка»155252, Ивановская область, г.Родники, мкр.60 лет Октября, 11Тел.: 8(4...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Животные жарких стран»

Цель: Закрепление и расширение представлений о животных жарких стран и их особенностях.Задачи:1. Уточнить и расширить кругозор детей о жизни животных жарких стран;2. Познакомить детей с...