Исследовательская работа "Почему в море соленая вода?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Якушева Ольга Аркадьевна

Теоритическая значимость исследовательской работы в том, что в ней дошкольник 5 лет делает попытку понять, почему в море соленая вода. Опытным путем определяет свойства соли. Обращает внимание на интересные факты о соли, которые имеют практическую значимость в повседневной жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_v_more_solenaya_voda.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Почему в море соленая вода?» (слайд №1)

     Мы летом всей семьей полетели на море. Море до этого я никогда не видел. В первый день, когда мы пришли на море, я удивился, какое оно большое, не видно другого берега. А на берег накатывают волны, и поначалу было страшно заходить в воду. Но потом я вспомнил, как купался в реке Алдан. Папа учил меня плавать,  и мне показалось, что вода меня держит на плаву, совсем не так как в  реке. Когда купаясь, я случайно попробовал воду, то удивился, что вода оказалась соленая на вкус. Я спросил у папы, почему в реке вода обычная, а в море соленая.

Объект исследования: (слайд «2) Соленая и пресная вода.

Гипотезы:

1. Если в воду добавить соли, то она будет лучше выталкивать предметы.

2. Из раствора можно получить соль и пресную воду.

Цель исследования: Выяснить, как соль изменяет свойства воды.

(слайд №3) Ход исследования:

     Когда мы вернулись в дом, в котором проживали. Папа решил объяснить мне, почему в море соленая вода. Он взял сырое яйцо и стеклянный стакан с водой, соль и весы. На сыром яйце сделали отметку маркером для удобства пользования и положили его в стакан с 0,5 литра воды. Яйцо осталось на дне. Отдельно растворили в горячей воде соль. Добавляли до тех пор, пока соль перестала растворяться. У нас получился насыщенный раствор. Оказалось, что в литре воды растворилось 350 грамм соли. После того, как раствор остыл, положили яйцо в насыщенный раствор, и оказалось, что оно всплывает.

 (слайд №4) В стакан с плавающим яйцом в соленом растворе добавили пресной воды: яйцо постепенно стало тонуть. Стали подливать соленую воду – яйцо стало всплывать. Так я узнал, что соленая морская вода выталкивает предметы и в ней легче научится плавать.

(слайд №5) Когда в следующий раз мы пришли на море, мы забыли взять с собой воды, а день был жаркий,  и мне захотелось пить. Я подумал, где люди, которые живут у моря,  берут пресную воду  для питья  и спросил об этом у папы. Он объяснил, что из соленой воды можно получить соль и пресную воду.

(слайд №6) Папа решил показать,  как это происходит. Он взял кастрюлю, налил раствор соли в нее, закрыл прозрачной крышкой и поставил на плиту. Вода закипела, на стеклянной крышке кастрюли стали собираться капельки воды. Значит, вода стала превращаться в пар. Я попробовал эту воду на вкус и убедился, что она пресная. Теперь я знаю, как можно получить пресную воду из соленой.

(слайд №7) Через некоторое время вся вода выкипела, а соль осталась на дне. Я пришел к выводу: при испарении из моря или озера испаряется только вода, а соль остается в водоёме. С помощью этого исследования я теперь знаю, почему вода в некоторых морях и озерах такая соленая.

(слайд №8) В местах с сухим и жарким климатом озера быстро теряют воду от испарения. Большое количество воды, поступившее в озеро из рек и подземных источников, испаряется, а минеральные соли остаются в нем. Со временем эти озера становятся солеными, содержание соли в них все время увеличивается.

(слайд №9) Я спросил у мамы, а можно ли получить соль из раствора без испарения воды, мама сказала, что если чего-то не знаешь, то можно об этом прочитать в энциклопедиях или посмотреть в интернете. И мы нашли еще интересный опыт, который решили провести мы со своим братом Колей.

(слайд №10) В насыщенный раствор соли опустили шерстяную нить. Через сутки на ней стали образовываться кристаллы соли. Частично соль кристаллизовалась на стенках стакана. (слайд №11) В конце исследования соли образовалось довольно много. Я пришел  к выводу, что соль в водоёмах может отлагаться сама.

Мне стало интересно:  какое же море на Земле самое соленое? Для этого пришлось просмотреть нам с папой много книг. В книге И.В. Травиной «География в вопросах и ответах», К.Лазье «Тайны природы». Оказалось, самое соленое море на Земле – Красное, в его воде содержится 4% соли.

(слайд №12)Но самые соленые водоемы на Земле – это озёра. Самое известное из них такое большое, что называется морем – это Мертвое море на территории Палестины. Его площадь 1050 кв. км, длина 76 км, максимальная ширина 17 км, глубина 350-400 м. побережье Мертвого моря находится на 400 м ниже уровня Мирового океана, это самая низкая точка Земного шара. Солёность моря 27%, почти в 10 раз больше, чем в океане. Если рыба из впадающей в озеро реки Иордан случайно заплывет в этот «бассейн с рассолом», она погибнет через минуту! Вода и грязи Мертвого моря обладают лечебными свойствами, рядом располагаются сеть отелей и лечебниц. Вода настолько солёная, что в ней невозможно утонуть!

Выводы:

В результате своего исследования я узнал. Что в морской воде легче плавать, потому что она тяжелее пресной. Чем больше в воде соли, тем сильнее она выталкивает помещённые в неё предметы. В очень соленых озёрах даже нельзя утонуть. Некоторые озёра очень солёные, потому что испаряется только вода, а  соль  остаётся в водоёме. Узнал много нового и интересного о морях и солёных озёрах нашей Земли. Проводя определённые опыты, я научился получать из раствора соль и пресную воду. С результатами своей работы познакомил своих ребят с группы детского сада (слайд №13), они заинтересовались этим вопросом. Мне очень понравилось проводить опыты и эксперименты. В будущем планирую продолжить исследовательскую работу.  (Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почему вода в море соленая».

Oсознанное, бережное отношение к соли, как к важному природному ресурсу....

Конспект Познавательно – исследовательской деятельности «Яйцо в соленой воде»

Описание: занятие  ориентировано  для   детей   средней группы,  включает  элементы развития речи. Тема:   «Яйцо в соленой воде»...

Конспект занятия "Почему вода в море соленая"

Конспект занятия "Почему вода в море соленая"...

Детский проект "Почему море соленое"

laquo;Почему в море вода солёная», исследование народных сказокВ тех сказках, что мы прочитали дома говорится о том, что кто-то уронил предмет с солью и этот предмет вырабатывает соль на дне мо...

Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной группе на тему «Почему море соленое»

Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительнойгруппе на тему «Почему море соленое» Цель:. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомер...

Презентация к детскому исследовательскому проекту "Почему вода в море соленая и свойства соли"

Презентация к детскому исследовательскому проекту "Почему вода в море солёная и свойства соли"...