Конспект познавательного занятия в старшей группе «Байкал - священный дар природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Боровик Яна Игоревна

Цель: создать условия для формирования представлений об уникальном озере Сибири – Байкалу в познавательной деятельности.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с Красной книгой России, для чего она была создана.

Расширять представление детей о природе и богатстве родного края.

Привлечь внимание к неповторимой красоте Байкала, к разнообразию его животного и растительного мира.

Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные от существительного, согласовывают существительные с числительными.

Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой Прибайкалья. 

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Воспитывать умение выслушивать своих товарищей, делиться своими впечатлениями по поводу новой информации, оценивать свое участие в занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal_-_svyashchennyy_dar_prirody._borovik.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в старшей группе

«Байкал - священный дар природы»

Разработан воспитателем -  Боровик Яной Игоревной

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Культурно-смысловой контекст: для использования в уголке природы и уголке творчества, патриотическом уголке (Байкаловедение).

Цель: создать условия для формирования представлений об уникальном озере Сибири – Байкалу в познавательной деятельности.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с Красной книгой России, для чего она была создана.

Расширять представление детей о природе и богатстве родного края.

Привлечь внимание к неповторимой красоте Байкала, к разнообразию его животного и растительного мира.

Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные от существительного, согласовывают существительные с числительными.

Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой Прибайкалья.  

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Воспитывать умение выслушивать своих товарищей, делиться своими впечатлениями по поводу новой информации, оценивать свое участие в занятии.

Образовательные области:

Приоритетная – познавательное развитие.

В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук; карта Иркутской области, макет озеро Байкал, коллаж – птицы, картинки – рыбы, нерпа, раскраски – животные Байкала, загадки, стихи, сосновые и кедровые шишки.

Предварительная работа: чтение стихов о Байкале, рассматривание слайдов, фотографий, изготовление макета озеро Байкал, рассматривание слайд-шоу рыбы Байкала (осетр, окунь, омуль, таймень, налим, сиг, щука, голомянка, ленок, хариус, сорога, лещ). Беседа о птицах – зимующие, перелетные. Рассматривание карты Иркутской области.

Структура занятия

Методы и приёмы

Продол-жительность части

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Вводная часть.

Организация детей.

Установка на предстоящую деятельность.

Словесный метод: прослушивание стихотворения.

3 мин

Чтение стихотворения:

Но эти царственные воды, но горы в сизой полумгле-

Байкал – священный дар природы, да будет вечен на земле.

А. Твардовский

Слушают стихотворение А. Твардовского Желают взаимодействовать со сверстниками и взрослым.

Основная часть.

Поисковый метод: создание проблемной ситуации.

20 мин

Как вы думаете, как можно использовать эту красоту?

Воспитатель: Красоту эту надо использовать для отдыха, путешествий, для духовного обогащения.

 Кто из вас отдыхал на Байкале?

Скажите, нужно ли охранять Байкал? Почему?

Проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности, познавательную активность, отвечают на вопросы.

Дети рассказывают о своей поездке и о своём отдыхе на озере Байкал

Наглядный метод: рассматривание карты Иркутской области.

Наглядный метод:

рассматривание макета «Байкал»

Воспитатель предлагает рассмотреть карту Иркутской области и найти на карте озеро Байкал.

Воспитатель рассказывает, что озеру Байкал 25 миллионов лет. Он древнее всех озер на Земле. Поэтому его называют «стариком». Есть у него и дочь – красавица Ангара, предлагает рассмотреть макет «Байкал».

Читает стихотворение:

Над тобой горят зори алые, Ангара – река – дочь Байкалова.

Ангара – река – воды чистые, острова на ней все лесистые,

Острова на ней все в смородине, нет прекраснее моей Родины.

Рассматривают карту Иркутской области, находят на карте озеро Байкал и рассматривают макет Байкала.

Словесный метод: рассказ о нерпе

-А вы знаете, какое животное живет в озере Байкал?

Правильно, одним из загадочных обитателей озера является нерпа.

- Одним из загадочных обитателей озера является нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Поэтому новорожденных нерпят называют бельками.

- Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подросший нерпенок питается рыбами (голомянкой, байкальским бычком, он учится плавать, нырять, ловить рыбу. У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия. Добыча нерпы строго ограничена.

-Почему нерп в Байкале осталось мало?

Нужно ли охранять нерпу?

Проявляют интерес и любознательность.

Внимательно слушают рассказ воспитателя о нерпе, получают новые знания и отвечают на вопросы.

Понимают, что нерпы и все животные нуждаются в охране.

Игровой метод: игра «Назови рыбу и опиши!»

Воспитатель предлагает детям, посмотреть на картинки, которые лежат перед ними, предлагает поиграть в игру и вспомнить название рыб, обитающих, в Байкале и попробовать описать их, тот кто расскажет, нужно положить рыбу на озеро Байкал (макет).

-Если засорять воды Байкала, что будет с рыбами?

Активно включаются в игру, опираются на раннее полученные знания, составляют описательный рассказ и размещают рыб на макет Байкала.

Динамическая пауза.

Покажите, какие высокие деревья растут в тайге (дети тянутся вверх). Подул сильный ветер – закачались даже деревья – исполины (плавные наклоны в стороны). А молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле (наклоны вперед с касанием руками пола).

Выполняют движения согласно тексту.

Активно выполняют упражнения физкультминутки.

Игровой метод: дидактическая игра «Угадай чья шишка?»

Воспитатель предлагает вспомнить, какие деревья растут в тайге.

Воспитатель показывает сосновую и кедровую шишку. Что это?  (Шишки.) Где они выросли?  (Одна – на кедре, другая – на сосне). Какая из них выросла на кедре? Как ее назовем? (кедровая). А та которая выросла на сосне? (сосновая). Что находится в шишке?  (семена). Что из них может вырасти?

Чтение стихотворения:

Будто бы с берега в речку мальчишки, прыгают с веток сосновые шишки.  В теплую землю они попадают, ранней весною они прорастут. Шишки сосновые не пропадают – новые сосны из них вырастают.

Что будет если не охранять леса?

Если погибнет лес, что произойдёт?

Проявляют инициативу, опираясь на

свой опыт.

Знают названия деревьев.

Понимают значимость природы для человека

Игровой метод: игра «Сосчитай птиц»

Что это за звук? Кто так кричит? Это чайка.

Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала? Давайте посмотрим.

Работа с коллажем на магнитной доске.

- Каких птиц вы здесь видите?

- Посчитайте, сколько здесь уток?

- А цапель?

- Сколько орлов?

- Кого больше: орлов или цапель? цапель или уток? уток или орлов?

- Так каких же птиц больше всего?

Нужно ли охранять птиц? Почему?

Что может произойти если погибнут звери, птицы, рыбы, растения?

Воспитатель подводит детей к пониманию, что все в природе взаимосвязано.

Согласовывают существительные с числительными.

Осознают и понимают, что все в природе взаимосвязано.

Практический метод: создание «Красной книги Байкала»

Воспитатель даёт новые знания о «Красной книге», для чего её создали и предлагает детям создать свою «Красную книгу» животных Байкала, выбрать раскраски, раскрасить их и поместить в папку, с заранее заготовленной обложкой.

Внимательно слушают воспитателя. Активно включаются в создание Красной книги.

Заключительная часть.

Подведение итогов деятельности.

2 мин

Воспитатель спрашивает детей

-Почему природу вокруг Байкала нужно охранять?

-Что люди придумали, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды растений, животных, рыб и птиц?

 Зачем мы сделали «Красную книгу»?

 В какой уголок группы мы можем ее поместить?

Делают обобщения и выводы, правильно формулируют ответы.

Анализируют свою деятельность.

Испытывают удовлетворение от положительного результата  в совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Юные знатоки природы»

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Юные знатоки природы»...

Конспект познавательного занятия в старшей группе. Тема: Формировать у детей первичные представления об особенностях природы планеты Земля.

* Формировать представления детей о климатических условиях Арктики, пустыни, средней полосы России. *Обогащать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, развивать спос...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»...