Интегрированное занятие "Секреты природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Седых Татьяна Павловна

Дети познакомяться  с лесными ягодами, почему их в народе называют. Узнают какую пользу организму приносят эти ягоды. Самостоятельно приготовят морс и испекут вкусные пирожные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод "Секреты природы"84.98 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Секреты природы»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о ягодах родного края.

Задачи:

Образовательные:

  •  закреплять знания об  особенностях внешнего вида лесных ягод и местах их произрастания;
  • дать  представления о ягодах как источнике витамин для человека и их использовании в пищу;
  • уточнять знания об орудиях труда повара.

Развивающие:

  • продолжать учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
  • развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

ВИД НОД: интегрированная

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарная трудовая деятельность.

Средства реализации:

  • корзинка, мяч; иллюстрации с ягодами: брусника, клюква, черника, голубика; вазочки с ягодами: брусника, клюква, черника;
  • карточки с изображением: стакан с напитком, пирожное;
  • клеёнка для стола, фартуки на каждого ребёнка, толкушка – 2 шт., ёмкость для ягод – 2 шт., сахар, графин с охлажденным сиропом, слоеное тесто, крахмал, формочки силиконовые;
  • одноразовая посуда: стаканы, ложечки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, чтение рассказа «Ягодная сказка», Ирис Ревю «Лесные ягоды», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»; заучивание стихотворения «Морошка».

Ход НОД:

  1. Вводная часть (мотивационно-побудительный этап)

Здравствуй, правая рука,                                  показывают правую руку

Здравствуй, левая рука,                                    показывают левую руку

Здравствуй, друг,                                              смотрят на друга справа

Здравствуй, друг,                                              смотрят на друга слева

Здравствуй, наш весёлый круг!                      берутся за руки.

Воспитатель:

-Ребята, какое время года  сейчас?  (осень)

- Как вы догадались, что осень? (дети называют признаки осени)

Воспитатель: Посмотрите.

- Что это у нас стоит? (корзина)

- Как вы думаете, откуда она?

- Что собирают в корзину? (ягоды, грибы)

- А нам она для чего? (дети рассуждают)

  1. Организационно – поисковый

Воспитатель: 

- Где растут ягоды? (в лесу)

- Какие значит они? (лесные)

- Какие вы знаете лесные ягоды красного цвета, а черного или темно-синего цвета?

- Какие ягоды растут в лесу (на болоте)?

- На чем они растут? 

Воспитатель: Отправимся на поиски очень вкусных, полезных и богатых витаминами продуктов – Ягодами.

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинку…

Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте)

Собираем землянику, (Наклоны вперед)

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

А вокруг полно малины –  (кружатся)

Пройти мимо не смогли мы,

Собираем по кустам… (Повороты влево –вправо)

Здесь отличные места!

Снова мы идем по лесу, (Ходьба на месте)

А вокруг – так интересно!

Отдохнуть пора, дружок,

Давай присядем на пенёк! (Потягивание, руки в стороны).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Много ягод мы собрали. Угадайте, какие? 

После отгадывания загадки выставляются картинки и вазочки с ягодами

  1. Под листом на каждой ветке
    Сидят маленькие детки.
    Тот, кто деток соберет,
    Руки вымажет и рот 
    (черника).

Воспитатель: Расскажите, какая ягода черника.

Воспитатель: Черника растёт на мелком кустарничке. Плоды синевато-чёрные из-за воскового налёта  или просто чёрные. Восковой налёт легко удаляется, и тогда ягода полностью соответствует своему названию. Внутренность ягоды пурпурная. Черника очень полезна для зрения. 

Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется ягода – Черника?

Воспитатель: Черника - название ягоде дал русский народ за то, что она окрашивает рот и зубы в черный цвет, то есть «чернит».

  1. Я красна, я кисла
    На болоте я росла,
    Дозревала под снежком,
    Ну-ка, кто со мной знаком? 
    (клюква).

Воспитатель: Расскажите про клюкву, какая она, где растет?

Воспитатель:  Клюква  «Ягода клюква мхом утирается, мхом и  укрывается». Растёт на болоте, где влажно и растёт мох. Это вечнозеленый кустарник с тоненькими и гибкими побегами. Плоды имеют форму эллипса или шара. Клюква способна сохраняться на кустах под снегом, пережидая долгую зиму, а весной превратиться в полноценный урожай. Народные знахари называют клюкву лесным виноградом, подснежницей, веснянкой, журавлихой, северным лимоном.  Клюкву применяют в борьбе с простудными болезнями (грипп, ОРВИ, ОРЗ). 

Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется ягода – клюква? 

Воспитатель: Клюква - «клюква» означает «кислый шарик», а ещё называют её журавлем-ягодой за схожесть цветоносов с журавлиной шеей.

  1. Вкусных ягод с горчинкой

   Наберу в свою корзинку!

    Словно алая гвоздика

    Лес украсила... (брусника).

Воспитатель:  Брусника – это вечнозеленый кустарник. Растёт в сосновых и смешанных лесах. Не любит  влагу. Плод бордово-красного цвета имеет чуть приплюснутую форму, мякоть плотная. Ягода и сок брусники  снимает головную боль, помогает от кашля  при простуде.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется ягода – брусника?
Воспитатель: Брусника – «Брус» - старинное слово, означает «красный», а ещё бруснику называют «лоза винограда с горы Ида».

  1. Хорошо в лесу ребятам –

      Побывали там вчера.

      Сочных ягод, сизоватых,

      Притащили два ведра!

      Думали, их ждёт черника,

      А попалась ... (голубика).

Воспитатель: Голубика – это  листопадный кустарник. Когда мы её кушаем, то она не красит рот по сравнению с черникой. Ягоды голубики крупнее, чем черника, с сизым налетом, а мякоть зеленоватая. Голубика полезна для памяти и простудных заболеваниях.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется ягода – голубика?

Воспитатель: Голубика – потому что налет на ягодах голубой матовый.

Воспитатель:

- Какую ягоду мы собрали? (чернику, бруснику, клюкву, голубику).

-Что же такое ягода? (Ягода – это небольшой сочный плод кустарника, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах.)

«Ягоды. Какие они?» Т.Шорыгина.

Ягодки, как шарики,

Россыпями бус.

Яркие фонарики,

Сочные на вкус.

Ягодки все разные:

Голубые, красные,

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие.

Соком ягоды полны,

И целебны, и вкусны!

Воспитатель: Кто из зверей любит лакомиться ягодами? (Многие лесные животные употребляют ягоды, иногда в пищу, а иногда поправляют свое здоровье. Лесные ягоды известны своими целебными свойствами, а животные прекрасно в них разбираются. В случае недомогания они находят именно те, которые им нужны в данный момент).

Воспитатель: А кто из вас любит лакомиться ягодами? Давайте мы, сейчас попробуем их.

Воспитатель: Какие ягоды на вкус? (черника сладкая, клюква кислая, брусника сладкая с горчинкой).

Воспитатель: Что можно приготовить из ягод? (компот, варенье, сок, джем, желе)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Из малины – малиновое

Из черники – черничное

Из брусники – брусничное

Из земляники - земляничное

Из клюквы – клюквенное

Из рябины – рябиновое

Из голубики – голубичное

Из смородины - смородиновое

Дидактическая игра «Какой сок?»

Из малины – малиновый

Из черники – черничный

Из брусники – брусничный

Из земляники - земляничный

Из клюквы – клюквенный

Из рябины – рябиновый

Из голубики – голубичный

Из смородины - смородиновый

Воспитатель: Молодцы! Мы собрали много ягод и нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Дружно, весело идём

Возвращаемся домой.

Воспитатель: Посмотрите, что стоит на столе? (посуда). Я предлагаю вам сейчас превратиться в поваров и приготовить  морс из лесных ягод и испечь вкусные пирожные.

Мы разделимся на две команды с помощью карточек, на которых изображены стакан с  напитком  и пирожное.

Воспитатель: Мы будем работать с продуктами.

- Что нужно сделать? (помыть руки с мылом)

Воспитатель: Руки помыли, надеваем фартуки.

Дети делятся на две команды, распределяют между собой обязанности.

1 команда – толчет клюкву , смешивает с сиропом.

2 команда – раскладывает тесто в формочки, кладут бруснику, сахар.

Воспитатель: Молодцы! Пирожное Динара Вахитовна отнесет на кухню, в духовку. После сна мы устроим чаепитие. А сейчас  мы попробуем клюквенный морс.

  1. Рефлексивно – корригирующий

Воспитатель:

- Ребята, где мы сегодня были?

- Какие ягоды растут в нашем лесу?

- Какой секрет таят в себе ягоды? (витамины)

- Что мы приготовили из ягод?

- Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?

- А куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

- Если вам понравилось наше путешествие возьмите солнышко и прикрепите к нашей доске.

- Если не понравилось, возьмите тучку и прикрепите к нашей доске.

Воспитатель: Большое спасибо всем за путешествие.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.png

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Секреты природы»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о ягодах родного края.

Задачи:

Образовательные:

  •  закреплять знания об  особенностях внешнего вида лесных ягод и местах их произрастания;
  • дать  представления о ягодах как источнике витамин для человека и их использовании в пищу;
  • уточнять знания об орудиях труда повара.

Развивающие:

  • продолжать учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
  • развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

ВИД НОД: интегрированная

https://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/9489/16969765.22d/0_8f768_499430c8_orig.png

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Секреты природы»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о ягодах родного края.

Задачи:

Образовательные:

  •  закреплять знания об  особенностях внешнего вида лесных ягод и местах их произрастания;
  • дать  представления о ягодах как источнике витамин для человека и их использовании в пищу;
  • уточнять знания об орудиях труда повара.

Развивающие:

  • продолжать учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
  • развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

ВИД НОД: интегрированная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл интегрированных занятий «Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»

Знакомя детей с сезонными изменениями в природе, можно использовать пейзажную живопись, поэтическую лирику и усилить художественный образ того или иного явления «музыкальными красками». Чтобы почувств...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет познавательно-исследовательского типа (интегрированное) «Загадки природы-вулканы»

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Совершенствовать умение работать с различными материалами, творчески подходить к решению поставленных зад...

Конспект интегрированного занятия "Природа в опасности"

Формировать у детей представление об окружающей природе....

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Конспект интегрированного занятия «Природа вокруг нас»

Формировать представление у детей  c  нарушением интеллекта о живой и неживой природе....

Конспект интегрированного занятия (природа, математическое представление, развитие речи) «Синичкин календарь» подготовительная к школе группа

Интеграция образовательных областей- «Познавательное развитие» (математическое представление, природа);- «Речевое развитие» (развитие речи – связная речь);- «Социал...