Проект "Тундра и её обитатели"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кормилицина Татьяна Владимировна

Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира Тундры,

выделение их существенных и отличительных признаков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tundra.docx219.68 КБ

Предварительный просмотр:

https://pbs.twimg.com/media/DBOTo9XXYAAR4UD.jpg         

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 79»

муниципального образования города Братска

ПРОЕКТ  «ТУНДРА И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ»

2020г.

  Паспорт проекта

Тема проекта

           

                                          «Тундра и её обитатели»

Авторы проекта

Кормилицина Татьяна Владимировна – воспитатель первой категории.

Никитина Юлия Сергеевна – воспитатель первой категории.

Актуальность проекта

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа». Приобщение к исследовательской деятельности является средством формирования у детей любознательности, интереса, бережного отношения к природе.

Постановка проблемы (основание для разработки проекта)

При рассказе о разнообразии природы на нашей планете, дети очень заинтересовались,  «нашей соседкой» Тундрой. Ребята захотели узнать больше  о этом интересном месте, стали задавать много вопросов: Кто там живёт? А как они не замерзают? И т.д.

Проблема: У детей скудные знания о тундре, ее растительном и животном мире, их жизни в суровых климатических условиях.

Цель проекта

Создание условий для расширения знаний детей о климатических условиях природной зоны тундры, и характерных для неё растений и животных.

Основная идея проекта

Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира Тундры,

выделение их существенных и отличительных признаков.

Задачи проекта

Для детей

    I.обучающие:

1.Познакомить детей с особенностями природных условий Тундры.

2. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

3. Сформировать представление о животных тундры - северном олене, песце, полярном волке, лемминге; рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни.

   II. развивающие:

1.Развивать процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение;

2.Прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.

  III. воспитательные:

Воспитывать бережливое отношение к  природе, животному миру.

Для педагогов:

1 Повысить уровень творческой инициативы.

2 Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

3 Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:

Повысить уровень вовлечѐнности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

Вид проекта:

         Информационно - познавательный,

                     краткосрочный.

Участники проекта

Воспитатели, дети старшей группы «Радуга»,  родители.

Этапы и сроки реализации проекта

С 20 по 30 апреля 2020г.

Реализация проекта включает 4этапа:

   I этап – организационный: «Рождение проблемы».

постановка цели проекта

постановка задач, решаемых в ходе работы над проектом.

  II этап – основной: «Мероприятия и события».

Работа по реализации проекта

  III этап- итоговый.

Подведение итогов.

Выставка работ детей

  IV- Рефлексивный этап: «Что нового мы узнали?».

Ожидаемые результаты /продукты проектной деятельности/

В группе  будут созданы условия для ознакомления детей с климатической зоной «Тундра»

Подобран и систематизирован весь материал (литература, стихи, загадки и др.)

по теме проекта.

Создание мультимедийных презентаций

Создание  альбома  детского творчества «Тундра и её обитатели»

Создание макета климатической зоны «Тундра»

В результате реализации проекта повысится уровень знаний воспитанников группы о тундре.

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

1. Дети владеют понятиями о Тундре, животном и растительном мире, о природных явлениях (полярная ночь, северное сияние и др.), о способах маскировки и приспособлении животных к суровым условиям жизни в тундре.

2.Дети имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды

3.Умеют формулировать вопросы и искать на них ответы.

4.Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Дальнейшее развитие проекта

Проект «Тундра и её обитатели» может стать частью долгосрочного проекта «Природа нашей планеты». Также его можно развить по теме –Деятельность человека в  суровых условиях тундры.

                        

Краткое содержание проекта «Тундра и её обитатели»

    ЭТАПЫ ПРОЕКТА

      ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

          ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

I этап – организационный: «Рождение проблемы».

 

Педагог формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию детей, формулирует задачи.

Подбирает материал, методическую литературу, информацию по теме

Составляет план проекта.

Дети являются инициаторами проекта, заявляя интересующую проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают и дополняют задачи проекта, распределяют задания.

Проведение круглых столов

с родителями консультаций

по теме проекта и

реализации задач.

II этап – основной: «Мероприятия и события».

Проведение занятий с детьми

(комплексные, тематические, мероприятия), дидактических игр, чтение художественной литературы и др. Проведение различной деятельности в рамках проекта. Оказание необходимой  практической помощи детям  и родителям  по реализации проекта.

Активное участие в  различных формах работы по проекту. Идет  накопление знаний, умений и навыков.

Совместная работа с детьми и педагогами по  систематизации знаний по теме проекта.

III этап- итоговый.

Совместно с детьми оформление итогового продукта проекта :  Альбома  детского творчества «Тундра и её обитатели»

Проведение итогового мероприятия:

Викторина «Красавица тундра»

Награждение победителей и родителей  благодарственными

письмами.

Активное участие в создании и оформлении итогового продукта проекта и итоговом мероприятии.

Участие в итоговых

мероприятиях

IV- Рефлексивный этап: «Что нового мы узнали?».

Обобщение опыта работы.

 

Анализ результатов своей деятельности в ходе проекта. Эмоциональный отклик на проектную деятельность.

Анкетирование родителей о проектной деятельности в ДОУ.

 Примерный план работы над проектом «Тундра и её обитатели»

Этапы, их цель

Формы работы

Конечный продукт

Необходимые материалы

Участники

I этап – организационный: «Рождение проблемы».

Цель: Выбор цели проекта, составление плана работы. Поддержка детской инициативы.

Подбор литературы, наглядного материала, составление конспектов и презентаций.

Беседа «Путешествие по планете Земля»

Проблемная ситуация.

Консультация для родителей на тему: «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»

Паспорт проекта

План реализации проекта.

Конспекты НОД.

Глобус, карта, видео зарисовки о природных зонах земли. Различные иллюстрации.

Воспитатели

Дети, воспитатели.

Родители.

 II этап – основной: «Мероприятия и события».

Цель для детей: Создание условий для расширения знаний детей о климатических условиях природной зоны тундры, и характерных для неё растений и животных.

Для педагогов: Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений,

знаний, впечатлений.

НОД:

«Климат и природа тундры»

«Растительный и животный мир тундры»

 Пересказ рассказа Н. Сладкова «Загадочные истории тундры»

Чтение художественной литературы:

А. Добринская

«Маленькая Ано живёт в тундре»

О. Ассёнова

«Приезжайте в тундру к нам»

Н. Сладков

«В тундре»

«Кто живёт во льдах»

А. Ткаченко

«Вот ты какой, северный олень»

Улуру Адо

«Рассказы Юко»

Словотворчество

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

 «Подбери признак»

«Чья, чей, чьи?»

Дидактические игры:

 «Животные тундры»

 «Зоологическое лото»,

 «Четвертый лишний»

 «Чей силуэт»

 «Кто где живет?»

Слушание музыки:

из сборника «Северное сияние» (музыка коренных народов севера)

Прослушивание песни «Увезу тебя я в тундру»

Конструктивная деятельность:

 Дары Фрёбиля

 «Северный олень»

Конструирование из бумаги

«Мордочка волка»

Художественно-эстетическая деятельность:

Рисование «Весна в тундре»

Силуэтная аппликация: «Животные тундры»- коллективная работа

 Лепка «Животные тундры»

Строительные игры:

«Загон для оленей»,

«Сани».

Подвижные игры:

«Волк и зайцы»

 «Два оленя»

 «Совушка»

Сюжетно –ролевые игры:

 «Ветеринар»

 «Путешествие в тундру» 

Работа с родителями:

Проведение бесед «Сказки народов севера»

Помощь родителей в поисках нужной информации и оформлении тематического уголка.

Участие родителей в создании  альбома «Животные  и растения Тундры.»

Поделки детей.

Рисунки детей.

Коллективная работа: плакат «Животные тундры»

Фигурки животных для макета.

Оформленный уголок о климатической зоне      «Тундра»

Медиа, аудио оборудование.

Карта, глобус.

Альбомы, энциклопедии.

Презентации.

Книги перечисленных авторов, иллюстрации к произведениям.

Различные иллюстрации по теме.

Дидактический

материал к играм.

Аудио записи.

Дары Фрёбиля

№ 10,8,9,7.

Цветная бумага, схемы оригами.

Акварельная бумага А4, акварель, кисточки, образец, иллюстрации с изображением весны в тундре.

Цветная бумага, ножницы, клей, образцы силуэтов, ватман.

Крупный и мелкий строительный материал. Схемы построек.

Маски для ведущих в игре.

Атрибуты к сюжетно- ролевым играм.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели, родители.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Родители.

III этап- итоговый.

Цель: Подведение итогов реализации проекта.

Создание  альбом детско- родительского творчества «Тундра и её обитатели»

Изготовление макета «Тундра»

Викторина «Красавица тундра»

Награждение победителей и родителей  благодарственными

письмами.

Альбом

«Тундра и её обитатели»

Макет «Тундра»

Презентация по викторине.

Дипломы для победителей и благодарности родителям.

Дети, воспитатели, родители.

IV- Рефлексивный этап: «Что нового мы узнали?».

Цель: Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.

Рефлексивный круг о участие в проектной деятельности.

Фотоотчет

«Наш проект «Тундра»

Фотоотчет

«Наш проект «Тундра»

Дети, воспитатели, родители.

Источники:

1.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений   Н.Е. Веракса

2. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике  Л.Д. Морозова

3. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/proekty/tundra.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Презентация "Обитатели Балтийского моря"

Эта презентация знакомит с обитателями  Балтийского моря...

Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)

Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"

Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...