Конспект познавательного занятия для детей средней группы «Волшебница соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Михеева Татьяна Михайловна

Конспект познавательного занятия

для детей средней группы «Волшебница соль»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия

для детей средней группы «Волшебница соль»

Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. 
Задачи:

- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;

- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;

- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать аккуратность, самостоятельность. 

Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, аппликация, рисование солью, физминутка «Море», пальчиковая гимнастика «Капуста»; прослушивание аудиозаписи. 

- наглядные: просмотр видео, наблюдение, показ картинок «Применение соли».
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, объяснение, обсуждение.
Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность: экспериментальная деятельность «Растворение соли», «Плавающее яйцо», «Соль растапливает лед», дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка», просмотр видео, пальчиковая игра «Капуста», физминутка «Море», изготовление морского пейзажа приемом рисования солью.

Оборудование: ноутбук, видео и аудио файлы, одноразовые тарелочки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, увеличительные стекла, пипетки, картон, картинка кораблик, клей, кисти для клея, поднос, влажные салфетки, мешочки с солью, камешками, синтепоном, бобами, мольберт, картинки «Применение соли».

Ход:

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. А гостям мы всегда рады. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся.  Я тоже пришла в гости  с вами поиграть. Меня зовут Татьяна Михайловна.

В круг широкий, вы и я, (идем по кругу)

Встанем вместе мы друзья. (останавливаемся)

И сейчас пойдем направо, (поворот направо)

А теперь пойдем налево, (поворот налево)

В центре круга соберемся, (идем в центр)

И к местам своим вернемся. (возвращаемся обратно)

Улыбнемся, подмигнем, (хлопки в ладошки)

Заниматься мы начнем!

Воспитатель: У каждого человека, ребята, есть своя мечта! А о чём мечтаете вы? (ответы детей) 

Воспитатель: Сейчас зима  и именно в это время очень хочется помечтать о тепле, о море. Давайте все загадаем желание оказаться на берегу моря. 

Звучит «Океан - море синее» Римского-Корсакова.   Видео «МОРЕ»

Летом море тёплое, ласковое. Оно восхищает и удивляет! Море живое! Как хочется искупаться в море.

Физминутка "Море"

Как приятно в море плавать (Плавательные движения)

Гребем влево, гребем вправо. (Повороты влево и вправо)

Вот кораблик впереди. (Потягивания – руки вперед)

Сверху чайки -  погляди. (Потягивания – руки вверх)

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Воспитатель: Ребята, а почему нельзя пить морскую воду? (Соленая).

Воспитатель: Правильно. Морская вода – не только соленая, но и целебная.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам сделать морскую воду самим. Как вы думаете, что нам понадобится для приготовления морской воды? (Вода и соль)

Воспитатель: А вы знаете, что такое соль? (Ответы детей)

Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт.

Воспитатель: А вот, хорошо ли вы знаете соль, мы сейчас проверим. У меня есть  волшебные разноцветные мешочки.

Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»

Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, бобы. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей и выясним некоторые свойства соли.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Проводят различные  опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая  в лаборатории?

Правила при работе с солью:

1. не трогать руками глаза,

2. соблюдать тишину,

3. не толкать соседа во время работы,

4. сначала посмотри, а потом повтори,

5. выполнил и положи на место.

 

Работать в  лаборатории можно только в специальной одежде. Оденьте халаты и шапочки. Застегивать халаты не нужно. Занимайте свои рабочие места.  Сели удобно,  красиво, ножки поставили вместе, спинка прямая.

  - Приступим к нашему исследованию.

Опыт «Из чего состоит соль, имеет ли соль запах».

Воспитатель:

1.  Ребята, перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета. (Белая)

2. Попробуйте на вкус? Какая она? (соленая).

3. А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах? (без запаха).

4. Возьмите немного соли в щепоточку и посолите. Соль сыпалась или лилась? (насыпалась). Значит, соль какая? (сыпучая, рассыпчатая).

Давайте подведем итог, что вы можете сказать о соли? (Соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)

5. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что она похожа? (зернышки, кристаллы, крупинки). Вывод: соль состоит из маленьких белых кристаллов.

6. Возьмите ложечку и надавите на соль. Что вы слышите? (Соль хрустит) Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллики трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

7. Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). Почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

 

Опыт «Растворение соли»

Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. Возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте. Что произошло с солью? (Соль растворилась). А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? (Попробовать на вкус).  

Попробуйте воду в стакане на вкус. Какой вкус у воды? (Соленый).  Вкусная вода? (Нет). Настоящая морская вода у нас получилась, ее пить нельзя.

Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.

Это свойство соли  используется поварами в приготовлении пищи. (Картинка 1) Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми.

- Ребята, хочу вам сказать, что в больших количествах соль вредна для человека. Если продукты очень соленые, например орешки или чипсы, то пользы они точно не приносят.

Соль используют для засолки продуктов. - А как вы думаете, для чего засаливают продукты? - Правильно. Для длительного хранения. (Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам).

Назовите какие продукты можно консервировать? (Ответы детей)

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. 

Давайте с вами поиграем  в игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить  (банан, суп, апельсин, огурец, малина, рыба, капуста)

Давайте и мы сейчас побудем поварятами, приготовим вкусную капусту.

Пальчиковая гимнастика «Капуста». 

Мы капусту рубим- рубим,  (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту режем-режем, (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы морковку трем-трем, (растирание левой ладони правым кулачком)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») 
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

Молодцы! И отдохнули и  капусты  много засолили.

Воспитатель: Продолжим исследовать,  познакомимся еще с одним свойством соли.

Опыт «Плавающее яйцо» (проводит воспитатель)

Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Нам понадобиться два больших стакана с водой и два сырых яйца.

Положим яйцо в чистую, прозрачную воду. Что произошло с яйцом? (Оно опустилось на дно)

Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом? (Яйцо плавает)

 Вывод: соль повышает плотность воды. В соленой воде многие предметы не тонут. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде. (Картинка 2)

Целебные свойства соли были известны с древности. В наше выпускают косметические средства с солью, принимают ванны с добавлением морской соли,  проводят массаж с соляными крупинками  и для лечения.  Ребята, кого-то то из вас уже лечили солью? В медицине применяют соль: при полоскание горла, промывании носа.  Смачивают раны солёным раствором, потому что соль убивает микробы.  Существуют специальные лечебные соляные комнаты. В этих  комнатах пол, стены и даже потолок сделаны из соли. Люди дышат парами соли и избавляются от кашля, насморка и других заболеваний. Кто из вас был в такой комнате?  (Картинка 3)

Опыт «Соль растапливает лед»

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте один из них солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Поэтому зимой, когда на дорогах и тропинках образуется лед, их посыпают солью. Для того, чтобы люди не падали и не происходили аварии. (Картинка 4)

Воспитатель: Ребята, сколько интересных опытов мы с вами провели. Но чтобы частичка моря надолго осталась с нами, мы нарисуем красивый морской пейзаж. Хотите?  Скажите,  чем вы обычно рисуете? (Ответы детей). Оказывается, рисовать можно и солью. Сейчас я вас научу.  Проходите за в мастерскую.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картон, картинка с изображением кораблика, клей, кисточка, салфетка и баночка с солью. Чтобы изготовить морской пейзаж, мы приклеиваем кораблик в центр картона.  Мы с вами уже сделали кораблик в море, а чего не хватает в нашем море? (Морской волны)

Воспитатель: Правильно, морскую волну сделаем из соли. Тогда наша картинка превратились в морской пейзаж. (Дети работают под звук моря)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые морские картины у вас получились.

Воспитатель: ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

Дети  встают в круг, передают друг другу мешочек с солью и отвечают на вопросы.

Вопросы:

- Понравилось вам в лаборатории? 

- С чем мы проводили опыты?

- какая соль на вкус?

- растворяется ли соль в воде? (да)

- если она сыпется, какая она? (сыпучая)

- где применяют соль? (в приготовлении пищи, в консервировании овощей, на улице: для безопасности людей, в медицине, в косметологии) Обратите внимание на мольберт.

- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня вы сделали много открытий, а сейчас пришла пора возвращаться в группу и рассказать о своих открытиях друзьям. Сейчас возьмите свои картины и  скажите гостям до свидания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей средней группы.

Данное познавательное занятие из раздела "Мое тело" знакомит детей с органом обаняния-носом и правилами безопасного к нему отношения.В занятии использованы различные методы и приемы, увлекающие детей ...

Конспект познавательного занятия для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники»

Конспект познавательного занятия для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебница вода»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности детям даётся представление о воде, как о жидком веществе, происходит знакомство с её свойствами....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Волшебница--соль"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль».Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательс...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница соль»

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница соль»Цель: Знакомство и исследование соли и её свойства....

Конспект познавательного занятия для детей средней группы "Улица полна неожиданностей"

Формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения, культуре поведения на улице. Готовить детей к обеспечению личной безопасности на дороге. Способствовать решению пробл...

Конспект познавательного занятия для детей средней группы (4-5 лет) «Экскурсия в зимний лес»

Городской дистанционный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС - 2021»для педагогических работников образовательных учрежденийНоминация «Педагогическое занятие по ФГОС»...