НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришина Елена Владимировна

Конспект итогового занятия по познаватальному развитию (ознакомление детей с миром природы) в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Ягодка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Гришина Е.В., воспитатель

                                                                                                     

Джубга

2020

Цели: 

• Закрепить знания детей о природе; 
• Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе; 
• Увлечь детей участием в командной деятельности; 
• Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.); 
• Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. 

Предварительная работа: 
Разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд. 

Материал. Конверты с заданиями-вопросами, песочные часы, волчок со стрелкой, скрипичный ключ, аудиозапись, медали, экологические знаки. 


Ход НОД
Воспитатель. Ребята! Сегодня мы с вами собрались на игру «Что? Где? Когда?» Для того, чтобы начать игру, нам нужно стать знатоками. А кто такие знатоки? Знатоки - это любознательный народ, который знает ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?» и «ЗАЧЕМ?». Вы готовы стать знатоками? Ну, что же в игре участвуют две команды: «Солнышко» и «Ручеек».

Я предлагаю команде «Солнышко» занять место с правой стороны, а команде «Ручеек» с левой.


Итак - внимание! Начинаем игру «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».

У меня на столе круг, который разделен на сектора, в каждом из них лежат конверты с заданиями. Их прислали нам - лесные жители. В нашей игре есть игровая и музыкальная пауза, для отдыха игроков.

 

Правила игры: команды по очереди вертят волчок, стрелка которого укажет на письмо с вопросом. Ответив на него, команда заработает 1 балл. На обдумывание дается 1 минута.

Ну, что же команды «Желаю вам победы!»

Первой волчок будет крутить та команда, которая отгадает загадку:

Не похожи на иголки,

А упали тоже с ёлки. (шишки).

1 раунд. Команда «Солнышко» крутит волчок.

Сектор№3 вопросы о животных.

- У какого домашнего животного есть рога? (корова, коза). 
- Почему в одних случаях заяц - белый, а в других - серый? ( белый заяц бывает зимой, а весной и летом - серый). 
Команды получают по 1 баллу.

 

2 раунд. Волчок крутит команда «Ручеек».

Сектор №5 вопросы о птицах.
- Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из -  под снега, первых червяков). 
- Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (Ласточки и стрижи. Потому что они питаются насекомыми, а они появляются позже).

- Назови, каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка). 
- Назови, каких зимующих птиц вы знаете?(филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, галка, сорока, ворона, клест, тетерев, голубь, сова, глухарь, свиристель).

 Команды получают по 1 баллу.

3 раунд. Волчок крутит команда «Солнышко».

Сектор № 1 вопросы о насекомых
- Куда зимой пропадают насекомые? (прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку). 
- Кто в лесу плетет паутину? (паук). 
- Сколько крыльев у жука? (четыре). 

  Команды получают по 1 баллу.


И так игровая пауза. (пальчиковая гимнастика)

Капли первые упали, пауков перепугали.

Дождик застучал сильней, птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра, разбежалась детвора.

В небе молния сверкает, гром все небо разрывает.

А потом из тучи солнце вновь посмотрит нам в оконце!

Ну что ж ребята, мы не много отдохнули , теперь продолжим

4 раунд. Волчок крутит команда «Ручеек».

Сектор №2  конкурс «что обозначают экологические знаки?»

Команды получают по 1 баллу.

5 раунд.  Волчок крутит команда «Солнышко».

Сектор №4  «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»  итак, в черном ящике находится проблемная ситуация, которую вы должны объяснить. 

1-я ситуация (для команды «Солнышко») 
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром. 
-  Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко! 
-  А в нем яичко. 
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик. 
-  Мы будем заботится о нем! 
Девочки взяли яичко с собой. 
Ведущий. Правильно ли девочки поступили? 
Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло. 

2-я ситуация (для команды «Ручеек»)
 
Две сестренки гуляли по лесу. 
-  Какой красивый цветок! Интересно, как он называется? 
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет! 
- Давай сорвем его и отнесем маме. 
 Девочки сорвали цветок, и пошли домой. 


Ведущий. Правильно ли поступили девочки? 


Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут. 

3-я ситуация (для команды «Солнышко») 
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

 
Ведущий. Правильно поступил мальчик? 


Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть. 

4-я ситуация (для команды «Ручеек») 
После дождя дети пошли гулять во двор. 

- Посмотри, сколько червяков! 
-  Давай соберем их и девчонок испугаем! 
- Пойдем, посмотрим, где девчонки! 
Оставляют банку с червями закрытой. 
Воспитатель. Правильно ли поступили ребята? 
Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные. 

3. Конкурс «Что обозначают эти экологические знаки?». 
Команды получают по 1 баллу. 

6 раунд. Волчок крутит команда «Ручеек».

Сектор №6  вопросы о растениях.
- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух). 
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза). 
- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна). 
- Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом). 
Команды получают по 1 баллу.

7 раунд. Волчок крутит команда «Солнышко»

Сектор № 7  «Блиц-опрос». За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов.  Минута пошла.

Вопросы для команды «Солнышко». 

  • Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.) 
  • Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.) 
  •  Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые.) 
  •  Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.) 
  • У какого дерева белый ствол? (У березы.) 
  • Как называется дом муравьев? (Муравейник.) 
  •  Как назвать детеныша коровы? (Теленок.) 
  • Сколько ног у жука? (Шесть.) 
  • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.) 
  •  Кто носит свой дом на спине? (Улитка.) 
  • У какого зверя есть иголки? (у ежа.) 
  •  Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.) 
  • Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.) 
  • Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)
  •  Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.) 
  • Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.) 
  •  Сколько ног у паука? (Восемь.) 

    Вопросы для команды «Ручеек». 
  •  На каком дереве растут желуди? (На дубе.) 
  • Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.) 
  • Карась, щука, сом, окунь – это ..(рыбы 
  •  У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.) 
  • Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.) 
  • Какая птица лечит деревья? (Дятел.) 
  •  Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
  •  Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.) 
  •  Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.) У какой птицы красная грудка? (У снегиря.) 
  • Кто в лесу плетет паутину? (Паук.) 
  • У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.) 
  • Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) 
  • Чем питается бабочка? (Нектаром.) 
  • Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее.) 
  • Что такое зеленый покров Земли? (Трава.) 
    Молодцы, ребята, вы получаете по 1 баллу.

    И так  музыкальная пауза. (танец маленьких утят)

 -Молодцы! Игра подошла к концу. Хотелось бы узнать ваши впечатления от игры.

- Ребята,  какая игра прошла сегодня?

-Какой вопрос был самым легким для вас?

-Какой вопрос был самым интересным для вас?

- Ребята, хочу вас похвалить за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня показали свои знания. Вы молодцы! Успешно прошли все этапы игры. Ну, а сейчас самый торжественный момент. Подсчитаем набранные баллы. Сюрпризный момент - награждение победителей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лесу».

НОД по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста  «Путешествие в лесу».Цель: Закрепить правила поведения в лесу, знания о диких животных. Дать знания о том, что каждо...

Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....