Конспект НОД в подготовительной группе «В стране открытий» (Экспериментирование)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ратникова Татьяна Анатольевна

Данный материал предназначен для детей старшего возраста в рамках экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад№2 Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема: «В стране открытий»

Конспект НОД

в подготовительной группе

Составила и провела

Воспитатель: Ратникова Т.А.

2020 г.

Технологическая карта занятия

1.Тема НОД: «В стране открытий»

1. Цель: Расширить знания детей о пустыне через опыты.

2.Задачи: 

1. Уточнить знания детей о свойствах воды, льда и снега, используя картографы.

2.Формировать знания детей о том, как образуются барханы, и почему на барханах не растут растения.

3. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

4. Активизировать словарь детей: барханы, пустыня, сыпучий, лепится, сеется и т.д.  

3.Тип занятия: Усвоение нового материала

4.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие

5. Предварительная работа: проведение опытов: «Свойства воды», «Сравнение воды, льда, снега»

6.Вид занятия: занятие – экспериментирование.

7. Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

8.Приёмы: беседа, самостоятельная деятельность

9.Ресурсы: песок сырой, сухой, формочки, сито, лопатки, воронки, трубочки, короткие палочки, горшки, земля, лук, кукла «Профессор Знайкин»

Этап занятия

Содержание

Формы организации работы

Время

мин

1. Психологический  настрой

2. Мотивационно - побудительный

3. Актуализация

4. Заключительный

Приветствие, установление зрительного, слухового контакта. Эмоциональная поддержка детей.

Организация детей, установка на предстоящую деятельность, формировать умения детей отвечать на вопросы.

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей,  для достижения результата у каждого ребенка. Расширение словарного запаса.

Подведение  итогов.

Участие в приветствии

Ответы

Ответы. Совместная деятельность с воспитателем.

Совместная деятельность с воспитателем.

2

мин

5

мин

20

мин

3

мин

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами побываем в стране открытий, в гостях у профессора Знайкина. А вот и он сам.

Профессор. Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, профессор Знайкин!

Профессор. Ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне. Я для вас приготовил задания у себя в лаборатории. Но, прежде чем мы с вами попадем туда, я хочу спросить у вас: а вы в группе проводите опыты? (ответы детей).

Воспитатель. Дорогой профессор, мы с ребятами приготовили для тебя картографы опытов, которые проводили, хочешь посмотреть?

Профессор. Конечно же, хочу! Ой, ребята, я очки свои забыл. Вы мне сами расскажете, что за опыты проводили? С какими веществами или предметами действовали? Что узнали?

Ответы детей.

Расскажите, что это за картограф?

Дети: на этом картографе написаны свойства воды, льда и снега.

Профессор. О каких свойствах воды вы узнали?

Ответы детей (вода мокрая, прохладная, холодная, теплая, без запаха и т.д.)

Воспитатель. А какие свойства снега вы теперь знаете?

Ответы детей (Снег пушистый, в руке тает, состоит из снежинок, холодный, лепится, принимает форму предмета и др.)

Воспитатель. О каких свойствах льда вы узнали?

Ответы детей (Прозрачный, похож на лупу, сверкает, тает в руке, принимает форму предмета и др.)

Профессор. Многое вы узнали, а что же расскажет нам другой картограф?

Ответы детей (о том, что умеет делать вода, и для чего она нужна).

Профессор. Как интересно. И что же умеет делать вода?

Ответы детей (Бурлить, булькать, литься, сжиматься, расширяться, принимать форму предметов…)

Воспитатель. Для чего нужна вода?

Ответы детей (пить, заваривать чай, поливать растения стирать, умываться …)

Профессор. Молодцы, ребята. Много вы знаете. А знаете ли вы, что такое пустыня?

Ответы детей (в пустыне много песка).

Профессор. А есть ли растительность в пустыне?

Ответы детей (в пустыне мало растений).

Профессор. А вы знаете почему? 

Ответы детей

Профессор. В пустыне нет воды, очень жарко, часто бывают сильные ветры, дуя, образуют песчаные горы – барханы. А теперь я хочу пригласить вас к себе в лабораторию, где мы проведем ряд опытов, которые помогут вам больше узнать о пустыне.

Проведение опытов

  1. Свойства сырого и сухого песка. Составление картографа.

Детям предлагается сырой и сухой песок, набор предметов, с помощью которых дети буду узнавать свойства песка: сито, формочки лопатки, воронки. Свои исследования дети с помощью воспитателя фиксируют на картографе и делают вывод.

Вывод: сырой песок отличается от сухого: лепится – не лепится, сыпется – не сыпется, тяжелый – легкий.

  1. Как образуются бархан и почему на баранах не растут растения.

Перед каждым ребенком стоит емкость с сухим песком. Песок в емкости - это личная пустыня каждого ребенка. Несильно, но довольно долго ребенок дует в трубочку на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится на другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только больше, можно встретить в настоящей пустыне. Их создает ветер. Это и есть песчаные барханы. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах.

Вывод: С помощь ветра песок путешествует в пустыне.

На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, что–то им тут не нравится. «Посадите» (воткните) в песок палочку. Засыпьте песком ваше «растение» (дети тихонько выдувают песок из–под палочки). В конце концов, песка возле «растения» не осталось, и оно упало. Так почему на барханах мало растений?

Вывод: Ветер то засыпает растения песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться.

  1. Почему в пустыне не растут растения (опыт длительный).

Последовательность опыта показана на картографе.

Детям предлагается земля и сухой песок. В один из цветочных горшков насыпается земля, в другой – песок. Сажают лук в оба горшка. Горшки с луком ставятся в природный уголок для длительного наблюдения. Лук в горшке с песком не растет.

Вывод: Так как в пустыне очень жарко, практически нет дождей, песок в пустыне бывает очень горячим, в таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Профессор. Ребята, понравилось вам у меня в лаборатории? Какие опыты показались вам самыми интересными?

Ответы детей

Профессор. Приходите ко мне еще. А сейчас я с вами прощаюсь. До свидания.

Все. До свидания, профессор Знайкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента. Тема: «Юные экологи».

Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования «Юные экологи».

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Юные экологи»

Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.Задачи: Образовательные: учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать п...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Продуктовые секреты»

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные:расширить знания детей о молоке и молочных...

Конспект ОД в подготовительной группе.Познавательно-исследователькая деятельность (экспериментирование) тема: "Магнит и его свойства"

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение пр...