Конспект ОД в подготовительной группе.Познавательно-исследователькая деятельность (экспериментирование) тема: "Магнит и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лешова Светлана Ивановна

 

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с.Борки Тербунского муниципального района Липецкой области

(дошкольная группа)

Конспект ОД

в подготовительной группе

познавательно-исследовательская

деятельность

Тема:

«Магнит и его свойства»

Подготовил воспитатель:

Лешова С.И.

Конспект ОД

Познавательно-исследовательская деятельность

в подготовительной группе:

экспериментирование

Тема: «Магнит. Свойства магнита».

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательная: знакомство с понятием "магнит". Сформировать представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизмом»

Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.

Воспитательная: Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Предварительная работа:  игры с магнитной доской и магнитными буквами; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Словарная работа: магнит, магнетизм ,магнетические,  полюса.

Методы и приёмы: беседа, показ иллюстраций, вопрос, уточнение, физкультминутка, поощрение, опытно-исследовательская деятельность.

Оборудование и материалы: магниты, металлические скрепки, деревянные кубики, кусочки ткани, пластмассовые предметы, стаканы с водой, крупа пшённая,  тарелочки, листочки с заданием, интерактивный стол, доска:

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0027/0010193e-8b1a3cf2/img5.jpgХод деятельности:

Ребята, давайте перед началом занятия друг друга поприветствуем.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмёмся

 и друг другу улыбнемся!»

у всех сегодня прекрасное настроение и у меня тоже.

 Сегодня утром в детский сад пришло несколько писем от героев из сказок с просьбой о помощи. Вы хотите помочь? Отлично! Но для того, чтобы оказать помощь, нам нужен особый предмет. А что это за предмет? Отгадайте загадку?

Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена

(Магнит)

Верно, вот он у меня в руках.

-Для начала давайте узнаем, что же это за предмет такой магнит, откуда он взялся.

 В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Давайте его внимательно рассмотрим и дадим ему характеристику.

(ответы детей): Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?  

 Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные, без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче), они бывают разной формы. (использовать магнитную доску для показа)

Сегодня мы поближе познакомимся со свойством магнита.. И  проведём эксперименты . А кто делает опыты или эксперименты? (ученые)

А где они их проводят?

(ответы детей) Правильно, в лаборатории где делают опыты, изучают свойства предметов.

Итак, мы сейчас с вами отправляемся в нашу мини лабораторию и тоже станем учеными и проведём научный эксперимент

Воспитатель: Да, мы пришли в лабораторию. Занимайте свои места за столом.  И выясним, что  может принести магнит: добро или зло, как и где его можно применить в жизни.

- Вы готовы?

Но сначала напомню некоторые правила: вы должны быть очень внимательны, поэтому соблюдайте тишину. Брать предметы в рот, или трогать до того как они нам понадобятся не нужно.

Опыт1 «Всё ли притягивает магнит?»

- Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги ,ткани ).

- Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит поместите в коробку со знаком «+», а остальные - в коробку со знаком «-».

- Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?

(Дети перечисляют предметы).

-А из каких материалов наши предметы?

- Правильно ребята, к нашему магниту притянулась только скрепка, потому что она из железа значит она магнетическая , а другие предметы нет.

Не все металлические предметы может притянуть магнит, он не может притянуть к себе золото, серебро и некоторые другие металлы, а только те в которых содержится железо.

И я сейчас вас порошу выполнить одно задание, у вас на столе лежит листок с нарисованным магнитом , а вокруг него различные предметы. Обведите в кружок только те предметы, которые притягивает магнит.

(дети выполняют задания)

Молодцы , ребята, вы быстро справились с заданием.

Я тоже выполню задание и попрошу, вас его проверить.

(ребята исправляют ошибки)

Опыт 2

И теперь мы приступает ко второму эксперименту и выясним , какую помощь он может принести людям

Итак, ребята, пришло время оказать нам помощь нашим сказочным героям.

Я зачитаю вам первое письмо

«Здравствуйте, дорогие ребята,  Мачеха придумала для меня новое испытание: высыпала в крупу скрепки. Я  хочу успеть на бал во дворец, чтобы вновь увидеться с Принцем. Как же мне  быстро справиться с работой? Помогите мне, пожалуйста!»

( В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться магнитом)

Ребята, а я вам предлагаю воспользоваться только что определенным свойством магнита - притягивать все железное. Давайте попробуем подержать магнит над миской с пшеном и скрепки притянутся к магниту.

-Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.

(Дети самостоятельно выполняют действия с магнитом).

-Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива! Какой мы сделаем вывод? Магнит действует на железные предметы через крупу.

-Ребята, неплохо бы нам немножко отдохнуть и разминуться.

Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас

Опыт3 «Действует ли магнит через другие материалы

К нам пришло письмо от Настеньки из сказки «Госпожа метелица»

«Дорогие ребята, у меня случилась беда, злая мачеха заставила меня прясть пряжу у колодца, а я случайно уронила веретено в колодец, помогите мне его достать.»

Ребята, давайте подскажем Настеньке, как достать веретено из колодца не спускаясь в колодец.

 Перед вами стакан с водой, а в нем металлический предмет, веретено тоже сделано из металла, представьте , что это колодец, а там веретено, как достать его из колодца?

 (Дети высказывают своё мнение)

-Давайте попробуем достать скрепку из воды, она как  веретено сделана из железа. Опустим удочку с магнитом в стакан и подцепим веретено.

- Какой сделаем вывод?  Магнит сохраняет свои  свойства даже в вводе и Настенька легко может достать веретено из колодца с помощью магнита.

Опыт 4 -А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу?

(Мнения детей расходятся).

- Сейчас мы проверим ваши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло?

(У одних детей магниты со звуком прилипли друг к другу, а у других - магниты «убегают» друг от друга.)

-У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный. Какой сделаем вывод? Два одинаковых полюса отталкиваются, а разные притягиваются.

Динамическая пауза. Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Ребята, а кто мне скажет , какой самой мощный магнит?.

Это наша планета Земля, (рассматриваем глобус) у нашей планеты тоже имеются два полюса: северный и южный (показываю слайд) вместе они создают мощное магнитное притяжение. Давайте проверим. Кто выше всех подпрыгнет? (выполняют упражнение)

Вы смогли только немного оторваться от земли и вернулись на место, притяжение земное не даёт предметам оторваться от неё.

Какой сделаем вывод? Земля нас притягивает своей мощной магнетической силой.

Ребята, займите свои места за столом и продолжаем наш эксперимент с магнитом.

Опыт 5

А вот и ещё одно письмо с просьбой о помощи. Пишет нам Буратино.

«Дорогие ребята, Карабас Барабас закрыл  в кладовке моих друзей, а ключ спрятал в песке, помогите мне отыскать его.»

Итак , перед вами тарелочки с песком, а в них спрятаны железные скрепки, как отыскать их? Ребята выполняют задание.

И какой мы сделаем вывод? Сила магнетизма действует через песок.

А сейчас пройдите к монитору и я расскажу вам , где можно применить магниты еще?

Как вы думаете, приносит ли пользу человеку магнит?

(ответы детей)

А сейчас ребята расскажут стихи  про магнит.

-Ребята вам понравилось проделывать опыты с магнитом? - Что нового вы сегодня узнали?

Итог занятия

1. Магнит притягивает железо.

2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.

3. Магнит действует сквозь препятствия. (Воду, песок, крупу, стекло, дерево, бумагу и т.д)

4. Магнит приносит пользу человеку

- А что понравилось больше всего? Почему?

(Дети высказывают свои мнения).

-Мне тоже понравилось с вами сотрудничать. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «Магнит и его удивительные свойства»

Занятие предназначена для воспитателей подготовительной группы "Магнит и его удивительные свойства"...

КОНСПЕКТ НОД ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «Магнит и его удивительные свойства»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Задачи:1. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качес...

Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Магнит и его удивительные свойства»

Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями и свойствами.Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность....

Конспект открытого занятия на окружной конкурс "Воспитатель года 2022" тема: "Магнит и его свойства"

Цель: Расширение знаний детей о магните и некоторых его свойствах;Задачи:1.познакомить детей с понятием магнит и его свойствами. 2.формировать умение детей устанавливать причинно-следственные свя...

Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: "Магнит и его свойства"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что ...