Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: "Магнит и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кучеренко Светлана Александровна

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Знакомство с магнитом и его свойствами»

                                             

                                             Подготовила: воспитатель Кучеренко С. А.

                                                     Знания, не рождённые опытом, матерью всякой

                                                    достоверности, бесплодны и полны ошибок.

               

Леонардо да Винчи

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств, взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

• Знакомство с понятием "магнит".

• Формирование представлений о свойствах магнита.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Словарь: магнит, магнетизм, южный полюс, северный полюс, магнитная стрелка,  компас.

Ход:

Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся с вами с удивительным предметом, который называется магнит. Выясним, каким необыкновенным свойством он обладает. А поможет мне наш гость – Знайка. Знакомьтесь.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которых много валялось под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

А сейчас отгадайте-ка загадки.

Загадки

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает. (…)

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним ты отыщешь непременно,

Иголку маленькую в куче сена. (…)

Воспитатель: Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

Давайте возьмёмся за руки и произнесем волшебное  заклинание:

1-2-3-4-5

Начинаем колдовать

Наши дети изменились

И в учёных превратились!

Воспитатель:  Теперь вы настоящие учёные - исследователи. И мы отправляемся в «Лабораторию секретов». Но прежде, мы должны вспомнить, как нужно себя вести в лаборатории:

- не шуметь

-на столах ничего не трогать, без разрешения

-ничего не  брать в рот

-бережно обращаться с оборудованием.

Опыт 1 «Всё ли притягивает магнит? »

Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) ”

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.

Вывод, что притягиваются только железные предметы. Это явление называется магнетизм.

Воспитатель: Закрепим наши только что полученные знания.

Игра

Воспитатель показывает карточки с изображениями предметов. Один хлопок – если притягивается магнитом, если не притягивается – два хлопка.

Опыт 2 «Действует ли магнит через другие материалы? »

А) У Знайки тут беда приключилась. Он уронил скрепки в стеклянный стакан с водой. Их нужно достать, вот только руки мочить не хочет. Попробуем ему помочь? А как мы сможем это сделать, чтобы наши руки остались сухими?

Дети при помощи магнита проводят по стеклу, тем самым вытаскивают скрепки из воды.

Вывод: магнит действует через стекло и воду. Снова наблюдаем явление – магнетизм.

Б) А следующий опыт поможет нам испытать силу магнита через бумагу. Сказочные герои пришли на пляж и хотят поиграть. Мы с вами при помощи волшебной силы магнита заставим эти фигурки двигаться и проверим, не теряет ли магнит свою силу через бумагу.

(на картонной поверхности выставляются сказочные герои, прикрепленные к магнитам, а дети, приставляя свои магнитики снизу, приводят в движение фигурки.)

Вывод: магнит действует через бумагу.

В) А теперь мы испытаем волшебную силу магнита через ткань. Перед вами на ткани нарисованы растения. Обратите внимание, на них чего-то не хватает. Сейчас весна, многие растения и деревья цветут, и нашу картину нужно украсить. Предлагаю сейчас каждому взять цветочек или бабочку и при помощи магнита прикрепить к картине.

Вывод: через ткань магнит тоже действует.

Г) Интересно, а справится ли наш магнит через пластиковую дощечку?

Итак, при помощи магнита мы попробуем помочь тигренку попасть в гости к своим друзьям. Нужно провести его от одного домика к другому по тропинке. (На пластиковой дощечке в противоположных углах изображены домики друзей. Между ними нарисована тропинка, по которой при помощи магнита нужно привести в движение фигурку тигренка).

Вывод: через пластик магнит действует.

Физкультминутка

Мы магниты, мы магниты,

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу,

И идём, идём по кругу.

Вместе сели, вместе встали,

Головою покачали.

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево - вправо повернулись

Наклонились, потянулись.

Опыт: 3 «Полюса. Взаимодействие двух магнитов»

Воспитатель:  «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются).  Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Почему же это происходит? Магнит имеет два полюса. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Это явление мы можем проверить еще одним способом – при помощи магнитной стрелки. Это металлическая стрелочка покажет нам южное направление, если мы поднесем к ней магнит с южным полюсом, и наоборот.

 Наша планета так же имеет два полюса – северный и южный. Определить направление этих полюсов мы можем при помощи еще одного прибора – компаса.

Вывод: у магнита два полюса – северный (отрицательный) и южный (положительный). Определяем земные полюса при помощи компаса.

Молодцы, все верно. Знайка очень рад, что побывал сегодня у нас в гостях, потому что он получил новые знания, а знания – это самые ценные сокровища. А хотели бы вы отправиться на поиски настоящих сокровищ? (Да) Тогда берем свои волшебные магниты и отправляемся в путь!

(Отправляемся все вместе в путешествие по группе, проговаривая слова)

Мы идем, идем, идем,

Знания с собой берем.

Нам преграды не страшны,  (на пути ортопедическая дорожка)

Потому что мы дружны.

Друг за друга мы «горой»,

Нипочем нам страх любой!

Эту песню допоем

И сокровища найдем!

(Останавливаемся около стола. На столе «остров сокровищ», где спрятан клад. Под манной крупой находятся монетки, которые дети находят при помощи магнитов) Клад найден!

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравилось быть настоящими учеными?

О каком камне мы сегодня говорили?

Какие предметы притягивает магнит?

Через какие материалы он действует?

Притягиваются ли магниты друг к другу?

Как называются полюса магнита?

Как называется прибор, при помощи которого мы определяем полюса?

Какие полюса притягиваются? Отталкиваются?



Предварительный просмотр:

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Знакомство с магнитом и его свойствами»

                                             

                                             Подготовила: воспитатель Кучеренко С. А.

                                                     Знания, не рождённые опытом, матерью всякой

                                                    достоверности, бесплодны и полны ошибок.

               

Леонардо да Винчи

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств, взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

• Знакомство с понятием "магнит".

• Формирование представлений о свойствах магнита.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Словарь: магнит, магнетизм, южный полюс, северный полюс, магнитная стрелка,  компас.

Ход:

Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся с вами с удивительным предметом, который называется магнит. Выясним, каким необыкновенным свойством он обладает. А поможет мне наш гость – Знайка. Знакомьтесь.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которых много валялось под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

А сейчас отгадайте-ка загадки.

Загадки

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает. (…)

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним ты отыщешь непременно,

Иголку маленькую в куче сена. (…)

Воспитатель: Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

Давайте возьмёмся за руки и произнесем волшебное  заклинание:

1-2-3-4-5

Начинаем колдовать

Наши дети изменились

И в учёных превратились!

Воспитатель:  Теперь вы настоящие учёные - исследователи. И мы отправляемся в «Лабораторию секретов». Но прежде, мы должны вспомнить, как нужно себя вести в лаборатории:

- не шуметь

-на столах ничего не трогать, без разрешения

-ничего не  брать в рот

-бережно обращаться с оборудованием.

Опыт 1 «Всё ли притягивает магнит? »

Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) ”

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.

Вывод, что притягиваются только железные предметы. Это явление называется магнетизм.

Воспитатель: Закрепим наши только что полученные знания.

Игра

Воспитатель показывает карточки с изображениями предметов. Один хлопок – если притягивается магнитом, если не притягивается – два хлопка.

Опыт 2 «Действует ли магнит через другие материалы? »

А) У Знайки тут беда приключилась. Он уронил скрепки в стеклянный стакан с водой. Их нужно достать, вот только руки мочить не хочет. Попробуем ему помочь? А как мы сможем это сделать, чтобы наши руки остались сухими?

Дети при помощи магнита проводят по стеклу, тем самым вытаскивают скрепки из воды.

Вывод: магнит действует через стекло и воду. Снова наблюдаем явление – магнетизм.

Б) А следующий опыт поможет нам испытать силу магнита через бумагу. Сказочные герои пришли на пляж и хотят поиграть. Мы с вами при помощи волшебной силы магнита заставим эти фигурки двигаться и проверим, не теряет ли магнит свою силу через бумагу.

(на картонной поверхности выставляются сказочные герои, прикрепленные к магнитам, а дети, приставляя свои магнитики снизу, приводят в движение фигурки.)

Вывод: магнит действует через бумагу.

В) А теперь мы испытаем волшебную силу магнита через ткань. Перед вами на ткани нарисованы растения. Обратите внимание, на них чего-то не хватает. Сейчас весна, многие растения и деревья цветут, и нашу картину нужно украсить. Предлагаю сейчас каждому взять цветочек или бабочку и при помощи магнита прикрепить к картине.

Вывод: через ткань магнит тоже действует.

Г) Интересно, а справится ли наш магнит через пластиковую дощечку?

Итак, при помощи магнита мы попробуем помочь тигренку попасть в гости к своим друзьям. Нужно провести его от одного домика к другому по тропинке. (На пластиковой дощечке в противоположных углах изображены домики друзей. Между ними нарисована тропинка, по которой при помощи магнита нужно привести в движение фигурку тигренка).

Вывод: через пластик магнит действует.

Физкультминутка

Мы магниты, мы магниты,

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу,

И идём, идём по кругу.

Вместе сели, вместе встали,

Головою покачали.

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево - вправо повернулись

Наклонились, потянулись.

Опыт: 3 «Полюса. Взаимодействие двух магнитов»

Воспитатель:  «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются).  Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Почему же это происходит? Магнит имеет два полюса. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Это явление мы можем проверить еще одним способом – при помощи магнитной стрелки. Это металлическая стрелочка покажет нам южное направление, если мы поднесем к ней магнит с южным полюсом, и наоборот.

 Наша планета так же имеет два полюса – северный и южный. Определить направление этих полюсов мы можем при помощи еще одного прибора – компаса.

Вывод: у магнита два полюса – северный (отрицательный) и южный (положительный). Определяем земные полюса при помощи компаса.

Молодцы, все верно. Знайка очень рад, что побывал сегодня у нас в гостях, потому что он получил новые знания, а знания – это самые ценные сокровища. А хотели бы вы отправиться на поиски настоящих сокровищ? (Да) Тогда берем свои волшебные магниты и отправляемся в путь!

(Отправляемся все вместе в путешествие по группе, проговаривая слова)

Мы идем, идем, идем,

Знания с собой берем.

Нам преграды не страшны,  (на пути ортопедическая дорожка)

Потому что мы дружны.

Друг за друга мы «горой»,

Нипочем нам страх любой!

Эту песню допоем

И сокровища найдем!

(Останавливаемся около стола. На столе «остров сокровищ», где спрятан клад. Под манной крупой находятся монетки, которые дети находят при помощи магнитов) Клад найден!

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравилось быть настоящими учеными?

О каком камне мы сегодня говорили?

Какие предметы притягивает магнит?

Через какие материалы он действует?

Притягиваются ли магниты друг к другу?

Как называются полюса магнита?

Как называется прибор, при помощи которого мы определяем полюса?

Какие полюса притягиваются? Отталкиваются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности "Пузыри"

Конспект занятия в младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности "Пузыри"...

Конспект занятия в старшей группе по опытно - экспериментальной деятельности на тему: "Волшебная вода"

Способствовать развитию у детей познавательной деятельности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышению; познакомить со свойствами воды, о ее значимости....

Конспект занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности. «Есть ли воздух или нет».

Конспект занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности.«Есть ли воздух или нет».В рамках проекта «Дни науки в детском саду» (эксперимент с воздухом) .Цель: ...

Конспект онлайн-занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности: «Секреты воздушного шарика»

Цель: расширение кругозора детей дошкольного возраста о воздушном шаре, его свойствах и возможностях.Задачи:- Развивать речь, внимание, интерес к процессу исследования.- Воспитывать устойчивый ин...

Конспект занятий в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»

Конспект занятий в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»...