История возникновения игрушки. Развивающее занятие.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Трофимова Татьяна Ивановна

В материале редставлены конспект и презентация  на тему "История возниконовения игрушки". 

Детям будет интересно  узнать о том,  как развивалась игрушка,  какими  игрушки были  раньше.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_igrushki.docx21.78 КБ
Файл istoriya_vozniknoveniya_igrushki_.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

История возникновения игрушки

Воспитатель  первой категории

Трофимова Татьяна Ивановна

МДОУ №7 «Петушок»

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки.

 Во все исторически эпохи игрушка была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. Погремушкам  несколько тысяч лет. Вокруг них  даже возникли жаркие научные споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребенка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но, другие  возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребенку,  что уже очень важно. Шум,  шелест, стук знакомят с понятиями «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу их  воспроизведения. Безусловно, очень важно и то, что с определенного времени ребенок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук. 

Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки. Так, например,  появилась игра в бирюльки. Подлинный смысл игры известен сегодня лишь специалистам-историкам. Эта игра была достаточно популярна в русских, преимущественно крестьянских, семьях в 30-40-х годах позапрошлого столетия. Имевшая свою «практическую задачу» - приучать детей к терпению, воспитывать способность концентрировать внимание, игра вместе с тем давала представление о сложности и взаимосвязи всех процессов, происходящих в  мире.

«Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок и соломенный крючочек.  Идея состояла в том, что играющие из кучи по одной вытаскивали соломинки крючком, стараясь не задеть при этом весь ворох. Если он все таки рассыпался, то следующую попытку делал другой игрок. Игра воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, а главное -   с помощью вороха соломинок ребенок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о том, как трудно изменить часть, не разрушив целого,  -  всю сложную систему взаимосвязей.

В наше время игру реконструировали, только теперь бирюльки делаются не из соломы, а из дерева. Игра имеет и психотерапевтический эффект и может помочь в выработке усидчивости и внимания. Игрокам в бирюльки необходимо набраться не  только терпения,  но и доброжелательного отношения к товарищам по игре -  без этого ничего не получится. А что, если, например,  двум драчунам в качестве наказания, проложить разобрать кучу бирюлек? Сначала, видимо им будет трудно (бурлят эмоции «ОН первый полез!; сжимаются кулаки «Нет, он первый начал!» и пр.), но постепенно сама игра потребует, чтобы  конфликт и агрессия ушли, «разобрались», как маленькие бирюльки.

Но по праву самой древней игрушкой человечества является кукла

Первые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соломы. Причем куклами играли не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет. К концу 19 века у людей куклы   играли роль оберега. Они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от козней злых духов. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, что помогало развитию зрения младенца.
      Большое распространение в те времена получили так же куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, по этому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок.

    Постепенно игрушки становились все более разнообразными. Теперь дети играли уже не только традиционными куклами, начинали появляться матрешки, различные перчаточные куклы.

   Матрешка- уникальная игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром

Говоря о куклах, хочется упомянуть» Самую русскую игрушку – носатого Петрушку». Ни одно кукольное представление не обходилось без этого героя.

Нужно отметить, что в России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игрушки вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки и т.п. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки:  веревки, чижи, палочки, волчки, биты и пр.

Особое внимание уделялось процессу игры и правил воспитания, посредством игры. Например, в  интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков», даны правила, касающиеся воспитания посредством  игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши – будущего царя Александра I.

Вот некоторые распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников (наставников) ее внуков.   «Веселость нрава Их Высочества не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимися.

Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были и здоровье их от  оных не претерпело вреда».

Российская царица справедливо замечала: «Дав детям совершенную свободу, скорее узнать можно нравы  и склонности их… Питая в детях веселость нрава, надлежит отделять от их глаз и ушей все тому противное, как –то: печальные воображения или уныние наносящие рассказы, также ласкательства…. Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начинать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, через  который получили бы умножение знанию…». Мудрые рассуждения и наказы императрицы-бабушки! Они не утратили своей актуальности и по сей день.

Что же качается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений – тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал,  из которого изготавливались игрушки.  К примеру,  тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое отношение к миру,  необходимое для полноценного детского бытия. Поэтому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.

В противоположность этим традициям так называемые «современные игрушки»,  чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания» сюжета, самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка.    

      Долгий путь проделала игрушка. С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.

В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.

В пятидесятые в моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.

В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.

Семидесятые-восьмидесятые

Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам. 
Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка

Девяностые

Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и Тамагочи.

В наши дни дети все больше играют интерактивными игрушками: игрушечные планшеты, телефоны,  игрушки с механизмами.  

На мой взгляд, игрушки должны быть ориентированы на то, чтобы  развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. А наша задача – правильно подобрать игрушки нашим детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРУШКИ ТРОФИМОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Слайд 5

Древняя погремушка

Слайд 7

Игра в бирюльки

Слайд 9

Матрешка

Слайд 10

Перчаточная игрушка Петрушка

Слайд 11

Игрушка Царевича Александра I

Слайд 12

Плюшевый мишка 50-х годов

Слайд 13

Игрушка 60-х годов

Слайд 15

Игрушки 70-80-х годов

Слайд 16

Игрушки 90-х годов

Слайд 19

Игрушки наших дней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»

Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....

Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».

Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

Конспект интегрированного занятия «История возникновения Олимпийских игр»

Интегрированное занятие cиспользованием презентации. ...

Занятие Путешествие в Древнюю Грецию. История возникновения Олимпийских игр». Из серии занятий «Навстречу XXIII Олимпийским играм…»

Занятие посвящено  истории возникновения Олимпийских игр, первым видам спорта , в которых участвовали олимпийцы...

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...