Система работы воспитателя по формированию знаний о птицах как части природы (метод. рекомендации)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Система работы воспитателя по формированию знаний о птицах как части природы (метод. рекомендации)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселёвского городского округа

Система работы воспитателя

по формированию знаний о птицах

как части природы

(Методические рекомендации)

подготовила

Набережнева Светлана Дмитриевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Киселёвск, 2019


Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач экологического воспитания, ограничились исследованием области ознакомления детей с птицами. Выделение этого вопроса не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей.

Компоненты содержания экологического просвещения дошкольников по теме «Птицы»:

1) познавательный (развитие ребенка через знакомство с миром птиц);

2) ценностный (формирование потребностей в разумном отношении к пернатым);

3) нормативный (получение знаний о правилах ухода за птицами);

4) деятельностный (участие в природоохранных акциях совместно с родителями).

Процесс формирования системы знаний о живой природе, в том числе и о птицах, как составной части природы, довольно длительный. К тому же, опрос родителей показал, что:

  • большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;
  • интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
  • теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -19% семьях;
  • конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.

По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера.

Поэтому формирование системы знаний о птицах у детей дошкольного возраста проводим в несколько этапов.

На первом этапе (младший и средний дошкольный возраст) учим детей различать живую и неживую природу, выделять отличительные особенности живой природы. На этом этапе стремились подвести детей к пониманию, что всё живое делится на растительный и животный мир, что птицы - одни из представителей животных. На занятиях рассматривали строение и внешний вид птиц, учились различать их по внешним признакам, питанию и среде обитания, запоминать названия.

На втором этапе (средний дошкольный возраст): уточняли знания об основных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выявляли основные признаки этих групп, акцентируя внимание на птицах; совершенствовали умение детей группировать птиц по разным признакам (дикие-домашние, перелётные-осёдлые-зимующие, хищные-насекомоядные); систематизировали и расширяли представления о различных местах обитания птиц (лес, луг, водоём, горы).

На третьем этапе (старший дошкольный возраст) будем закреплять и расширять знания детей о птицах, систематизировать причинно-следственные связи между неживой и живой природой. К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц, уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Всю работу по изучению птиц условно можно разделить на блоки:

1. Строение птиц, их внешность, места обитания.

  1. Перелетные птицы. Примеры причинно-следственной связи между неживой и живой природой.

3. Зимующие птицы. Что может сделать для них человек?

4. Домашние птицы. Их зависимость от человека. Польза человеку от них.

5. Водоплавающие птицы, как обитатели водоемов. Охрана водоемов человеком.

6. Птицы живого уголка природы в детском саду.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: циклы наблюдений за птицами в уголке природы и на участке, ведение календаря природы, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые, обучающие ситуации, с использованием игрушек и литературных персонажей, исследовательская работа, дидактические и подвижные игры, рассказ, беседа, чтение художественных произведений. Данные формы и методы эффективны как для детей 4-5 лет, так и для 6 -7-летних.

Остановимся подробнее лишь на наиболее интересных для ребят и эффективных, на наш взгляд, приёмах и методах работы при изучении темы «Птицы»

1. Исследовательско-поисковая деятельность. В процессе восприятия мира окружающего ребёнка, очень важно, в первую очередь исследовать те объекты, которые находятся рядом, т.е. в том месте, где живет малыш. Поэтому вместе с детьми наблюдали за птицами, которые живут в нашем микрорайоне. Дети прослеживали взаимосвязь и взаимозависимость между изменениями в природе и жизнью птиц. Они учились рассуждать и делать умозаключения на основе своих небольших наблюдений. Организуя процесс наблюдения живых объектов (в нашем случае птиц) важно придерживаться следующих ключевых моментов:

1) Непосредственно перед наблюдением тщательно выбирать исследуемый объект вместе с детьми.

Например, зимующие птицы. Для этого дети отбирали карточки с изображением зимующих птиц: синиц, снегиря, воробья, вороны и др. Искали вместе с родителями информацию о них, готовили сообщения или слайд-презентации, фотоколлажи.

2) Постановка вопросов до наблюдения и во время наблюдения (Какие бывают виды птиц? Какие функции выполняют? Каким кормом питаются?)

Маленькие дети большие почемучки и задают взрослым множество вопросов, в том числе и на экологические темы. Тогда здесь уместна элементарная поисковая деятельность, чтобы дети могли сами найти ответ на интересующий их вопрос. В результате экспериментов, опытов и наблюдений, под руководством воспитателя, они находят правильный ответ. Так, наблюдая за птицами, одна из девочек в моей группе задала вопрос «Как сова оказалась в городе, ведь она лесная птица?» Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины: много снега, в лесу корм найти сложно, численность сов увеличилось, поэтому летят в город, где могут поживиться мелкими птахами.

3) Рефлексия (получение обратной связи после наблюдения за птицами).

Например, создали специальный стенд, где размещали ежедневную информацию о нашей совместной деятельности с детьми и предложения, советы родителям, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместно экскурсию, организовать опыт и т.д. (приложение 1). Их цель заинтересовать мам и пап, включить в совместную с ребёнком деятельность.

2. Приём «Спроси у другого человека». Научить ребенка спрашивать и воспринимать информацию - одна из важнейших целей педагогической деятельности. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто цениться больше, чем умение его решать.

Так, научая детей задавать вопросы, предлагала 2 варианта: мы - воспитатели задаём вопрос, а дети вместе с родителями ищут на него ответ; дети вместе с родителями формулируют вопрос и предлагают его группе, а дети вместе с нами - воспитателями ищут на него ответ. Например, в группе проводили вечера вопросов и ответов, появлялся волшебный конверт с интересным вопросом, в уголок для родителей «прилетала» сорока с посланием от лесных птиц и т.д. Такой подход имеет большое значение в развитии ребенка дошкольника и способствует взаимодействию всех членов семьи.

3. Приём «Узнай из книг». Многие явления жизни птиц, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения художественной литературы, проведённых наблюдений и бесед становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Ответы на них искали в книгах. Для этого в группе вместе с родителями собрали познавательную литературу: энциклопедия «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М.Ю. Ильин), «Что такое? Кто такой?», рассказы, сказки, пословицы, загадки и пр. Тематическая подборка книг соответствует изучаемой проблеме. В папках-передвижках разместили фотографии, иллюстрации из книг цикла «Зимующие птицы», «Птицы наших лесов», «Кто поёт в нашем дворе?».

На основе прочитанных произведений беседовали о прочитанном. Например, по произведению Л. Толстого «Птичка» проведена беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили?» - готов или не готов ухаживать за птичкой, отказывая в чем-то себе. Беседа «Птицы должны жить» с целью задуматься, что дали птицы человечеству, каково бы было людям без птиц. О причинах перелета птиц проведена беседа «Где живут зимой птицы?». Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

4. Наблюдение и экспериментирование. Одним из аспектов работы по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен на открытой площадке, где не очень много зелени. На участке для прогулок группы растут 2 белоствольные берёзки, и несколько кустов акации. Но он красив и привлекателен во все времена года. И, тем не менее, не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте, к птичкам, которых они здесь видят или слышат. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами акации или яркими красками оперения грудки снегиря, хвостика трясогузки. Поэтому сама собой встала задача не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании и охране. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное вокруг. Круглый год ведём наблюдения за изменениями в природе, поведением птиц в разные сезоны, т.к. это один из основных методов ознакомления детей с ними.

Известно, что наблюдение - специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

В современной педагогике существует классификация наблюдений:

  • по времени: кратковременные и длительные;
  • от места проведения: естественная среда и специально организованная;
  • по количеству детей: индивидуальные, групповые, фронтальные;
  • от инициатора: самостоятельное наблюдение, с подачи взрослого;
  • от дидактических задач: первичное, повторное, итоговое.

Например, осенью ежедневно осматривали растения на участке, наблюдая не только появление первых жёлтых листьев, но и обращали внимание на птиц, которые там обитают, изменения в их поведении. Предлагали прислушаться к их пению, определить, отличается ли оно от пения летом. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края, а осёдлые птицы – голуби, вороны, воробьи – из маленьких сбиваются в большие стаи. Зимой организовали целый цикл наблюдений: «Что необходимо, чтобы зимующие птицы прозимовали?», «Каждой пичужке свой корм и кормушка». Организовали целый цикл наблюдений (цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений) за конкретным объектом участка детского сада. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о птицах, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. C:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\КОНКУРСЫ\2013-2014\РАБОТЫ\Голубева С.Д\Вт. отчёт о птицах\Фото1514.jpgC:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\КОНКУРСЫ\2013-2014\РАБОТЫ\Голубева С.Д\Вт. отчёт о птицах\Фото1516_001.jpg

Для этого при помощи родителей изготовили кормушки и развесили их на участке для прогулок. Затем установили наблюдение за содержанием «птичьих столовых». Для этого усвоили простые правила: в кормушках всегда должен быть корм, снег не должен засыпать корм. Дети стали составлять меню для своих новых друзей. Они взяли за правило, что хлебные крошки нужно не выбрасывать, а подсушивать как корм. Наблюдая за работой «птичьей столовой» дети выяснили, какие птицы прилетают к кормушке, кто чаще бывает, а кто прилетает иногда, выяснили, что птицы общаются между собой: «они очень довольны обедом и благодарят за него». 

По такому же принципу провели наблюдения весной: «Куда подевались снегири?», «Чей это домишко?», «Птицы – наши друзья» и др. (приложение 2) Проводя наблюдения за птицами, отмечали их особенности, взаимоотношение с людьми - реакция на их появление, изменения жизненных проявлений в разные сезоны (гнездостроение, запас кормов, их поиск зимой, перелетные, зимующие, осёдлые). При этом дети повторяли за взрослыми новые слова, старались их запомнить и затем использовали их в своих рассказах.

При проведении таких циклов наблюдений заметила, что у детей создается прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

5. Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием. Экскурсии организуем для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения является парк, лесополоса, родник. Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим в лесу, на роднике в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

Экскурсии в уголок живой природы при Центре детского творчества проводим с целью осмысления существования птиц в неволе и в природе.

Каждое знакомство с природой стараемся превратить в занятие-развитие детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

6. Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные эколого-дидактические игры и речевые логические задачи: «Кому для чего нужны клювы?», «Угадай, где я живу?», «Прими мудрое решение» и т.д. (приложение 3) Так, например, целью игры «Меню для птиц» является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы, прилетающей на кормушку. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Например, словесная игра «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), расширить природоохранные представления. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовали дидактические игры: «Угадай правило», содержание которой - описание поведения человека по отношению к объектам природы, объяснение этих действий. «Выбери правильно дорогу» – цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).

Говоря об организации работы по формированию знаний о птицах необходимо остановиться на формах взаимодействия воспитателя, детей и родителей.

Основная форма организации детей при ознакомлении с птицами - это занятие. Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству.

При подборе занятий основное внимание уделяли систематичности и последовательности их проведения, с тем, чтобы обеспечить целостность и прочность формируемых экологических знаний, умений и навыков. На занятии сообщали детям не только новые сведения о птицах, но и закрепляли уже имеющиеся у них знания. Для этого использовали разнообразные приёмы и методы. На занятиях и в НОД стараемся донести до детей интересные сведения и бережное отношение к пернатым (приложение 4). Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок или Сороока-белобока, по теме «Озеро» – Водяной, Русалка или уточка Серая Шейка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию, размышлению. Например:

1. Составление цикла описательных рассказов о птицах «Лесовичок рассказывает о птицах». В результате у нас получилось целое информационное фотолото – серия карточек, одна сторона которых – фото птицы, другая - небольшой рассказ о ней.

2. Знакомство с растениями, несущими корм птицам (клен, ясень, калина, рябина) и составление гербария. При этом ищем ответ на вопрос: «Что же необходимо сделать, чтобы птицы не погибли?» Одно из решений подкормить тиц, сделать совместно с родителями кормушки, заготовить корм для птиц.

3. В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о птицах, природе (приложение 5.). Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит. При этом обращаем внимание детей на то, с какой любовью народ подмечал повадки пернатых соседей.

4. Заучивание стихотворений о птицах. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы, птиц можно найти в стихотворениях Б. Заходера, Е. Боагининой, Я. Акима, О. Григорьева и др. (Приложение 6.).

5. Чтение книг о птицах. Художественная литература расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни живых существ, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бианки о животных («Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Птичья столовая»), Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»; рассказы К. Паустовского «Растрепанный воробей», М. Горького «Воробьишко». Прекрасными иллюстрациями для объяснения экологического материала могут служить стихи и сказки Б.Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру.

Отметим, что не всякая литература о природе может быть использована для целей экологического образования. Например, существует много стихотворений о лесе, в которых авторы призывают беречь лес только потому, что он даёт людям ягоды, грибы, орехи. Это часто потребительский подход, когда человек рассматривает природу через призму своей выгоды, забывая о её самоценности. Поэтому тщательно подходим к выбору произведения для ознакомления (чтения и беседы).

6. Организация праздников, развлечений, тематических концертов, посвящённых птицам «Весенний праздник птиц», «Птицеград» и др. (приложение 7.). Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Для достижения нужного воспитательного эффекта (результата) важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

7. Природоохранные акции. Участие в ежегодной весенней акции «Ты лети, товарищ птица, тебе есть, где приземлиться» (1 апреля – День птиц), «Птичья столовая» (изготовление кормушек вместе с родителями и подкормка птиц в зимнее время) и т.д.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и пол-

ноценного общения детей с живой природой, в том числе и птицами. Вместе с детьми посильно заботимся об обитателях уголка живой природы при МБОУ ДОД ЦРТДЮ: собираем и приносим корм для птиц, живущих там, помогаем ухаживать за ними (меняем водичку в клетках, насыпаем корм в кормушки). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим и нравственным. Например, использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу бесед дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Жар-птицу», как праобраза павлина; птиц, прилетающих к кормушке). Большое внимание отводим и рисованию – дети получают специальные знания, помогающие им осваивать материал (о строении тела птицы, её оперении), одновременно слушая художественные тексты, беседуя с воспитателем. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов. На занятиях по развитию речи используем картины и иллюстрации с изображением птиц разных пород.

Для занятий используем

  • наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
  • музыкальное и видеосопровождение: аудиозаписи голосов птиц, звуков леса, видеофильмы и слайд-презентации о птицах, их жизни, повадках и т.д. (приложение 8).

Кроме описанных приёмов и методов, вместе с детьми и родителями мы разработали свои традиционные мероприятия, которые стали своеобразными ритуалами в группе:

  • утренние беседы о птицах (домашних питомцах или диких, увиденных на прогулке во дворе);
  • путешествия по карте родного края (региональный компонент в ознакомлении детей с птицами);
  • доброе дело (заготовка кормов, подкормка, оказание помощи);
  • «Знайка для любознательных» - сменная викторина о птицах в уголке природы. Их мы проводим после чтения книг, экскурсий в природу, наблюдений. Например: «У птицы есть…», «Кто поёт зимой в лесу?», «Всё о птицах леса», «Птицы нашего двора» и др. Такие викторины способствуют обогащению детей знаниями о характерных особенностях, повадках птиц.

  • встречи «А вот у нас!..» (небольшие выступления и презентации детей с родителями о домашних птицах);

C:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\КОНКУРСЫ\2012 - 2013\РАБОТЫ\Голубева С.Д\Климова Инга\DSC_0185.jpg

  • экологические конкурсы: «Каждой пичужке своя кормушка», «Внимание! Скворечник!», «Жар-птица. Какая она?», «Покормите птиц зимой!» и др. (приложение 9);
  • инсценировки экологических сказок (приложение 10) и др.

Экологическое воспитание проводим в тесной связи с семьёй. Уже на первом родительском собрании мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:

1) приучать детей бережно относиться ко всему живому (не только птицам);

2) заботиться о птицах, животных; 

3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

Реализуя поставленные задачи, родители активно участвовали в жизни группы. Взаимодействие воспитателя и родителей осуществлялось через разные формы:

  • консультации (приложение 11),
  • тематические родительские встречи;
  • помощь в изготовлении скворечников и кормушек,
  • подготовка презентаций о домашних птицах;
  • участие в утренних встречах, праздниках, конкурсах и т.д.

Экологическое воспитание детей, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за домашними и зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.


Список литературы

  1. Батый И. Птицы зимой. [Электронный ресурс] – Стихи.ru – URL: http://www.stihi.ru/2006/12/15-58  (Дата обращения: 03.10.2011).
  2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. [Текст]/Т.М. Бондаренко, Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – С. 47-51.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. [Текст]/Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 304 с.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Г.А. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. [Текст]/ О.И. Давыдова, А.А. Майер, Г.А. Богославец, М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  5. Домашние, перелетные, зимующие птицы. Картотека предметных картинок. [Иллюстрации]/М.: Детство-Пресс, 2000.
  6. Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология. // Мир природы [Электронный ресурс] – Сайт «Детский сад. RU». –  URL:  http://detsad61.ru/mir_prirody (Дата обращения: 20.11.2010).
  7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст]/А.И. Иванова, М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир  растений. [Текст]/А.И. Иванова, М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
  9. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. [Текст]// Г. Иванова, В. Курашова - Дошкольное воспитание. №7. – С. 10-12.
  10. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст]/Н.В. Коломина, М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
  11. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие [Текст]// Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Понамарёвой, М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
  12. Маневцева Л. Ребёнок познаёт мир природы [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.
  13. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. [Текст]/О.В. Мариничева, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192 с.
  14. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. [Текст]/С.Н. Николаева, М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. [Текст]/С.Н. Николаева, М.: Просвещение, 2002. – 203 с.
  16. Стихи о птицах [Электронный ресурс] – Раннее развитие детей – URL:  http://www.razumniki.ru/stihi_pro_ptic.html (Дата обращения: 03.10.2013).
  17. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий [Текст]//авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 36-54.
  18. Шишкина В.А. Прогулки в природу. [Текст]/В.А. Шишкина, М.: Просвещение, 2003. – 112 с.
  19. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. [Текст]/Т.А. Шорыгина, М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 87 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.

В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода....

Развитие фонетико-фонематической системы языка на основе формирования знаний об окружающем.

Методическая разработка (консультация) для педагогов, работающих в логопедических группах детских садов "Развитие фонетико-фонематической системы языка на основе формирования знаний об окружающем"....

"Система работы по обучению детей безопасному поведению на проезжей части и правилам дорожного движения"

С каждым годом проблема детского травматизма становится острее. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек.  Поэтому уже в детском саду необходимо из...

Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...

Из опыта работы «Система работы ДОУ по формированию у воспитанников целостных представлений об окружающей природе»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ...

Методические рекомендации "Этапы работы воспитателя по формированию культуры поведения у дошкольников"

В материале даты рекомендации по учету возрастных особенностей детей при организации воспитания культуры поведения....