Конспект познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему "Секреты обыкновенной бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Опытно-экспериментальная деятельность об истории и свойствах бумаги

Конспект познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему  "Секреты обыкновенной бумаги"

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний представлений о свойствах бумаги через опыты и эксперименты.

Задачи:

Образовательные: Создать условия для формирования представлений о видах и свойствах бумаги. Поощрять стремление самостоятельно проводить опыты и эксперименты, обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:

Выставка различных видов бумаги, предметов сделанных из бумаги, иллюстрации, изображающие древние носители письменности.

Раздаточные материал:

Бумага, картон, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка, раст. масло, вода, спички (у взрослого)

Методические приемы:

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

Содержание  непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент:

Здравствуйте, друзья! Сегодня я предлагаю вам поиграть в научную лабораторию. Давайте представим, что мы ученые, занимаемся интересными вопросами, изучаем различные вещества и материалы. А как вы думаете, что делают ученые? (Ответы. Упражнение «Подбери глагол (действие)»)

Итак, мы собрались на научную конференцию, которая посвящена изучению свойств бумаги. Скажите, а нужна ли людям бумага? Где мы встречаем ее в нашей жизни? (Ответы. Обращение к выставке.)

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю обратиться к истории (Показ иллюстраций) Делают бумагу из древесины. Это долгий и трудный процесс и для этого используются деревья, которые очень важны для нас, для жизни на нашей планете, и люди должны позаботиться о том, что бы сохранить деревья. И ученые-химики придумали способ перерабатывать старую уже не нужную бумагу и производить из нее новую. А для этого все мы можем сдавать старые газеты, журналы, исписанные тетрадки пункты сбора макулатуры (так называется использованная, уже не нужная бумага). В нашем городе тоже есть такие пункты. Вы можете организовать своих родителей и сдать свою домашнюю макулатуру. Этим вы поможете сохранить для всех деревья.

Но что же все-таки представляет собой материал – бумага? Предлагаю пройти к столам, занять свои места и провести несколько опытов.

2. Поисково-практическая деятельность

Опыт №1 "Бумага намокает"

Нам понадобится вода. Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага по толще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, она - материал непрочный.

Опыт №2 "Бумага мнется"

Возьмите по одному листу бумаги белой и картона, сомните их. Оба листочка смялись одинаково легко? (Ответы.) Какой делаем вывод?

Да. Чем толще бумага, тем труднее ее смять.

Опыт №3 "Бумага рвется"

Возьмите бумагу и картон, начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся.

Теперь, коллеги, приглашаю немного отвлечься и отдохнуть, давайте поиграем.

 Физминутка:

 Игра «Бывает – не бывает»

Называются слова-предметы на те, которые сделаны из бумаги хлопаем, а на те которые сделаны из других материалов – приседаем. ( Газета, стул, салфетка, кастрюля, троллейбус, книга, стакан, журнал, компьютер,  письмо, пылесос)

Игра "Из чего какой?" с мячом

Коробка из картона - картонная... (бумага, пергамент, береста, картон

Самолетик из бумаги – бумажный

Грамота из бересты – берестяная

Страница из журнала – журнальная

Статья из газеты – газетная

Табличка из глины – глиняная

Пергамент из кожи – кожаный

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

Изучать опять пойдем.

Опыт  №4 "Бумага режется"

Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?

Вывод: картон толще, чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины.

Опыт №5 "Бумага впитывает масло"

Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

Дети: бумага впитывает масло.

Вывод: масло пропитывает бумагу. Промасленную бумагу используют для заворачивания металлических вещей, что бы сохранить их от влаги.

Опыт №6 "Бумага издает звук"

Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон .

Вывод: при смятии, трении- бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Опыт №7 "Бумага летает"

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Сейчас мы подуем на бумажные полоски. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

Вывод: полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Опыт №9 "Бумага горит "

А вот следующий опыт я проведу сама. Как думаете, что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.

А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

А еще из бумаги можно делать чудесные поделки. Полезные и красивые вещи. Но этим займемся чуть позже.

Я снова предлагаю отдохнуть и поиграть, так как работа нашей конференции напряженная, требующая сил и внимания.

Игра с мячом «Придумай действие»

Вспомним, что же можно сделать с бумагой? Я бросаю мяч, а отвечаете.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Летает

8. Бумага горит.

Раз уж бумагу можно мять, значит ее можно и аккуратно складывать. А мы с вами знаем о существовании искусства складывать бумагу получать при этом что-нибудь нужное и красивое. Это оригами. Мы сделаем стаканчик. В него можно что-то класть: семечки, конфетки, из него можно пить только не долго так как мы помним, что бумага имеет свойство намокать и портится.

Делают стаканчик-оригами.

А самое приятное место где используют бумагу знаете какое? Кондитерская фабрика! Фантики и красочные коробки для конфет, картонки для тортов и пирожных.

В конце работы нашей конференции, которая прошла весьма интересно и плодотворно, я хочу угостить вас и наших гостей конфетами фабрики «Южуралкондитер». Всем большое спасибо за работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poiskovo.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему  "Секреты обыкновенной бумаги"

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний представлений о свойствах бумаги через опыты и эксперименты.

Задачи:

Образовательные: Создать условия для формирования представлений о видах и свойствах бумаги. Поощрять стремление самостоятельно проводить опыты и эксперименты, обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:

Выставка различных видов бумаги, предметов сделанных из бумаги, иллюстрации, изображающие древние носители письменности.

Раздаточные материал:

Бумага, картон, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка, раст. масло, вода, спички (у взрослого)

Методические приемы:

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

Содержание  непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент:

Здравствуйте, друзья! Сегодня я предлагаю вам поиграть в научную лабораторию. Давайте представим, что мы ученые, занимаемся интересными вопросами, изучаем различные вещества и материалы. А как вы думаете, что делают ученые? (Ответы. Упражнение «Подбери глагол (действие)»)

Итак, мы собрались на научную конференцию, которая посвящена изучению свойств бумаги. Скажите, а нужна ли людям бумага? Где мы встречаем ее в нашей жизни? (Ответы. Обращение к выставке.)

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю обратиться к истории (Показ иллюстраций) Делают бумагу из древесины. Это долгий и трудный процесс и для этого используются деревья, которые очень важны для нас, для жизни на нашей планете, и люди должны позаботиться о том, что бы сохранить деревья. И ученые-химики придумали способ перерабатывать старую уже не нужную бумагу и производить из нее новую. А для этого все мы можем сдавать старые газеты, журналы, исписанные тетрадки пункты сбора макулатуры (так называется использованная, уже не нужная бумага). В нашем городе тоже есть такие пункты. Вы можете организовать своих родителей и сдать свою домашнюю макулатуру. Этим вы поможете сохранить для всех деревья.

Но что же все-таки представляет собой материал – бумага? Предлагаю пройти к столам, занять свои места и провести несколько опытов.

2. Поисково-практическая деятельность

Опыт №1 "Бумага намокает"

Нам понадобится вода. Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага по толще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, она - материал непрочный.

Опыт №2 "Бумага мнется"

Возьмите по одному листу бумаги белой и картона, сомните их. Оба листочка смялись одинаково легко? (Ответы.) Какой делаем вывод?

Да. Чем толще бумага, тем труднее ее смять.

Опыт №3 "Бумага рвется"

Возьмите бумагу и картон, начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся.

Теперь, коллеги, приглашаю немного отвлечься и отдохнуть, давайте поиграем.

 Физминутка:

 Игра «Бывает – не бывает»

Называются слова-предметы на те, которые сделаны из бумаги хлопаем, а на те которые сделаны из других материалов – приседаем. ( Газета, стул, салфетка, кастрюля, троллейбус, книга, стакан, журнал, компьютер,  письмо, пылесос)

Игра "Из чего какой?" с мячом

Коробка из картона - картонная... (бумага, пергамент, береста, картон

Самолетик из бумаги – бумажный

Грамота из бересты – берестяная

Страница из журнала – журнальная

Статья из газеты – газетная

Табличка из глины – глиняная

Пергамент из кожи – кожаный

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

Изучать опять пойдем.

Опыт  №4 "Бумага режется"

Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?

Вывод: картон толще, чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины.

Опыт №5 "Бумага впитывает масло"

Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

Дети: бумага впитывает масло.

Вывод: масло пропитывает бумагу. Промасленную бумагу используют для заворачивания металлических вещей, что бы сохранить их от влаги.

Опыт №6 "Бумага издает звук"

Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон .

Вывод: при смятии, трении- бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Опыт №7 "Бумага летает"

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Сейчас мы подуем на бумажные полоски. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

Вывод: полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Опыт №9 "Бумага горит "

А вот следующий опыт я проведу сама. Как думаете, что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.

А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

А еще из бумаги можно делать чудесные поделки. Полезные и красивые вещи. Но этим займемся чуть позже.

Я снова предлагаю отдохнуть и поиграть, так как работа нашей конференции напряженная, требующая сил и внимания.

Игра с мячом «Придумай действие»

Вспомним, что же можно сделать с бумагой? Я бросаю мяч, а отвечаете.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Летает

8. Бумага горит.

Раз уж бумагу можно мять, значит ее можно и аккуратно складывать. А мы с вами знаем о существовании искусства складывать бумагу получать при этом что-нибудь нужное и красивое. Это оригами. Мы сделаем стаканчик. В него можно что-то класть: семечки, конфетки, из него можно пить только не долго так как мы помним, что бумага имеет свойство намокать и портится.

Делают стаканчик-оригами.

А самое приятное место где используют бумагу знаете какое? Кондитерская фабрика! Фантики и красочные коробки для конфет, картонки для тортов и пирожных.

В конце работы нашей конференции, которая прошла весьма интересно и плодотворно, я хочу угостить вас и наших гостей конфетами фабрики «Южуралкондитер». Всем большое спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе на тему: «Поможем зайке»

Задачи: Создавать условия для организации различных видов детской деятельности (продуктивной, коммуникативной) вокруг темы дня  «Поможемзайке»:  - в продуктивной деятельности уме...

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в старшей группе на тему «Всё о бумаге»

Продолжать формировать представление о свойствах писчей бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной группе по теме «Российская армия».

Формирование нравственно-патриотических качеств: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну....

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему "Секреты обыкновенной бумаги"

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему"Секреты обыкновенной бумаги"Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и предста...

Конспект познавательной деятельности по ознакомлению с предметным окружением Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»

познакомить детей со свойствами бумаги и ткани.Образовательные задачи:·       ознакомить со свойствами материалов: бумаги и ткани, видеть их сходства и различия;&m...