Статья на тему: "Изучение природы родного края старшими дошкольниками"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

        В настоящее время является актуальным вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.В данной статье перечислены разнообразные средства, методы и приёмы по ознакомлению дошкольников с природой родного края, которые помогут педагогам и родителям воспитанников в формировании начал экологической культуры у детей.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение природы родного края со старшими дошкольниками  

        В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

        Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,  В.А. Сухомлинский). В этом они видели средство всестороннего развития.

       В образовании дошкольников есть аспект, который можно рассматривать как некое противоречие. С одной стороны, общепризнано, что в ДОО реализуется экологическое образование — проводятся многочисленные экологические мероприятия (игры, проекты, праздники); в вузах будущие педагоги изучают курс «Экологическое образование детей»; изданы соответствующие учебные пособия. С другой стороны, в главном нормативном документе — Федеральном государственном стандарте дошкольного образования — экологическое образование не представлено, отсутствуют термины «экология» или «экологическое образование». Речь идет лишь о развитии первичных представлений о планете Земля, об особенностях ее природы, об освоении ребенком начальных знаний о природном мире, элементарных представлений из области живой природы, естествознания. Не используется термин «экология» и в Примерных образовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Успех», «Мир открытий»). Казалось бы, речь должна идти лишь о естествоведческом, но не об экологическом образовании детей. Однако, во ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия... мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания.

         В теории экологического образования одним из первых был сформулирован принцип междисциплинарности, который предполагает формирование экологических знаний, умений, отношений в процессе изучения всех или почти всех учебных дисциплин. Применительно к дошкольному образованию этот принцип нацеливает педагогов на осуществление экологического образования в рамках всех названных во ФГОС образовательных областей. В настоящее время известны три модели экологического образования: однопредметная, многопредметная и смешанная.

  • Однопредметная модель реализуется в рамках специального экологического курса (в дошкольном образовании это «Юный эколог» и др.) или интегрированной дисциплины экологической направленности.
  • Многопредметная модель реализуется за счет насыщения экологическим материалом всех или почти всех учебных дисциплин.
  • Смешанная модель предполагает изучение экологических вопросов в каждом учебном предмете и целостно в специальном предмете (предметах). Очевидно, что наиболее эффективна смешанная модель.

        Цель экологического образования — формирование экологической культуры. Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности, наличие у человека экологического сознания, экологического мышления. Ни то, ни другое у дошкольников сформировано быть не может. Поэтому при работе с ними можно говорить лишь о предпосылках или начале формирования экологической культуры.

       Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

     Родная природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Сознание дошкольника обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, которые уже сложились у дошкольников в процессе деятельности в природе и развивается в процессе непосредственного общения с ней. Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине, к своему краю, к своей природе.

     В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.

      В связи с этим перед педагогами стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Основная цель данной педагогической идеи – повысить уровень осознанного бережного отношения к природе родного края, через совместную деятельность взрослых и детей; реализация системы экологического образования дошкольников, разработка основных компонентов методической системы, обеспечивающих эффективность в условиях регионального компонента.   

         Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождения, но и первым средством воспитания. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится направлением в педагогической теории и практике. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег - это много красивых снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

      Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

К основополагающим принципам и приёмам, используемым в работе со старшими дошкольниками относятся:

  • Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

  • Принцип научности и доступности понятий:

- на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

  • Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их. Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость.
  • Принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

          Также в работе мною используются следующие формы работы с детьми:

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на территории детского сада;

- целевые прогулки, экскурсии,

- игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей и проблемные ситуации;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

- экологические праздники, акции;

- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- интегрированные занятия.

1. Очень эффективны игровые методы формирования основ экологической культуры. В играх различного вида (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, словесных и др.) дети получают самые разнообразные знания о родной природе в интересной, увлекательной форме. Например, д/и «С чьей ветки эти детки?», «Я знаю 5 названий растений (животных и др.) родного края» и др.; п/и «1,2, 3 к названному дереву (кустарнику) беги» и др. На ранних этапах развития ребенка педагог поддерживает антропоморфизацию природы, побуждает сопереживать животному, растению: «не трогай котенка — ему больно так же, как тебе», «не ломай ветки — растению больно».

Пример игровой ситуации: воспитатель обращается к детям с предложением ответить на полученную телеграмму: «Мы первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень».
(По В. Бианки. «Телеграммы из леса».)

При работе со старшими дошкольниками в содержание игры, построенной на очеловечивании природы, начинают вводить экологические сведения. Вот пример игровой ситуации, аналогичной описанной выше: «Мне нужна помощь! Срочная!
Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле - на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Срочно. Ваш Дятел».
 Здесь дети уже получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.

Названные особенности восприятия детьми природных объектов (очеловечивание, олицетворение) предоставляют возможность для интеграции собственно экологического воспитания и воспитания нравственного.

2. Сохраняют свою актуальность: метод наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, целевые экскурсии по территории детского сада, в парк, лес, беседы.

-Циклы наблюдений за обитателями участка детского сада, за объектами экологической тропы - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, за ростом и развитием растений цветника и огорода, за насекомыми и птицами родного края.Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение.

- В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение.

3. Иллюстративно-наглядный метод помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, о жизнедеятельности редких видов животных родного края).

К иллюстративно-наглядным материалам следует относить: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели. Помимо перечисленных, традиционных видов наглядно-иллюстративного материала, желательно использовать наглядные материалы на электронных носителях.

4. Использование ресурсов музейной педагогики. Виртуальные экскурсии в краеведческий музей, где собраны коллекции экспонатов, позволяют сформировать у детей представления о природе родного края, в том числе и в историческом аспекте ее развития.

5. Чтение художественной литературы. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Экологические сказки несут "экологическую информацию", т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

6. Акции - это социально значимые мероприятия, которые стали неотъемлемой частью педагогического процесса в дошкольном учреждении. Участниками акций, как правило, являются сотрудники, дети и  родители. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Например, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом, «Покормите птиц зимой», «Скворушка», «Защитим первоцветы»  и др.

7. С детьми дошкольного возраста также проводятся несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени. 

8. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания.  Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

9. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности, которая способствует реализации деятельностного подхода. Экологические проекты — это совместная деятельность педагога и детей, в рамках которой дети осуществляют большей частью известные виды продуктивной деятельности (рисуют животных, экологические ситуации; конструируют птичьи домики и т.п.). Собственно же проектированием здесь занимается взрослый (педагог, родители).

Были разработаны и реализованы с детьми старшего дошкольного возраста следующие экологические  проекты:  «Огород на подоконнике», «Поможем птицам зимой», «Наполни душу красотой», создан мини-музей «Борисоглебск – моя малая родина»» и др.

9. Работа с семьей. Очень важно в процессе формирования экологической культуры у дошкольников обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей. В родительских уголках и на сайте ДОУ размещаются консультации, памятки, буклеты разной экологической тематики, проводятся беседы с родителями, оформляются папки-передвижки на тему: «Дети и природа», «Времена года» и др.

     Таким образом, я полагаю, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с природой родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запомнятся на всю жизнь, и будут влиять на отношение человека к природе и к своей Родине.

Список используемой литературы:

  1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Academia, 2002.
  2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Academia, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольника через природу родного края (старшая группа).

Его весной и летомМы видели одетым,А осенью с бедняжкиСорвали все рубашки,Но зимние метелиВ меха его одели.О чем эта загадка?Это дерево....

Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром "Природа родного края" (старшая группа)

Цель: формирование представлений о природе родного краяЗадачи приоритетной образовательной области  Познавательное  развитие: вызвать чувство любви к природе родного края; воспитывать бережн...

«Ознакомление детей с природой родного края» старшая группа

. Воспитание гуманных чувств детей в процессе ознакомления с природой. Расширять знания детей о природе родного края, знакомить с ее разнообразием, животным и уникальным растительным миром, форми...

Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа

Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...