Птицы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Трисветова Елена Николаевна
Данные методические разработки созданы на основе ООПДОУ, федеральных го- сударственных стандартов дошкольного образования, примерной основной общеобра- зовательной программы дошкольного образования «Детство». Методические разработки рассчитаны на детей среднего дошкольного возраста и включают в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают раз- ностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое. Методические разработки ориентированы на всестороннее формирование лично- сти, с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Методические разработки объединены в один тематический блок (модуль), кото- рый позволяет создать все условия для раскрытия потенциала ребёнка в разных видах деятельности. Изучение данной темы позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах: их разновидностях, особенностях обитания и питания, о том, как им помочь пережить голодную и холодную зиму. При изучении темы дети расширят кругозор, продолжат развивать связную речь, творческие способности, поис- ковую деятельность. Данный материал может быть использован воспитателями на занятиях по озна- комлению с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Птицы

I. Содержание:

  • Какие птицы бывают,
  • Кто живет у озера,
  • Кто живет в лесу,
  • Где чье гнездо,
  • Перелетные птицы,
  • Оседлые птицы,
  • Домашние птицы.

II. Форма подачи информации:

  • Экскурсия в зоологический музей,
  • Экскурсия в зоопарк,
  • Посещение цирка,
  • Картина Саврасова А.К. «Грачи прилетели»,
  • Наблюдение домашних птичек,
  • Альбомы с фотографиями,
  • Выставка картин «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Птицы южных стран»,
  • Гнезда,
  • Чем мы можем помочь птицам?
  • Нос, ноги птицы,
  • Птицы предсказывают, аудиокассеты с записями птичьих голосов.

Деятельность детей:

Манипулятивный центр

Игры:

  • «Помогите малышкам найти маму»,
  • «Сколько яиц снесла курица?»,
  • «Найди на картинке лишний хвост»,
  • «Сколько здесь лебедей?»,
  • «Кто на каком кубике стоит? (по цвету)»,
  • «Что забыл нарисовать художник (ноги, хвост)?»,
  • «Дорисуй картинку»,
  • «Кто в каком гнезде живет? (на дереве, в траве, в дупле, в скворечнике)»,
  • Картографы домашние, дикие птицы и т.д.,
  • Разобранные по частям картинки птиц, собрать,
  • Разобрать картинки по назначению: воробьи – к воробьям, голуби  голубям. Сосчитать, сколько их и кого больше, кого меньше?

Литература

  • Выставка и просмотр книг В. Бианки «Кто чем поет», «Чьи это ноги», «Синичкин календарь», «Мастер без топора»;
  • Книги для рассматривания: Н. Сладков «Птицы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу», фотокнижка – Н. Сладков «Кто в Южной Америке живет», энциклопедия для детей «Четыре времени года»;
  • Прослушивание аудиокассет, просмотр мультфильмов, видеофильмов, птичьи голоса.

Искусство

  • Показ приемов рисования птиц (пингвин, ласточка и т.д.);
  • Нарисуй любимую птичку карандашами, мелками, красками по деланию;
  • Оригами птиц;
  • Аппликации «Чайки на море», «Попугай на пальме», «Сова на дереве» с использованием нарезки ниток, цветной бумаги, толченой крупы;
  • Обводки разнообразных птиц;
  • Работа над проектом «Птицы на озере» (фантазия) с использованием ткани и гуаши;
  • Вместе с детьми делаем кормушки для птиц из пустых упаковок сока, молока.

Строительный центр:

  • «Мы построим птичкам дом». Строительство скворечника по схеме, используя кубики, длинные, узкие доски.
  • Прогулка:
  • Наблюдение за птицами, на площадке, в лесу. Поведение и повадки птиц. Воробьи перед резким похолоданием утепляют гнезда. Ласточки перед хорошей погодой летают высоко в небе;
  • Наблюдение за тем, как птицы едят с самодельных кормушек

Центр науки  и природы:

  • Наблюдение за домашними птицами – канарейками, попугаями;
  • Рассматривание перьев птиц;
  • Полет: сделать с детьми веер на палочке, помахать им в воздухе. Описать свои ощущения (сопротивление воздуха);
  • Взять листочек бумаги, поставить перед собой держа в руке – он упадет, подуть – он полетит;
  • Выставка книг и иллюстраций про перелетных птиц и оседлых;
  • Картографы дикие – домашние птицы, кто живет у озера, в лесу.

Вода – песок:

  • Перья птиц, тонут или не тонут, мокнут или нет?
  • Построение гнеда из прутиков, палочек, сухих листьев и т.п.

Сюжетно-ролевая игра:

  • Постановка задачи «Про то, как колибри вылечила крокодилу зубы». С костюмами животных и самой птички.

IV. Работа с родителями

  • Родители принимают участие в организации экскурсии в зоологический музей, зоопарк и посещение цирка;
  • Родители помогают в организации выставок сбором информации, записей голосов, картинок, фотографий по теме;
  • Родители сопровождают прогулку в парк, в лес, на озеро;
  • Оказание помощи в создании живого уголка (приносят домашних птиц для наблюдения).

V. Какие птицы бывают

Птиц на Земле довольно много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие (двухметровой величины), есть совсем крошечные (не больше бабочки и почти ничего не весящие). Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не умеют летать. Одни птицы живут в лесу, другие – только в степи, третьи – там и тут. Но есть такие, которые живут только в горах, только в пустыне или на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой. Другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, ягоды, семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные. У одних птиц они появляются на свет голенькими и беспомощными, и родители с утра до позднего вечера хлопочут около них. Постепенно птенчики оперяются и вылетают из гнезда.

А у других птиц детишки, едва вылупились из яйца, сразу встают на ноги и бегут за матерью. Они почти сразу умеют находить себе еду и прятаться в случае опасности.

Одни птицы получили свои имена за голоса, другие  - за цвет, третьи – за поведение.

Список литературы по теме Птицы:

  • Г. Шмань «С возвращением, аист!»,
  • М. Штейнбах «Волшебная дудочка»,
  • В. Чернышов «Отъявленный чиж»,
  • Е. Чернушкин «Птичье озеро»,
  • В. Чаплин «Несносный питомец», «Крылатый будильник», «Воробьиная наука»,
  • В Бианки «Кто чем поет», «Чьи это ноги», «Синичкин календарь», «Мастера без топора», «Про птиц и зверей»,
  • О. Туманян «Птицы», стихи,
  • Н. Сладков «Жизнь на песке», «Смелый фотоохотник», «За птичьими голосами»,
  • Г. Снигирев «Птицы наших лесов»,
  • М. Пришвин «Говорящий грач»,
  • К. Паустовский «Растрепанный воробей»,
  • И. Левандовский «О том, как синицы на яблоне жили»,
  • Ю. Дмитриев «Как обманули птиц»,
  • Э.Н. Голованова и Пушкинский Ю.Б. «Птичьи заботы», «Гнездо - дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....