Экологическое образование
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Про экологическое образование для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей « О формах и методах экологического образования дошкольников»

Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Рассмотрим некоторые из них.                                                                  Уроки доброты – проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их общения к миру природы. Цель: развивать интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется ( от одной до нескольких минут в зависимости от настроения ребенка на заданную тему). Тематика уроков доброты: «Когда я был добрым по отношению к природе», «Украшение земли», «Чем красив цветок?», « Как ты проявляешь любовь к животным?», «Гармония красок» и т.д.    Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсуждать и проигрывать следующие ситуации .                                             – Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?  - Ягоды по одной в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?                                                                                                                                                                                  Уроки мышления.                                                                                                                                                                              Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы-наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?».     Например: «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?». Не следует забывать : познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы. Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением худ-ных  произведений способствующих формированию у детей чувства природы.                                                                                                       Экологические экскурсии-экспедиции.                                                                                                                     Цель: найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.                                                                                                                                                      Содержание экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях экологической обстановке, наличие животных и растений. Во время экскурсий дети могут заготавливать лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях ( в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т.д.). Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, песчаные осыпи: ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу. Для экологической экспедиции, как правило требуется специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер, папка для гербарий, коробочка, пакеты, фотоаппарат и т. д. Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы: «Исследования природы». Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекции.                                                                                                                                                                  Коллекционирование.                                                                                                                                                                              Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, известняк и т.д.).   Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об использование. («Что делают из гранита?», «Как получают стекло, железо?», «Что такое уголь?», «Как он используется?» и т.д.).   Коллекционировать можно все, что угодно: запахи, звуки, краски природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставки, музеев, организуемых детьми.

Экологические выставки и экспозиции.                                                                                                                                                                     Цель: ознакомление с природными явлениями, недоступные для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми. Тематика может быть само разнообразной: «Лес-друг человека», «Богатства недр нашей Земли», «Космос» и т.д. Н а выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми,для экскурсий, которые в состояние провести даже дети.                                                                                                                       Экологические наблюдения.                                                                                                                                                                           Цель: формировать представление о животных и растениях, как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так в наблюдениях за растениями можно выделит следующие циклы: названия интересные сведения, связанные с названием; классификация (дерево, кустарник, травянистое растение), внешний вид, части, назначение; условия необходимые для роста и развития; среда  обитания; растения, как пища для животных; способы распространения семян; как человек помогает растениям; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности, классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие), способ передвижения, приспособление конечностей и способу передвижения; способ добывания пищи, пища; среда обитания; размножение; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.                                                                                                            Практическая деятельность детей.                                                                                                                                                     Цель: закрепление норм поведения в природе, формирование понимания ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.                                                                    Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут  расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.                                                                                                                                                                                      Экологические тропы.                                                                                                                                                                         В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в неприкосновенности и любоваться нетронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке д/с. Что может увидеть ребенок на экологической тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в красную книгу, муравейники, холмики крота, формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. Чтобы тропа действительно начала воспитывать экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.                                                                               Экологические карты.                                                                                                                                                                                           Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествие по территории д/с, затем по ближайшим окрестностям. И как настоящие путешественники- исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет вдоль дороги; где участки земли чище; у торговых точек или у школы, д/с и почему; где возникают свалки; где положены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На карте отмечают, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль тропы? Наиболее загрязненные места отмечают красным цветом. Можно рассказать детям, что существует экологическая тропа России, цель которой-выделить наиболее загрязненные места, опасные для жизни, места экологических бедствий и катастроф.                                                                                                                                                                                      Экологические игры.                                                                                                                                                                            Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоема» - позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамида» помогает показать пищевые цели (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет гибель остальных). Соревновательные экологические игры стимулирует активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукционы, КВН, экологическая викторина и т.д. Широко применяются в практике игры-путешествия в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д. Дидактические игры: «Кто где живет», «Летает, прыгает, бегает» (о приспособлении животных и среде обитания), «У кого какой дом», «Что с начало, что потом» и т.д.                                                                                                                                   Рекомендации: Продолжать дома закрепить с детьми уроки доброты, вспомнить правила поведения в природе: что нельзя ломать деревья, разрушать гнезда, муравейники, не рвать цветы, научить детей любить и охранять природу. Человек-это часть природы, вместе с детьми понаблюдать как бабочка порхает по красивым цветам, как маленький муравей тащит веточку больше себя. Родители должны подавать пример своим детям: предложить поиграть в игры на свежем воздухе. Так давайте же вместе с вами научим наших детей любить и охранять природу.

                                           

                                                                                                                      Дегтярева Н.Е.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...