Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "Воздух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_2.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи занятия:
Образовательные:
1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей при помощи неживой природы (воздуха).
2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом.
3. Знакомить со свойствами воздуха.
4. Дать знания о роли воздуха в природе.
5. Формировать умение выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение сочувствовать героям, эмоционально погружаться в их проблемы.
2. Воспитывать самостоятельную личность.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2.Развивать формы мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, связную речь.
Предварительная работа: беседы о том, что такое неживая природа (Воздух, вода, снег, лед, земля, камни); Беседы о явлениях природы; Беседы о том как воздух становится грязным и как это не допустить, как сделать воздух чистым; Чтение сказок «Пузырь, лапоть и соломинка», Отрывок из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города», С. Маршак сказка «Мыльные пузыри», «Энциклопедия для малышей в сказках» Елена Ульева
Формы работы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); миски с водой; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.
Ход занятия:
Сконцентрировать внимание детей, подвести к теме занятия.
-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам.
Яркое солнышко встало опять
«Доброе утро!» должны мы сказать
Взрослому если встречаемся с ним
Громкое «Здравствуйте!» мы говорим
Друзьям мы говорим «Привет!»
«Привет!» нам говорят в ответ.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Что мы с вами вдохнули?
Дети: воздух
Воспитатель: теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?
Дети: плохо
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку»
Воспитатель:
Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем?
Дети: он пуст
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему?
Дети: в нем нет воздуха. Он пуст.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Какого цвета воздух? (ответы детей)
Ребята, на столах у нас фонарики, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке»
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
У меня на столе стоит большая емкость с водой и предметы, необходимые для нашего эксперимента.
Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.
Воспитатель: Что произошло с шариком?
Дети: Он утонул.
Воспитатель берет следующий предмет (деревянный кубик) опускает в воду.
Воспитатель: Что произошло? Предмет утонул или нет?
Дети: Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет.
Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава).
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой).
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу).
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил?
Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом)
(Дети на столе видят жидкую гуашь, бумагу, трубочки)
Воспитатель: Как вы думаете, воздухом можно рисовать?
Воспитатель: На лист бумаги рисуем дерево, используя побольше воды, чтоб краска была жидкой (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр рисунка, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем краску от центра в разные стороны. Посмотрите, как краска разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? А теперь давайте превратим наши деревья в заснеженные. Проделываем туже самую работу. Вам нравиться?
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
Без воздуха ничто живое не может жить.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.
-Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.
Список используемой литературы:
1. Познавательные сказки для детей 4-7 лет.
Л. Н. Вахрушева. «ТЦ Сфера», 2011.
2. Метод проектов в дошкольном образовании.
Н. А. Кочкина. «Мозаика-Синтез», 2012.
3. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Мозаика-Синтез», 2012.
4. Энциклопедия для малышей в сказках. Елена Ульева. «Феникс» 2016.
5. Интернет-ресурсы. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема «Льдинка и Снежинка» 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Золотая рыбка»
ТЕМА: « Золотая рыбка» Цель: Создать условия для изготовления детьми сувенира «Золотая рыбка» используя такое свойство бумаги, как пластичность Задачи: ...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Подводный мир"
В конспекте использованы приёмы мнемотехники...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие с детьми включает в себя различные виды деятельности - познавательную, художественную, изобразительную....
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Золотая хохлома"
Знакомство детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью....
Конспект Интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
1. Уточнить с детьми понятие «транспорт» 2. Учить группировать транспорт по назначению: пассажирский и грузовой 3. Обогащать словарь за счет слов: железнодорожный порт, пассажирский, грузовой, расст...
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Семья"
Фронтальное интегрированное занятие педагога-психолога и логопеда с детьми с диагнозом ОНР по теме "Семья"...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в лесу"
Программное содержание:Умение различать количественный и порядковый счет в пределах 10.Правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету.Продолжить знакомить с составом числа из двух меньших едини...