Открытое занятие "Путешествие в лабораторию"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гридаева Марина Владимировна

 Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в  лабораторию»
 - Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
-Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.
- Развитие органов слуха, зрения, обоняния.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
«Коммуникация»
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
«Социализация»
- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Учить делать выводы в процессе эксперимента.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Безопасность»
- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов.
«Труд»
- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
- Воздушный шар на палочке или с гелием;
-письмо;
- картинки с правилами безопасности;
-ёмкость с водой и стакан;
-ёмкость с холодной и горячей водой;
- пластмассовая бутылка;
- шарик;
- стаканчики по кол. детей с чистой водой;
- стакан с молоком и стакан с водой, картина;
- стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки;
- ёмкости разной формы;
-металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей;
- стеклянные стаканы с водой и скрепки;
-магниты по количеству детей;
-картон и кнопки
-халаты для профессоров
-фартуки по кол. дет.
Ход занятия
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе будем мы играть. (беремся за руки)
Воспитатель: - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы  ». (открыть)
«Ребята, мы профессоры страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.
Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.).
- Ребята,а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?
Задание 2. Вспомните привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.
Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.
- Ну вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» в лабораторию.
-Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова)
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прям в страну чудесную, шарик золотой.
Где чудеса волшебные, где превращения интересные.
Закружи нас унеси и в страну нас отнеси.
-Ой ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», в самой настоящей лаборатории.
- Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду). Дети одевают фартуки и нарукавники
-Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете с чес мы будем проводить опыты.
О нем говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
- Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом.
Эксперимент № 1:
Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2:
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
- А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.
Эксперимент № 3: (Выполняет воспитатель)
Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Воспитатель: - Ребята скажите все эти эксперименты мы провели с чем? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)
Зрительная гимнастика
- Ребята, послушайте Дашу, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать. (читает стих)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно.
- А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стану с водой и понюхайте её.
Эксперимент № 4:
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
- А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите какого она вкуса? (безвкусная)
Вывод: Вода не имеет вкуса.
- Какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что видна?
Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Вот вам следующее задание
Эксперимент № 5:
Воспитатель: Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой и еще соль, сахар и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли или сахару и размешать.
Воспитатель: что произошло (соль и сахар растворились)
Мы делаем следующий вывод.
Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.
- А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму.
Эксперимент № 6:
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
физкультминутку про «Дождик»
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
- Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.
Я вам сейчас загадаю загадку:
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает»
Правильно, это магнит. (показать)
Воспитатель: Ребята, а что такое магнит?
Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок».
Он очень много хранит в себе секретов
И сейчас мы разгадаем первый секрет.
Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»
- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы.
- А сейчас мы проверим действует ли магнит через картон.
Эксперимент № 8 «Танец кнопок»
- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)
Вывод: магнит действует через бумагу.
- А сейчас мы проверим действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.
Эксперимент № 9 «Не замочи рук»
У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Вывод: магнит действует сквозь стекло.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.
- Ну вот мы провели все опыты и эксперименты что нам приготовили профессоры. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прям обратно в детский сад родной,
Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.
Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.
Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marina.docx9.53 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в  лабораторию»

 - Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

-Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.

- Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

«Коммуникация»

- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

- Активизировать речь и обогащать словарь детей.

«Социализация»

- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

- Учить делать выводы в процессе эксперимента.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Безопасность»

- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов.

«Труд»

- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

- Воздушный шар на палочке или с гелием;

-письмо;

- картинки с правилами безопасности;

-ёмкость с водой и стакан;

-ёмкость с холодной и горячей водой;

- пластмассовая бутылка;

- шарик;

- стаканчики по кол. детей с чистой водой;

- стакан с молоком и стакан с водой, картина;

- стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки;

- ёмкости разной формы;

-металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей;

- стеклянные стаканы с водой и скрепки;

-магниты по количеству детей;

-картон и кнопки

-халаты для профессоров

-фартуки по кол. дет.

Ход занятия

Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе будем мы играть. (беремся за руки)

Воспитатель: - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы  ». (открыть)

«Ребята, мы профессоры страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.

Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.).

- Ребята,а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?

Задание 2. Вспомните привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.

Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.

- Ну вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» в лабораторию.

-Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова)

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям в страну чудесную, шарик золотой.

Где чудеса волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас унеси и в страну нас отнеси.

-Ой ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», в самой настоящей лаборатории.

- Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду). Дети одевают фартуки и нарукавники

-Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете с чес мы будем проводить опыты.

О нем говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

- Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом.

Эксперимент  1:

Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент  2:

Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

- А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.

Эксперимент  3: (Выполняет воспитатель)

Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)

Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

Воспитатель: - Ребята скажите все эти эксперименты мы провели с чем? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)

Зрительная гимнастика

- Ребята, послушайте Дашу, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать. (читает стих)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно.

- А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стану с водой и понюхайте её.

Эксперимент  4:

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

- А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите какого она вкуса? (безвкусная)

Вывод: Вода не имеет вкуса.

- Какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что видна?

Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

- Вот вам следующее задание

Эксперимент  5:

Воспитатель: Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой и еще соль, сахар и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли или сахару и размешать.

Воспитатель: что произошло (соль и сахар растворились)

Мы делаем следующий вывод.

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

- А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму.

Эксперимент  6:

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

физкультминутку про «Дождик»

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

- Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

Я вам сейчас загадаю загадку:

«Этот жадный предмет все предметы хватает.

Для него нормы нет, прилипанием страдает»

Правильно, это магнит. (показать)

Воспитатель: Ребята, а что такое магнит?

Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок».

Он очень много хранит в себе секретов

И сейчас мы разгадаем первый секрет.

Эксперимент  7 «Все ли притягивает магнит?»

- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.

Вывод: магнит притягивает металлические предметы.

- А сейчас мы проверим действует ли магнит через картон.

Эксперимент  8 «Танец кнопок»

- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)

Вывод: магнит действует через бумагу.

- А сейчас мы проверим действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.

Эксперимент  9 «Не замочи рук»

У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Вывод: магнит действует сквозь стекло.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.

- Ну вот мы провели все опыты и эксперименты что нам приготовили профессоры. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям обратно в детский сад родной,

Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.

Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...

Открытое занятие: « Исследовательская деятельность в лаборатории».

Исследуемый объект: вода и воздух.Цель работы лаборатории: Развитие у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности.Цель опытов: Выявлять свойства воды ( имеет ве...

"Лаборатория интересных открытий"

НОД по образовательной области "Познание", исследовательская деятельность....

Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"

Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...

Сценарий открытого досуга «Научная лаборатория. Волшебница вода»

Сценарий открытого досуга«Научная лаборатория. Волшебница вода»...

Открытое занятие на тему: "Открытие лаборатории Почемучкина"

Основной целью открытия лаборатории Почемучкина является формирование знаний детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности...