Конспект занятия "Белорусские громницы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Томина Елена Владимировна

Занятие знакомит детей с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями,символикой: флаг, гимн, герб; главным городом Минском. Воспитывает добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_belorusskie_gromnitsy.docx95.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №169»

г. Оренбург

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Белорусские громницы»

 

                                                         

                                                                           

                                                                           

                                                                            Подготовил:

                                                                            Воспитатель

                                                                            Томина Е.В.

     

 Программное содержание:

- Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.

- Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи,

- Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом Минском.

- Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

- Активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, рушник, торф, Беларусь, Минск.

Оборудование: куклы, одетые в русские национальные костюмы, «Колесо истории», белорусские костюмы для детей, образец торфа, белорусские сувениры из соломки, с рассказом о Белоруссии, свеча. рушник, угощенья для детей, презентация.

Предварительная работа: дети знакомятся с Россией, Украиной. Ход занятия

Воспитатель: - Дорогие гости, мы приглашаем вас на «Белорусские громницы».

     Этот зимний особенный праздник имеет глубокие корни и в Беларуси его

празднуют дважды: 2 февраля и 15 февраля.

Громницы всегда символизировали переход от зимы к лету.

Все ритуалы на Громницы связывались с (грамничай) свечой, воск для которой

всегда готовился отдельно. Эту свечу должен был выплавить хозяин дома

самостоятельно, и сделать это надо было в последнюю субботу перед праздником.

Свеча считалась оберегом домочадцев и живности от нечистой силы, от зависти и

от сглаза.

Хранилась она за образами и оберегала дом до следующих громниц. Этот праздник стал ещё восприниматься, как встреча зимы и лета.

Стих.

Очень часто на Громницы в деревнях устраивались массовые гуляния с представлениями и хороводами. В них участвовала вся деревня, но больше всех праздник любила молодёжь. Поговорки:

«Громницы — скидай рукавицы», «На громницы напьётся петух водицы», «Громницы — половина зимицы».

Воспитатель: ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы Маня и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные.

Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

А во что одет Ваня? (Ответы детей)

В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы. Воспитатель: Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?

Дети: Маня и Ваня живут в России.

Воспитатель: У них есть друзья Олеся и Юрась, которые живут в Республике Беларусь и Маня и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.

Отправимся мы туда сквозь «Колесо истории». Звучит музыка.

Дети идут змейкой, пролезают сквозь «Колесо истории» и встают около стульчиков.

     Появляются девочка и мальчик, одетые в национальные белорусские костюмы, выносят хлеб-соль на рушнике.

Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Девочка: Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас. Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем, Он на блюде расписном с белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим. Общий поклон, дети садятся.

Воспитатель: Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью.

  • Юрась и Олеся садитесь с нашими ребятами, а я расскажу вам про Республику Беларусь, (презентация)
  • Беларусь большая страна, (слайд 2)
  • Главный город в Белоруссии - столица Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом Александром Григорьевичес Лукошенко.  (слайд 3, 4)
  • У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн, (слайд 5) (Символика )

(Прослушать гимн Белорусы)

  • Беларусь богата лесом (слайд 6)

      В Белоруссии находится самый большой и древний лес во всей Европе, его называют Беловежская пуща. Здесь находятся 2000 гигантских деревьев. В пуще обитает очень древний вид животных - зубр.

  • Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).
  • Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля), (слайд 7)
  • Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нём работают многие электростанции.

Эксперимент: горение торфа.

  • Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли - одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин», (слайд 8)
  • Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи, (слайд 9)
  • Один из самых древних народных промыслов у белорусов - гончарное дело, (слайд 10)

Выставка.

  • Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега

дома, (слайд 11)

Выставка.

  • Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками. Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников, (слайд 12)

Выставка.

  • Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать.

Это танцующий народ. (Танец «Крыжачок»)

Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Обряды - это песня и танец.

Песня «Белая косыночка»

И еще они очень любят играть, (слайд 13)

  • Давайте с вами тоже немножко отдохнем и поиграем в белорусскую игру «У

Мазаля».

Проводится подвижная игра «У Мазаля».

После игры дети садятся на стульчики в центре остаются дети, одетые в национальные белорусские костюмы.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают).

  • Что это за костюмы. (Ответы детей)
  • Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите, какие они красивые.
  • Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство, (слайд 14, 15, 16)
  • Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках)
  • У русской девочки одет сарафан, а у белорусской - юбка с кофточкой, жакет. У обеих - передники, но узоры на них разные. На головах - кокошник. У русского мальчика надета рубашка - косоворотка, сапоги, шаровары, на голове - картуз.

У белоруса - рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.

А ещё русский народ и белорусский похожи тем, что любят петь частушки.

Частушки.

  • Мы с вами были художниками и украсили узорами белорусский костюм. И теперь подарим их Олесе и Юрасику.

Подарки.

Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь. Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.

       Мы и пели и плясали, много нового узнали. Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час. Бывайте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дому, до хаты.

Дети прощаются с Олесей и Юрасиком и змейкой проходят через «колесо истории», возвращаясь домой.

Воспитатель: Ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним,

что мы с вами узнали. (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...

Подвижная игра "Веселая громница"

Цель: развитие у детей   умения выполнять плавные движения, по сигналу ведущего, навык коллективного движения....