Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна идет! Весенние изменения в живой и неживой природе».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Весна идет. Весенние изменения в живой и неживой природе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром

Группа: подготовительная к школе логопедическая

Цель: закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные – продолжать формировать представления у детей о весенних изменениях в природе; закрепить знания об изменениях в неживой природе, жизни животных, птиц, растений; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Развивающие – развивать мышление, любознательность, творчество, активизировать словарь, умение подбирать определения к заданному слову, составлять рассказ с опорой на схему;

Воспитательные –  воспитывать интерес и бережное отношение к родной природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы: беседа, использование художественного слова, рассказы детей, элементарные опыты, экспериментирование.

Предварительная работа: аппликация с детьми стеблей цветов, стоящих в вазе.

Оборудование: картинки по темам «Зима», «Весна»;

-  2 блюдца;

- настольная лампа;

- снег в термосе;

- таз с водой, пенопласт (тонкий), салфетки для рук;

- желтый круг из бумаги, мел;

- схема для описания животных;

- ваза с цветами из бумаги.

На каждого ребенка:

 - медальки с изображением животных (лиса, медведь, заяц);

- квадратные листки бумаги;

- клей, клеенка.

Ход занятия

I. Организационный момент (дети становятся в круг, взявшись за руки).

- Прежде чем начать занятие, давайте поздороваемся с гостями и друг с другом:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!  Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

II. Определение темы методом подведения под понятие.

- Я загадала время года. С правой стороны доски – картинки, которые подходят к этому слову, а с левой – не подходят.

Кто догадался, что это за время года? (весна)

III. Актуализация имеющихся знаний.

- Как вы догадались?

- Какое время года за окном сейчас?

- Какой месяц?

- А какой это месяц весны по счёту?

- Сейчас первый месяц весны, а снег ещё не растаял. Как вы думаете, почему?  (зима долго не хотела уходить)

III. Совместное открытие знаний.

- Вчера, когда мы были на прогулке, то заметили, что на дорожках уже совсем сухо, но снег ещё всё же есть. Кто заметил, в каких местах снег ещё сохранился?  (в тени, под деревьями, в лесу)

- Почему?  (туда не проникает солнце)

- Вы думаете поэтому?

-А что бы узнать, так ли это, давайте проведем опыт: в две одинаковые тарелки положим по льдинке. А как вы думаете, что может быть вместо солнышка? (лампа)

- Попробуйте, подставьте руку, идет тепло?

- Одну тарелку поставим под лампу, от нее идет тепло, будто от солнышка, а другую тарелку мы оставим в тени. И через некоторое время увидим, где лед растаял быстрее: под «солнышком» или в тени.

- Ну, а пока лед тает, предлагаю вам отгадать загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все… (солнце)

- А вот и наше солнышко (воспитатель выставляет на доску желтый круг)

- Смотрите, у солнышка чего -то не хватает? (лучиков)

- Солнышко загрустило и спрятало свои лучи. Давайте дадим определение солнышку, какое оно, может тогда оно развеселиться и лучи появятся (ласковое, теплое…).

- Ну а пока мы разговаривали про солнышко, завершился наш опыт со льдом. Давайте посмотрим, где лед растаял быстрее? (под лампой)

- Что это значит? (В солнечных местах лед тает быстрее, а в тени медленнее)

- Значит, наше предположение подтвердилось.

- Да, сейчас весна в самом разгаре – светит веселое, теплое солнышко, снег и лед таят. Бегут озорные ручейки. Но это в городе, а какая картина за городом – в лесу, на реке?

- В эту зиму морозы были очень сильные, лед крепко-накрепко сковал реки. И сейчас, в марте, реки в некоторых местах скованы льдом. Ребята, а можно ли сейчас ходить по льду на реке?

- Проверять это по- настоящему мы не будем. Но провести опыт на модели и выяснить можно ли ходить по льду, мы можем.

(Дети подходят к тазу с водой)

- Эта емкость с водой – модель реки, а это – модель льда (пенопласт). Роль человека будет исполнять пальчики Димы. Наш человек идет по льду на реке. Лед прочный, смело ступает человек. Ой, лед треснул и человек провалился под воду.

- Что показал этот опыт? (весной по реке ходить нельзя)

IV. Закрепление знаний.

- Мы с вами поговорили о том, какие изменения происходят на реке, а что же в лесу, как весну встречают лесные жители?

- Давайте подойдем к этим стульчикам, на них лежат эмблемы с изображениями животных. Берите себе по одной.  У кого одинаковые картинки, подойдите друг к другу.

- Какое у каждой группы изображено животное? (лиса, заяц, медведь)

- Каждая минигруппа, посовещавшись между собой, расскажет о том, как встречает весну животное, изображенное на картинке. А поможет вам в этом схема.

- Даю вам время на обсуждение рассказов.

Ответы детей.

- Ребята, а как вы думаете, много сейчас животных осталось в лесах? (Нет, многие животные сейчас на грани исчезновения)

- А как нам с вами помочь диким зверям выжить? (При посещении леса не мусорить, соблюдать правила поведения в лесу…)

- Молодцы, оказывается, вы много интересного знаете о животном мире.

V. Актуализация.

 А теперь обратите внимание на этот весенний букет. Из чего он? (из бумаги)

- Почему? (на улице еще нет цветов, слишком холодно)

- А какие первые весенние цветы вы знаете? (подснежники)

- Кто-нибудь их видел?

- А если бы увидели, сорвали бы?

- Эти цветы очень редкие и занесены в Красную книгу, и рвать их мы не будем, а лучше сделаем из бумаги.

        Вчера мы начали делать картинку, но не закончили.  Давайте закончим сейчас и сделаем подснежники из бумаги, а потом наклеим их на нашу картину.  

Работа детей в технике оригами («подснежники») с последующей аппликацией.

VI. Рефлексия.

Какой замечательный букет получился! Это первые весенние цветы, а какие еще приметы весны мы сегодня вспоминали?

- А что вам больше всего понравилось?

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе«Знакомство с животными севера и жарких стран»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «Ждём весну!»

Занятие направлено формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества. С помощью дидактических игр обогатить лексический запас слов по теме (Отечество, защитник), закрепить знания прилага...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием новых технологий -элементами театрализации по методике М.И.Родиной "Кукляндия". Морское путешествие.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром,развитию речи.музыкальных.ритмических  и творческих способностейересные игры для развития рече-сенсорных способностей с использованием н...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весна идет-весне дорогу»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе«Весна идет-весне дорогу»...